Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность Процесс построения демократического государства реализует задачи правового статуса и взаимоотношений государства и общества. Основной закон Российской Федерации определяет основные права и свободы человека и гражданина в соответствии с международным правом в области защиты прав человека. Формирование государства в нашей стране характеризуется масштабным реформированием социально-политических, финансовых, общественных и правовых основ жизни общества.
На первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, независимость, равенство и права человека, а также организация службы в учреждениях и организациях, выполняющих правоохранительные функции. Существует много особенностей и проблем в реализации правового статуса сотрудников пенитенциарных учреждений.
Так, на них распространяются ограничения, запреты и обязанности, содержащиеся в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также положения статей 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственных гражданских служащих Российской Федерации».
К проблемам, связанным с реализацией правового статуса указанных лиц, относятся многочисленные противоречия в законодательстве, затрагивающем правовую защиту сотрудников уголовно-исполнительной системы, противоречия в правовом закреплении их должностных гарантий.
К проблемам так же относится неустойчивый и низкий уровень субсидирования общественных работ, обеспечивающих стандартные виды деятельности для сотрудников пенитенциарной системы.
За последние годы произошли значительные изменения в правовой базе, регулирующей деятельность пенитенциарных учреждений и организаций. С другой стороны, современная ситуация, в которой регулируются и реализуются должности сотрудников уголовно-исполнительной системы, требует принятия новых решений по их содержанию и правовому регулированию, которые находят свое разрешение на практике, как на теоретическом уровне, так и в процессе регулирования деятельности данной системы.
Поэтому важность изучения данного вопроса определяется необходимостью развития организационных элементов этой правовой системы и модернизации законодательства в области организационных механизмов реализации правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы. Объект - правовое регулирование деятельности сотрудников пенитенциарной системы.
Предмет - проблемы правового регулирования статуса сотрудников УИС.
Цель - Выявление проблем, связанных с правовым статусом сотрудников ФЭП, и подготовка предложений по их решению.
Задача:
- Проанализировать правовое регулирование статуса сотрудников.
- Проанализировать правовое регулирование деятельности сотрудников ФСИН;
- выявить проблемы, связанные с правовым статусом сотрудников;
- проанализировать федеральный закон от 30 декабря 2012 года и рассмотреть пути повышения качества работы сотрудников органов в современных условиях;
Борисов, А.П. Герасимов, О.Г. Филимонов, В.Е. Южанин, Ц.А. Ямпольская и др. В области криминалистики С.С. Алексеев, Н.И. Буденков, Л.Д. Воеводин, Н.Н. Витрук, В.А. Карташкин, В.А. Кучинский, С.А. Комаров, А.В. Малько, Б.С. Нерсесянц, В.И. Новоселов, И.Л. Петрухин, А.С. Прудников, Т.Н. Радько, А.Г. Борисов, А.П. Герасимов, О.П. Герасимов, Т.Н. Южанин, Ц.А. Ямпольская и другие. Хабибулина и других авторов.
О правовом статусе должностных лиц учреждений и организаций, исполняющих наказания в виде лишения свободы, имеются работы М.Н. Герне, М.Г. Деткова, С.И. Кузьмина и других, Д.Б. Варьяно, Н.Д. Дорофеева, А.И. Зубкова, А.Е. Начева, В.Б. Первозванского, Г.А. Туманова и других. Некоторые исследования. Проблема социально-правового статуса сотрудников пенитенциарной системы Аксенов, Ахтурин, Балабанов, Владиков, Брыков, Долинин, А.Ю. Долинин, Н.В. Заводчиков, Н.Н. Макаров, В.И. Огородников, В.А. Пертли, С.В. Якушкин и другие авторы.
Проблема координации реализации правового статуса должностных лиц уголовно-исполнительной системы до конца не решена. Непосредственное изучение системы реализации правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы указанными учеными не проводилось. В настоящее время институт организационных механизмов реализации правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы еще недостаточно изучен в научной литературе по правовым и управленческим проблемам.
Вступление Российской Федерации в Совет Европы, передача уголовно-исполнительной системы (УИС) из ведения Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации и создание Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), создание единой системы государственной службы и статус государственных служащих, который в ближайшем будущем будут иметь сотрудники УИС, создали предпосылки для развития таких институтов государственной службы, как «Служба в УИС» и «Административное право», научно-исследовательских учреждений в области административного права .
