Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современное общество нуждается в активных, творческих и самодостаточных личностях. Личность должна быть самостоятельной, целенаправленной и ответственной.
Формирование таких образовательных результатов, как предметные и метапредметные, которые представлены группами универсальных учебных действий (УУД) каждым ФГОС, начиная с дошкольного образования, позволяет говорить о процессах индивидуализации и необходимого личностного развития в образовательной среде.
Развитая и грамотная речь необходимо каждому обучающемуся субъекту. Это подтверждает необходимость формирования и развития навыков монологической речи учеников в начальной школе. Такого рода процессы обеспечиваются на уроках иностранного языка.
Под монологической речью понимают развёрнутый, активный, произвольный и организованный вид речи. Говорящий при этом владеет каким-либо заданным содержанием и способен на его основе выстроить законченное логичное высказывание.
Речетворчество субъекта рассматривается в контексте монологического высказывания, но при этом подразумевает сформированное умение субъекта самостоятельно порождать устное или письменное высказывание, что подразумевает наличие итогового продукта речетворчества в виде текста, или высказывания. По мнению И.Н. Верещагиной и Г.В. Роговой, речетворчество характеризуется продуктивной речью, где субъект использует собственное языковое оформление и способен выстраивать логический план изложения текста с определённым содержанием.
В этом случае очевидно, что развитие монологического речетворчества субъекта будет отличаться от развития обычной монологической речи. Это отличие связано со способностью субъекта не просто передавать смысл ранее заданного содержания какого-либо текста, а самостоятельно подбирать некоторое содержание при устном или письменном высказывании.
Именно качественная разговорная речь рассматривается как всестороннего развития личности обучающегося, а также, как средство её успешной адаптации и социализации. Сформированная связная речь и речевая деятельность являются важным аспектом психического развития младших школьников и способствует формированию их речетворчества.
Обучение личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания и мышления, как речь. Именно речь является основой любого общения и позволяет передавать любую необходимую информацию.
Учёные С.П. Золотницкая, Н.Г. Гоцкин, Н.В. Елухина, Н.С. Харламов и др., занимались изучением проблем обучения монологической речи субъектов и пониманию ими иноязычной речи на слух. Теоретическую основу работы составили труды ученых М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер и др.
Педагогическая наука и практика накопила большой опыт использования педагогических технологий, методов, приемов и организационных форм, которые позволяют активизировать познавательные способности школьников и поддерживать их учебную мотивацию при овладении иноязычным речетворчеством.
При говорении младшие школьники учатся чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения и вступать в диалог с другими. Но при этом, важно понимать смысл того, о чём их спрашивают. Ученики должны умело отвечать на вопросы педагога и выполнять ту задачу, которую перед ними поставили. Всё это непосредственно связано с формированием иноязычной монологической речи.
Использование в образовательном процессе инновационных педагогических технологий позволяет говорить не только об активизации познавательной деятельности школьников, но и о разнообразии форм и методов учебно-воспитательного процесса при обучении школьников иностранным языкам.
Проектные технологии повышают творческую активность учеников и развивают их познавательные способности. Очевидно, что для более качественного овладения субъектом иностранным языком, ему необходимо хорошо владеть устной иноязычной речью.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе при обучении английскому языку.
Предмет исследования: средства и способы развития монологической речи у младших школьников.
Цель работы: изучить и обосновать в теории и на практике необходимость обучения младших школьников иноязычной монологической речи как способу развития речетворчества.
Задачи:
1. Рассмотреть роль монологической речи в иноязычном обучении.
2. Описать особенности работы с текстами при обучении монологической речи.
3. Рассмотреть планирование уроков для развития монологической речи.
4. Разработать план - конспект урока обучения монологической речи.
Практической значимостью работы является возможность использования материалов работы педагогами, преподающими иностранный язык в общеобразовательной школе, а также, студентами педагогических вузов и колледжей.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения монологической речи младших школьников
1.1. Роль монологической речи в иноязычном обучении
Для успешного обучения в образовательной организации каждому школьнику важно владеть связной качественной речью. Большую роль в этом процессе играет монологическая и диалогическая речь субъекта. Наличие монологической речи у каждого субъекта обучения подразумевает речь отдельно взятого человека, который способен внятно излагать свое мнение и понимание прочитанных, к примеру текстов, их анализ и др.
Это также подразумевает связное и последовательное изложение какого-либо текста. Один человек говорит, все остальные слушают. Монологическая речь может подразумевать сообщения, пересказы, рассказы и др. Исследователи отмечают, что при нормальном развитии ребёнка, у него к 5 годам появляется монологическая речь [12].
Монологическая связная речь является относительно развёрнутой и продолжительной. К любому монологу необходимо вести тщательную подготовку. Монологическая речь всегда подразумевает реализацию 3 частей, вступительную, основную и заключительную.
Лингвисты отмечают, что монолог субъекта характеризуется наличием всех признаков текста, к которым относят: цельность, связность, завершенность, целенаправленность, информативность.
