Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста. В свою очередь данная необходимость обусловлена фактом формирования устойчивого тренда к старению населения России. Старение населения при увеличении продолжительности жизни граждан пожилого возраста определяет необходимость поиска новых форм социального обслуживания данной категории населения.
Социальное обслуживание в настоящее время играет значительную роль в социальной защите пожилых граждан, так как направлено на удовлетворение основных потребностей граждан.
Переход к рыночной системе экономике, ухудшение жизненных условий существенной части пожилых граждан определили неспособность прежнего механизма социального обеспечения гарантировать каждому гражданину достойный уровень жизни. Современное состояние и изменения экономики нашего государства, которые происходят в нашем обществе, отразились на ухудшении социального обслуживания пожилых граждан.
Организации социального обслуживания граждан придается в нашем государстве каждый год все большее значение, оно признается крайне необходимым дополнением к выплатам денежных средств, существенно повышающим эффективность всего государственного механизма социального обеспечения. Социальная политика в отношении пожилых граждан, ее объемы, содержание и направленность на протяжении всей истории государства находились под воздействием и устанавливались экономическими, социальными и определенными политическими задачами, которые стояли перед обществом на той либо другой стадии его развития. Выделение в общем механизме социальной политики особого направления – социального обслуживания, которое касается здоровья и благосостояния пожилых граждан, обуславливается весьма специфическими условиями и образом жизни, характерными признаками их потребностей, а также уровнем общественного развития в целом, его культурой.
Главными проблемами граждан пожилого возраста зачастую являются неудовлетворительное состояние здоровья, низкий уровень качества оказываемых им медицинских услуг, сложное материальное положение, равнодушие близких. Из-за занятости детей, разрыва семейных и родственных отношений пожилые люди зачастую остаются наедине с собственными нерешенными проблемами и вынуждены обращаться за помощью к социальным службам.
Осознаваемый российским обществом дефицит внимания и чуткости к пожилым гражданам, недостаточный учет их объективных нужд и запросов обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам - созданию в стране широкой системы социального обслуживания пожилых граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального обеспечения. Действующая система социального обслуживания не всегда отвечает потребностям общества, т.к. она недостаточно целостна и сбалансирована.
На данный период времени социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов в РФ осуществляется в условиях преобразования, как общества, так и системы социальной защиты граждан. Перевод социальных мер поддержки на денежные выплаты, наращивание учреждений социального обслуживания, принятие закона об автономных некоммерческих организациях способствует ускорению формирования рынка услуг. Приоритетом является повышение качества предоставляемых инвалидам и лицам пожилого возраста социальных услуг, которые должны устанавливаться не возможностями социальных служб, а индивидуальными потребностями людей. По этой причине развитие системы современного социального обслуживания, учитывая интересы и потребности пожилых людей и инвалидов, улучшения качества предоставляемых услуг получает особенную актуальность.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие особенности предоставления социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Цель данной работы – комплексное исследование форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и принципы социального обслуживания, определить условия и порядок оплаты социальных услуг;
2) исследовать формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) изучить проблемы организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
4) предложить рекомендации по совершенствованию социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1.Общая характеристика социального обслуживания
1.1. Понятие и принципы социального обслуживания. Условия и порядок оплаты социальных услуг
В ст. 39 Конституции РФ отмечается, что «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» .
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет из себя деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально-бытовых, социально-юридических, педагогических, психологических услуг, материальной помощи, осуществлению социальной реабилитации и адаптации граждан, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Следовательно, социальное обслуживание обладает системным характером и охватывает многообразные разновидности социальных услуг, которые адресованы гражданам для удовлетворения их потребностей, связанных с инвалидностью, болезнью, старостью, а также воспитание детей .