Произошедшие изменения поставили перед наукой административного права ряд практических и теоретических проблем в области формирования единой административной политики, определения роли и значения службы в пенитенциарной системе, формирования и реализации административно-правового статуса государственных служащих в системе государственной службы Российской Федерации. Остается нерешенным ряд вопросов, имеющих принципиальное значение для создания эффективной и внутренне непротиворечивой инфраструктуры службы в исправительных центрах, формирования административно-правового статуса сотрудников исправительных центров .
В частности, ни в законодательстве, ни в доктрине административного права четко не определены правовая сущность и содержание понятий «служба в исправительных центрах» и «административно-правовой статус сотрудников исправительных центров». Кроме того, деятельность УИС регулируется рядом нормативных актов различной юридической силы.
В настоящее время действует Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» вступил в силу 30 ноября 2024 г.
Документ принят Государственной Думой 3 июля 2018 г. и одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 г.
Данный закон определяет службу в уголовно-исполнительной системе как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе, а также на должностях, не являющихся должностями в ней.
Устанавливает основные права и обязанности работников, а также ограничения и запреты, связанные со службой, требования к служебному поведению.
Введено понятие «контракт», определены стороны, содержание, формы и условия контракта, а также порядок его заключения.
Установлен конкурсный порядок отбора кандидатов на отдельные должности, возможность ротации ряда руководителей после 6 лет службы.
Предусмотрен единый подход к установлению продолжительности отпуска при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, продолжительность отпуска ставится в зависимость от стажа и условий службы.
Предусмотрены дисциплинарные требования к работникам, а также порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.
Отдельная глава посвящена вопросам разрешения конфликта интересов и разрешения служебных споров.
Однако в настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» в Российской Федерации существует три вида государственной службы: государственная, военная и правоохранительная. Однако проблема заключается в том, что в законе нет прямого указания на то, что исправительные центры относятся к какому-либо виду государственной службы. В то же время, несмотря на то, что существуют различные мнения об отнесении пенитенциарных учреждений к правоохранительным органам, некоторые ученые подчеркивают их непосредственную связь с военной службой. Несмотря на то, что задачи в пенитенциарной системе нелегко ассоциировать с каким-то одним типом задач, на основе анализа имеющихся правовых материалов можно сделать некоторые выводы .
Правоотношения, связанные с правовым регулированием деятельности сотрудников уголовно исполнительной системы регламентируется законодательством о государственной гражданской службе, что указано в ст.2 Федерального закона № 197
Служба в пенитенциарном учреждении является особой государственной службой и имеет ряд особенностей, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, определяющих правовой статус других видов государственной службы. К ним относятся особые условия поступления на службу, перехода, присвоения специальных званий, признания и прекращения службы, наличие особого правового статуса служащих (права, обязанности, ответственность, специальные надбавки и т. д.) и особый порядок назначения юридической ответственности. Исходя из анализа нормативных актов, определяющих характер правоохранительных служб, уголовно-исполнительная система по-прежнему относится к правоохранительным службам. Как уже говорилось выше, для обеспечения данного вида услуг необходимо было принять федеральный закон о данной службе .
Указанный федеральный закон установил также критерии пригодности к службе. Глава 7 содержит положения о служебной дисциплине, в том числе перечень поощрений и взысканий, порядок и принципы применения тех или иных взысканий. Необходимость данной главы обусловлена тем, что дисциплинарная практика и основания для применения дисциплинарных взысканий возлагаются на руководителей соответствующих подразделений, что является бессистемным и фрагментарным.
Таким образом, Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе» направлен на кодификацию существующей правовой базы, регулирующей деятельность уголовно-исполнительной системы.
Деятельность органов исполняющих наказания регулируется так же ведомственными Приказами и иными нормативными актами, регламентирующими административно-финансовые вопросы прохождения службы.
