Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на реализацию государственных программ и проектов в сфере образования и существенные финансовые вложения со стороны государства, некоторые проблемы остаются нерешенными. Недостаточная заработная плата педагогов, высокая административная нагрузка, ограниченные возможности карьерного роста и отсутствие системной поддержки молодых специалистов приводят к низкой мотивации кадров, что негативно отражается на качестве образования. В связи с этим требуется разработка нового, комплексного подхода, направленного на повышение престижа профессии учителя, устранение барьеров и привлечение молодых специалистов в образовательные учреждения. В условиях старения педагогического состава, низкой доли молодых специалистов и недостаточного уровня материальной и социальной поддержки учителей актуальность разработки проектов, направленных на повышение привлекательности педагогической профессии, становится особенно значимой.
Целью данной курсовой работы является разработка и обоснование проекта «Престиж педагога», направленного на повышение привлекательности профессии учителя через улучшение условий труда, поддержку молодых специалистов, популяризацию профессии и снижение административной нагрузки.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
определить понятие и виды государственных программ и проектов;
рассмотреть основные методы и инструменты управления;
провести анализ развития Санкт-Петербурга в сфере образования;
проанализировать федеральные программы и проекты в образовательной сфере;
провести анализ региональных программ и проектов в сфере образования;
оценить результаты реализации текущих программ и проектов в контексте выявленных проблем в регионе;
разработать рекомендации по созданию нового проекта;
установить цели и задачи нового проекта;
описать ключевые мероприятия проекта;
оценить ресурсы, необходимые для реализации проекта;
сформулировать ожидаемые результаты и эффекты от реализации проекта.
Объектом исследования является система образования Санкт-Петербурга, а предметом – отношения участников в сфере реализации государственных программ.
Методологическую основу исследования составляют методы системного анализа, изучения статистических данных, а также моделирование и проектирование мероприятий.
1. Теоретические основы управления государственными программами и проектами
1.1. Понятие и виды государственных программ и проектов
Вопросы разработки и реализации государственных программ на федеральном уровне прописаны в Федеральном законе № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и в «Положении о системе управления государственными программами Российской Федерации» [1].
Государственные программы – это основополагающие документы стратегического планирования, направленные на реализацию государственной политики в определённых сферах или направлениях. Программы разрабатываются для достижения конкретных целей, установленных стратегией развития страны или её отдельной области, и включают меры по выполнению задач. Каждая государственная программа должна содержать описание целей, задач, перечень мероприятий, планируемые результаты, а также ресурсы, необходимые для их реализации. Государственные программы утверждаются правительством Российской Федерации или уполномоченными государственными органами, с последующим мониторингом и оценкой их выполнения. Для реализации государственных программ предусмотрено выделение бюджетных средств, а также возможность использования иных источников финансирования. Все программы разрабатываются с учётом перспективных сроков [3].
Согласно «Положению о системе управления государственными программами Российской Федерации» программы делятся на отраслевые и комплексные программы (табл.1).
Таблица 1 – Типы государственных программ и их описание [7]
Тип программы Описание
Отраслевая программа Включает национальные цели, в рамках конкретной отрасли или сферы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России.
Комплексная программа Программа, целью которой является достижение приоритетов и целей государственной политики межотраслевого или территориального характера, затрагивающая сферы реализации нескольких государственных программ.
Эти типы программ имеют различия в области применения и масштабе реализации, а также в уровнях координации и межведомственного взаимодействия. В отраслевых госпрограммах собираются все мероприятия и расходы в конкретной отрасли, что обеспечивает большую прозрачность бюджета и деятельности государственных органов. Маркируются показатели, мероприятия и их параметры, относящиеся к сфере реализации комплексных госпрограмм. То есть обеспечивается возможность идентификации в составе отраслевой госпрограммы мероприятий (результатов), соответствующих сферам реализации комплексных госпрограмм.
К комплексным программам отнесены все территориальные программы (развитие Дальнего Востока, Арктики, Крыма и Севастополя, Северного Кавказа, Калининградской области, Комплексное развитие сельских территорий), а также программа «Доступная среда» и новые программы «Содействие международному развитию» и «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом». В комплексных госпрограммах помимо собственных мероприятий (показателей, ресурсов) аналитически отражается информация обо всех мероприятиях отраслевых госпрограмм, влияющих на сферу реализации комплексной госпрограммы.
В табл. 2 представлены обязательные требования к структуре и целеполаганию государственных программ.
Таблица 2 – Требования к разработке и реализации государственных программ [3]
Составные элементы и требования Описание
Цели и задачи программы Должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми и актуальными.
Показатели программы Должны быть связаны с достижением национальных целей и отражать общественно значимые эффекты.
Методики расчета показателей Утверждаются ответственным исполнителем программы и согласуются с соответствующими органами.
Уникальные коды мероприятий Кодировка мероприятий в системе "Электронный бюджет" для идентификации и мониторинга.
Контрольные точки Документально подтверждаемые события, отражающие ход выполнения мероприятий.