В соответствии со ст. 4 данного Закона социальное обслуживание базируется на соблюдении человеческих прав и уважении достоинства личности, обладает гуманным характером и не допускает унижения человеческого достоинства и чести.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:
1) свободный, равный доступ граждан к социальному обслуживанию, независимо от расы, пола, национальности, возраста, происхождения, языка, места проживания, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным организациям;
Доступность – это принцип, предполагающий, что граждан обладают свободным доступом ко всем социальным услугам, независимо от экономических, географических, организационных, социальных, языковых либо иных барьеров. Доступность социального обслуживания граждан обеспечивается наличием соответствующих поставщиком социальных услуг, наличием социальных работников, достаточностью материальных ресурсов, доступностью транспорта, стандартизацией социальных услуг. Доступность социального обслуживания граждан подлежит реализации при помощи использования единой на территории региона процедуры и регламента предоставления социальных услуг;
2) адресность предоставления социальных услуг;
Адресность – это принцип, который предполагает определенную направленность социального обслуживания, предоставление всем нуждающимся гражданам социальных услуг. В научной литературе данный принцип также принято именовать принципом учета индивидуальной нуждаемости во время предоставления социальных услуг. Этот принцип нельзя раскрыть без разъяснения понятия нуждаемости.
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту проживания получателей, достаточный характер количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан при социальном обслуживании, достаточность технических, материальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4)сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде .
Социальная работа предназначена обеспечить эффективность социального обслуживания граждан. Источником установления критериев социального обслуживания выступают цели и задачи предоставления социальных услуг, а также уровень их реализации. Одновременно эффективность социального обслуживания по большей части устанавливается уровнем профессиональных навыков специалистов, их умением работать с гражданами – определенной личностью либо с группой людей, а также требует принимать во внимание следующие моменты:
- в первую очередь, цели социального обслуживания могут быть исследованы на уровне общества, некоторых регионов, районов, населенных пунктов, микрорайонов, на уровне групп населения и каждой конкретной личности;
- во-вторых, цели социального обслуживания должны принимать во внимание моральную, социальную, психологическую, экономическую, политическую, экологическую и иную обстановку, сформировавшуюся в условиях экономических и политических реформ;
- в-третьих, цели социального обслуживания в России на современном этапе развития должны быть связаны с положительной освежением и объективной оценкой процедур выхода государства и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального статуса разных категорий граждан.
Критериями эффективности социального обслуживания должны выступать действенность всех разновидностей, методов и форм социального обслуживания разных категорий граждан, деятельности социальных служб, а также управления и руководства всем процессом социальной работы с гражданами, которые нуждаются в социальном обслуживании .
Социальные услуги предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату.
Социальные услуги предоставляются бесплатно:
- гражданам, которые имеют в семье ребенка-инвалида либо детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе со стороны посторонних;
- лицам, которые пострадали вследствие чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- гражданам, среднедушевой доход которых на дату обращения, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины;
- одиноким, одиноко проживающим, проживающим в семьях, члены которых обязанные содержать их согласно действующему законодательству, по объективным причинам не имеют возможности обеспечить им помощь и уход, вне зависимости от размера среднедушевого дохода:
- инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
- инвалидам боевых действий;
- бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
- гражданам из подразделений особого риска.
Определение условий предоставления социальных услуг бесплатно либо за плату или частичную плату, расчет среднедушевого дохода получателя социальных услуг осуществляется поставщиком социальных услуг при приеме на социальное обслуживание и пересматривается в процессе социального обслуживания при изменении среднедушевого дохода получателя социальных услуг и (или) изменении величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Расчет среднедушевого дохода получателя социальных услуг рассчитывается поставщиком социальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» .
Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, заключенным между гражданином (его законным представителем) и поставщиком социальных услуг.
Получателям социальных услуг, по собственной инициативе не представившим документы (сведения) для расчета среднедушевого дохода либо документы, подтверждающие право на бесплатное социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому, установленные настоящим Порядком, социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.
Социальные услуги, предоставляемые по запросу получателя социальных услуг сверх количества и (или) объема, установленного в индивидуальной программе, оказываются на условиях полной оплаты .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007
3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 29.05.2024) О государственной социальной помощи // Российская газета , N 142, 23.07.1999
4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.05.2024) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Российская газета, N 234, 02.12.1995
5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.05.2024) Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Российская газета , N 297, 31.12.2006
6. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 08.08.2024) О ветеранах // Российская газета, N 1 - 3, 05.01.2000
7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.05.2024) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Российская газета", N 234, 02.12.1995.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 29.10.2024) Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации // Российская газета, N 247, 20.12.2001
9. Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075 (ред. от 30.10.2021) Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно // Собрание законодательства РФ, 27.10.2014, N 43, ст. 5910
10. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 (ред. от 14.12.2020) Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг // Собрание законодательства РФ, 01.12.2014, N 48, ст. 6872.