Таким образом, правовое регулирование деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, осуществляется на основании Конституции РФ и федеральных законов. В настоящее время идет работа по внесению изменений в нормативные акты, что делает работу указанных государственных органов более эффективной.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2- ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 13 июля 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25, ст. 2954; Рос. газ. – 2018. – 29 декабря.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. Закон Рос. Федерации от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 2, ст. 198; Рос. газ. – 2018. – 29 декабря.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. Закон Рос. Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) //Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52 (ч.1), ст. 4921; Рос. газ. – 2018. – 29 декабря.
5. Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 19.07.2018 N 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 30, ст. 4532.
6. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 27 апреля 2022 г. N 251 «Об осуществлении ФСИН России, учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, иными организациями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации полномочий заказчика» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404702511/
Научную
1. Гернет М. Н. История царской тюрьмы: в 5 т. Т. 2. М., 1951. С. 36.
2. Иванов, А. А. Законодательство о ссылке и его применение в Сибири во второй половине XIX века. Baikal Research Journal. 2011. № 4. С.48.
3. Коршунова И. В. Обязанность как правовая категория: автореф. дис.... канд. юрид. наук / И. В. Коршунова. М., 2004. – 28 с.
4. Кузнецова Н.Ф. Курс уголовного права. Общая часть. Учение о преступлении. М.: Зерцало. 2002. – 535с
5. Мелентьев М. П. Особенности применения отдельных видов уголовных наказаний. Рязань, 2003. - 254с.
6. Старков О.В. Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминологический анализ. Спб.: Юридический центр, 2001. – 45с.
7. Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. - 514 с.
8. Ширвиндт Е. Г., Утевский Б. С. Советское исправительно-трудовое право. М.: Госюриздат, 1957.- 244 с.
Учебно-методическую литературу
9. Кашуба Ю. А. Условное осуждение (освобождение) с обязательным привлечением к труду: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018. - 167 с.
10. Подройкина И.А. Штраф как вид наказания в современном уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - М, 2005. - 238с.
11. Максимов С.В. Цель в уголовном праве: методологические аспекты / Отв. ред. А.И. Чучаев. Ульяновск: УлГУ, 2002. – 216 с.
12. Толстая А.И. История государства и права России: учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2010. - 380с
13. Уголовное право России. Общая часть / под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. М.: Статут, 2016. – 560с.
14. Уголовное право России. Общая часть: учебник / Д.И. Аминов, Л.И. Беляева, В.Б. Боровиков и др.; под ред. В.П. Ревина. М.: Юстицинформ, 2009. - 570с.
15. Уткин В.А. Проблемы в системе альтернативных наказаний / Материалы межрегионального научного семинара молодых ученных. Барнаул. 1997. - 80с.
16. Уткин В.А. Проблемы теории уголовных наказаний: курс лекций. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. – 240с
17. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: учебник для вузов / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Зубкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2006. 720 с.
18. Смирнов Л.В. Административное право. М.: Норма, 2015. – 736 с.
Материалы периодической печати
19. Гончаров Д. Ю. Законодательная регламентация противодействия преступности во второй половине XIX в. // № 6. С. 10–15.
20. Гончаров Д. Ю. Противодействие преступности в российском законодательстве, практике его применения и науке в первой трети XIX в. // История государства и права. 2012. № 4. С. 40–45.
21. Дулепов В.В. Принудительные работы как вид уголовного наказания // Закон и права. 2018. № 10. – 98 с.
22. Кузнецова Н.Е. Правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации //Кронос.- 2021. -№ 2 (52) С. 113-116.
23. Огородников А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Вестник Самарского государственного университета. – 2010. №. 79- С.. 219-223.
24. Сыс С. В. Классификация преступных деяний по степени тяжести в уголовном Уложении 1903 года // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2016. № 17.
25. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Т. 2. Тула, 2001. С.176.
26. Фумм А. М. Уголовно-исполнительные нормы как основа пенитенциарной политики Российского государства XVIII в. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 4. С. 27.
27. Хомич В.М., Рябова Л.В. Наказания, не связанные с лишением свободы // Энциклопедия уголовного права. Т. 8. Уголовная ответственность и наказание / под ред. В. Б. Малинина. СПб., 2007. - 435с.
Электронные информационные ресурсы
28. Ксьонжик, А. В. Становление системы наказаний в российском уголовном законодательстве / А. В. Ксьонжик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 276-280. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96322/