Ученики в младшей школе при работе с иноязычной речью должны обладать различными речевыми навыками. Навыки речи, приобретенные обучающимися при обучении в начальной школе, служат основой, которая позволяет в дальнейшем развивать языковую личность.
При освоении связной речи и соответствующей речевой деятельности младшие школьники впервые сталкиваются с литературным текстом, с письменной версией языка, с необходимостью улучшить речь и др. [23].
На уроках иностранного языка младшие школьники решают различного рода учебные задачи, которые позволяют им развивать монологическую связную речь, которая непосредственно связана с их речетворчеством. Его часто рассматривают как самостоятельную деятельность для построения связных высказываний. Если простая монологическая речь рассматривает прежде всего пересказ уже имеющегося текста, то речетворчество может быть вызвано личным восприятием чего-либо, к примеру, литературными или художественными произведениями, авторскими, или народными, выполнением специальных творческих заданий, которые связаны с подбором сравнений, рифм, эпитетов и др.
Речетворчество субъекта может порождаться в процессе анализа сказок, рассказов, элементов фольклора, театрализованных действий и др. Каждый педагог, в зависимости от возраста воспитанников самостоятельно работает над заданиями, которые позволят активно развивать речетворчество обучающихся.
Е.И. Тихеева рекомендует педагогам для этой цели использовать тематические беседы, разговоры, составление писем и др. Она отмечает, что для успешного речевого творчества детей важно уметь выслушивать до конца каждого из них, не перебивая и не исправляя их оговорок, не просить от них полных ответов и не злоупотреблять вопросами. Также важно побуждать самих детей к правильной постановке какого-либо вопроса и оцениванию собственного высказывания.
Учителя практики отмечают, что наиболее эффективно речетворчество детей начинает проявляться при систематическом и последовательном изучении творческих текстов в виде интересных занимательных рассказов, народного творчества в виде сказок, былин и др. Монологическая речь детей при этом становится связной, содержательной и последовательной. Они не просто пересказывают готовые тексты, а высказывают собственные соображения и собственное видение ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
Ахраменко, Е.В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 02.12.2024).
2. Акимова А.С. Формирование лексической компетенции школьников при обучении иностранному языку / А.С. Акимова // Филологические чтения [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (Оренбург, 13-14 декабря 2018 г.): ООО ИПК «Университет», 2019 – С. 535 – 539 – текст: электронный [сайт]. - URL: http://www.osu.ru/docs/publication/filologicheskie_chteniya_2018_sbornik.pdf р. 535. (дата обращения: 02.12.2024).
3. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования / М. А. Ариян. - Иностранные языки в школе. – 2016. – № 6. – С. 14 – 18.
4. Бархатова В.И. Развитие познавательного интереса школьников к изучению иностранного языка / В.И. Бархатова. - Филологические чтения [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (Оренбург, 13-14 декабря 2018 г.): ООО ИПК «Университет», 2019 – С. 542 – 547 – текст: электронный [сайт]. - URL: http://www.osu.ru/docs/publication/filologicheskie_chteniya_2018_sbornik.pdf р. 542 (дата обращения: 02.12.2024).
5. Бим, И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования / И.Л. Бим. – Иностр. языки в школе. – 2005. - N 2. – С. 2-6.
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 02.12.2024).
7. Веремейчик, О.В. Цель обучения иностранным языкам как социально - педагогическая и методическая категория / О. В. Веремейчик // Вестник МГЛУ – 2009. – N 1. (15) – С. 7-11.
8. Глумова Е.П. Развитие внимания на уроках второго иностранного языка в школе / Е.П. Глумова, В.А. Сухарева // Шатиловские чтения. Цифровизация иноязычного образования: сб. науч. тр. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – С. 70-74 – текст: электронный [сайт]. -URL:https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/73263586/_.pdf – (дата обращения: 02.12.2024).
9. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 164 с.
10. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
11. Гальскова, Н.Д. Технология целеполагания урока иностранного языка / Н.Д. Гальскова, Д.К. Бартош // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 11. – С. 20 – 23.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - N 6. - С. 3 – 5.
13. Игна, О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку. Обучение грамматике английского языка / О.Н. Игна, Е.В. Зырянова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – 128 с.
14. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер. - М., 2010. - 105 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 02.12.2024).
16. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 02.12.2024).
17. Никитенко, З.Н. Иностранный язык в начальной школе: теория и
практика. Учебник для бакалавров / З.Н. Никитенко. - ФЛИНТА, 2020.
18. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат. - Иностранные языки в школе. - 2000. - N 1. – С.32-38.
19. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М.С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 02.12.2024).
20. Русина, П.И. Обучение иностранному языку младших школьников / П.И. Русина. - Иностранные языки в школе. - 2014 - No2. - С.41- 46.
21. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранному языку в средней школе / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 1991.
22. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студ. пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М.: Астрель, 2018. – С. 10-16.
23. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2018.
24. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
25. Чернышов, С.В. Теория и методика обучения иностранным языкам: учебник / С.В. Чернышов, А.Н. Шамов. - Москва: КноРус, 2022.