Научная и учебная литература:
11. Алиева З., Лория О., Быковская Т.Е., Казакова И. Формы и виды социального обслуживания // М.: Проспект. - 2021. - С. 146-150.
12. Аполосова А.С., Фильштинская Е.Г. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста // Журнал «Студенческий». - 2023. - № 18-3 (104). - С. 37-39.
13. Бардукова А.А. Социально-реабилитационное обслуживание пожилых граждан // Журнал «Академия профессионального образования». - 2020. - № 1 (80). - С. 32-37.
14. Вересов А.А., Штых В.А. Правовые проблемы социального обслуживания // ХI Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Сборник научных статей. - Санкт-Петербург. - 2023. - С. 114-117
15. Григорьев И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 431 с.
16. Джикидзе Д.А. Формы социального обслуживания // Актуальные вопросы юриспруденции в информационном пространстве. Сборник научных статей. – 2024. – С. 35-41.
17. Елисеева А.А. Перспективы развития социального обслуживания как одного из сегментов сферы оказания персональных услуг // Современные проблемы и технологии в сфере туризма, гостиничного дела, сервиса: российский и зарубежный опыт. Сборник научных статей. - 2023. -С. 937-939.
18. Кириллова К.А., Леонтьев Д.Н. Анализ и перспективы развития в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста // Экономические, историко-правовые, социально-философские дискуссии. Сборник научных статей. - 2022. - С. 137-140.
19. Луговая О.М. Перспективы развития системы социального обслуживания пожилых граждан // European scientific conference. Сборник научных статей. - 2021. - С. 72-78.
20. Лугуева А.С., Раджабова А.Н. Проблемы, возникающие в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста, и пути их решения // Журнал «Russian Economic Bulletin». - 2022. - Т. 5. - № 6. - С. 56-60.
21. Малоземов С.И. Социальное обслуживание населения России: понятие и принципы // XLVIII Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. В 3-х частях. Сост. А. В. Столяров, отв. за выпуск П.В. Сенин. 2020. - С. 118-123.
22. Мусуков А.А. Особенности реализации принципов социального обслуживания // Журнал «Закон и право». - 2024. - С. 183-186.
23. Попов Ю.А. Актуальные проблемы системы социального обслуживания населения в РФ // Журнал «Дневник науки». - 2022. - № 1 (61). – С. 93-94
24. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 451 с.
25. Прохорко Т.Н. Проблемы социального обслуживания в современной России // Теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований. Сборник научных статей. - Санкт-Петербург. - 2023. -С. 44-47.
26. Сидорова И.В. Социальное обслуживание пожилого населения в России. Некоторые проблемы // Журнал «Наука и Образование». - 2022. - Т. 5. - № 3. – С. 183-184
27. Скубченко Н.Т. Понятие и принципы социального обслуживания населения в Российской Федерации // Приднепровский научный вестник. - 2023. - Т. 12. - № 1. - С. 42-44.
28. Топчий Л.В. Новые подходы к социальному обслуживанию в России: проблемы стандартизации социальных услуг // Отечественный журнал социальной работы. - 2021. - № 3 (86). - С. 186-188.
29. Фролкина И.А., Пимкина Ю.В. Профессиональная реабилитация инвалидов как важнейшая часть государственной политики в области социальной защиты населения // Журнал «Экономические исследования и разработки». -2020.-№ 4. -С. 163-168.
30. Хабибуллина Р.М. Понятие, формы и виды социального обслуживания граждан // Журнал «Экономика и социум». - 2021. - № 5-2 (84). - С. 477-479.
31. Черникова Е.Г., Соколова Н.А. Социальное обслуживание пожилых людей в РФ: состояние, проблемы и перспективы // Журнал «Инновации в социальной работе». - 2021. - С. 45-57.