Приоритеты и цели государственной политики Указание связи с национальными целями, общие требования к политике субъектов РФ в соответствующей сфере.
Паспорт государственной программы Основной документ, содержащий ключевые сведения о программе.
Паспорта структурных элементов Паспорта и приложения, содержащие особенности каждого структурного элемента.
Планы реализации структурных элементов План реализации, исключая планы для федеральных и ведомственных проектов.
Правила межбюджетных трансфертов Описание порядка передачи трансфертов из федерального бюджета.
Правила бюджетных инвестиций и субсидий Порядок предоставления субсидий и бюджетных инвестиций.
Перечень научных исследований Объекты прикладных научных исследований и разработок.
Решения по капитальным вложениям Перечень объектов капитального строительства и мероприятий.
Решения о государственных контрактах Контракты, срок которых превышает утвержденные лимиты бюджета.
Реестр документов Ведение реестра документов, связанных с программой, для мониторинга и управления.
Структурные элементы Включают федеральные проекты, ведомственные проекты и процессные мероприятия.
Проектная часть Реализация направлений деятельности, предусмотренных положением о проектной деятельности.
Процессные мероприятия Выполнение госзаданий, субвенций, субсидий, мер соцподдержки и т.д.
Группировка мероприятий Возможность группировки мероприятий по направлениям программы.
Каждая государственная программ разрабатывается поэтапно (рис.1).
Рисунок 1 – Этапы разработки государственных программ
Перед началом постановки целей и задач программы Министерство экономического развития и Министерство финансов формируют проект списка государственных программ, учитывая цели развития страны и решения властей. В перечне указываются название программы, период её действия и ответственные за исполнение.
1.Подготовка предложений по стратегии, целям, показателям и структуре программы ответственными исполнителями и другими заинтересованными органами.
2.Проект паспорта программы согласовывается с соисполнителями, ответственными исполнителями и Росстатом, а также разрабатываются методики расчёта показателей.
3.Согласованный проект паспорта направляется в Министерство экономического развития и Министерство финансов для дальнейшего утверждения. Программа передаётся в Госдуму для рассмотрения. Нормативный акт об утверждении программы вносится в Правительство и также передается в Госдуму. Проект программы и его элементы рассматриваются с учётом состояния государственной тайны или конфиденциальности.
4.Министерство финансов Российской Федерации занимается подготовкой проекта федерального бюджета, включая расходы на реализацию государственных программ. Оно анализирует финансовые потребности каждой программы и оценивает их влияние на общий бюджет страны. Министерство экономического развития Российской Федерации вместе с Министерством финансов участвует в разработке перечня государственных программ и формировании бюджетных заявок. Оно также согласовывает распределение финансовых средств, определяя приоритеты программ в контексте социально-экономического развития. Для каждой программы назначается ответственное министерство или орган, который разрабатывает подробные предложения по бюджету программы. Эти предложения должны быть согласованы с Министерством финансов и, при необходимости, с другими ведомствами, включая Федеральную службу государственной статистики для учета и оценки показателей. После согласования всех предложений и расчётов, проект бюджета, включая расходы на программы, направляется на рассмотрение и утверждение в Правительство. Это высший орган, принимающий окончательное решение о выделении финансовых средств для каждой государственной программы. После утверждения бюджета Правительством, проект бюджета передается в Государственную Думу для обсуждения и утверждения.
5.Мониторинг, корректировка и оценка результатов выполнения государственной программы (этап 5,6,7 на рис.1) осуществляется теми же структурами. Росстат проводит сбор и обработку статистической информации, необходимой для оценки хода выполнения программы и достижения установленных показателей. В некоторых случаях создаются управляющие советы, которые осуществляют комплексный мониторинг программы, анализируют отчеты и оценивают соответствие результатов заявленным целям.
Паспорт государственной программы (п.3.1.) включает в себя:
1.Основную информацию о программе: цели, сроки, куратор, ответственный исполнитель, направления работы, а также влияние программы на выполнение национальных целей, включая безопасность страны.
2.Показатели по годам реализации программы.
3.Данные по показателям программы в разрезе регионов, касающиеся их полномочий.
4.Список структурных элементов программы с задачами, описанием ожидаемых результатов, сроками исполнения, ответственными и связью с показателями программы.
5.Финансовое обеспечение программы на весь период её реализации, включая бюджетные и внебюджетные средства, а также общий объем налоговых расходов [3].
Изменения в паспорте программы рассматриваются и утверждаются на заседании Правительства России вместе с обсуждением федерального бюджета на следующий финансовый год и плановый период.
Процесс создания, согласования и утверждения паспортов государственных программ и других документов, связанных с их реализацией, осуществляется с использованием системы «Электронный бюджет». Это делается в форме электронных документов, которые подписываются электронной подписью уполномоченных лиц. До начала использования этой системы документы могут оформляться на бумаге и подписываться в традиционном порядке. Функциональные требования для этой системы разрабатываются Министерством экономического развития и Министерством финансов России с согласованием Правительства.
1.2. Основные методы и инструменты управления