Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном глобализирующемся мире формирования мышления детей дошкольного возраста приобретает особую значимость: ведь как раз оперирование внутренними различными образами лежит в основании большинства умственных действий детей – от самого простого воспоминания до наиболее абстрактного рассуждения. Так, гармоничное развитие дошкольника невозможно без развития у него мышления.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мышления у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие о мышлении, виды мышления
В когнитивной психологии познавательные процессы (память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение) определяют, как процессы, которые дают объективные знания об окружающем мире и организуют их в сознательный опыт.
Рассмотрим дефиницию мышления.
Мышление – высшая форма познания окружающей действительности, отражающая взаимосвязи между объектами и явлениями в обобщенной и опосредованной форме.
А.Н. Леонтьев считает, что мышление является процессом. По определению А.Н. Леонтьева, «мышление – это процесс отображения объективной действительности, что составляет наивысшую ступень познания человека. [7, с. 62-66].
С.Л. Рубенштейн пишет: «Мышление - это косвенное и обобщенное знание объективной реальности». Многие другие психологи демонстрируют те же важные черты мышления [1].
В разделе эпистемологии (теория познания) мышление рассматривается как высшая форма сознательной (ментальной) рефлексии, познания объективной реальности. То есть это обобщенное отражение их связей, основных характеристик и отношений [5].
Имеется масса иных дефиниций, которые раскрывают само понятие мышления как «наивысший этап обрабатывания сообщения человеком» «процесс запас знаний охватывающего настоящего мира, ядро которого будут составлять образование и постоянное пополнение резерва взглядов а также представлений», «процесс определения взаимоотношений между объектами или же явлениями окружающей среды», «процесс отображения основных свойств предметов и взаимоотношений между ними, что приводит к возникновению различных представлений об объективной действительности» [8, с. 40-42].
В философском понимании, как указывает А.Г. Спиркин, мышление представляет собой высшую познавательную способность, активный процесс, который направлен на обобщенное и опосредованное отражение объективной действительности в человеческом сознании.
Единственной и всесторонне истинной дефиниции мышления не имеется. Все-таки типичной особенностью, а также отличительной гранью мышления, идя из массы вариантов дефиниции этого понятия, следует все считать способность индивида сориентироваться в новейших для индивида данных опыта.
Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности. Мышление - это когнитивный процесс. Но в отличие от других когнитивных процессов, мышление основано на сенсорном познании, реализует обобщение и познание объективной реальности окружающего нас мира.
Мышление открывает определенные классы объектов и явлений в окружающем нас мире, которые так или иначе связаны между собой.
Ключевую роль в данном аспекте играют мыслительные операции (Рисунок 1), ведь человек воспринимает, размышляет, рассуждает, анализирует, перерабатывает, раскрывает, устанавливает причинно-следственные связи сущности окружающей действительности, явлений и в последующем преобразует полученные данные.
1.2 Особенности мышления в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и становления личности, это основной этап развития познавательной деятельности ребенка, в основном подразумевающий поиск знаний, получение знаний самостоятельно или совместно со взрослым, под его тактическим руководством.
Дошкольный возраст - уникальный период в жизни ребенка. Это время, когда усвоение окружающей действительности происходит с особой точностью, а активность ребенка выражается во всех видах деятельности: познавательной, исследовательской, речевой, творческой. Дети проявляют большой интерес к участию в различных исследовательских работах, их любопытство и желание экспериментировать развивается в контакте с миром. Таким образом, исследовательская деятельность, как отмечает А.И. Савенков, является естественным состоянием дошкольника, порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы умственное развитие ребенка изначально проявлялось как процесс саморазвития [3].
По мнению Ж. Пиаже, мышление ребёнка обладает качественным своеобразием и отличается от взрослого. Он был первым, кто показал качественно иную структуру детского мышления, связав её особенности с понятием эгоцентризма.
Глава 2. Практическое исследование особенностей мышления у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе детского сада.
В исследовании приняло участие 20 детей старшей группы.
В качестве методики исследования мышления нами была выбрана «Метод клинической беседы Ж. Пиаже».
Метод клинической беседы Жана Пиаже — это свободная беседа с ребёнком без ограничения фиксированными стандартными вопросами.
Содержание общения экспериментатора и ребёнка касалось природных явлений, снов, нравственных норм и многого другого.
Клинический метод — это тщательно проводимая констатация фактов, возрастной срез речевого и умственного развития. Исследователь задаёт вопрос, выслушивает рассуждения ребёнка и далее формулирует дополнительные вопросы, каждый из которых зависит от предыдущего ответа ребёнка.
Появление этого метода соответствует периоду, когда для изучения интеллектуального развития использовались только два метода — тестирование и наблюдение. Их использование, по мнению Ж. Пиаже, не позволяло раскрыть внутреннюю структуру детского мышления. Первоначально для изучения речевых рассуждений ребенка использовался метод клинической беседы, а в дальнейшем экспериментальные ситуации были модифицированы, позволив ребенку не только разговаривать с экспериментатором, но и манипулировать предметами. Уровень развития мыслительных операций ребенка зависит непосредственно от особенностей его действий с предметным материалом.
Особенность метода клинической беседы состоит в том, что детям предлагаются задачи, которые можно решить только на определенном уровне логического развития. Такими заданиями являются классификационные и сериации [3]
2.2 Анализ результатов исследования
Диагностирование детей по методикам проводилось индивидуально с каждым ребенком. Диагностирование осуществлялось в первой половине дня. Дети хорошо шли на контакт, были спокойны, с интересом относились к заданию, старались дорисовать все фигуры.
Представим полученные нами результаты исследования мышления у детей дошкольного возраста по выбранным методика.
По данной методике были получены следующие результаты:
- высокий уровень был выявлен в каждой из групп. Доля детей с высоким уровнем составляет 27%. Для детей данного уровня решение задач не вызывало трудностей. Дети выполняли задание, самостоятельно поясняя свои действия речью, показывали путь воспитателю. Сложность составили задачи с 6 по 8. В таких задачах дети не сразу справлялись, долго думали, ошибались, но часто самостоятельно исправляли свои ошибки.
- средний уровень был констатирован у 53% детей. Дети с данным уровнем соотносят «письмо» с изображениями на полянке до конца работы. Качественно и быстро были выполнены задачи с 1 по 4. Дальнейшие задачи вызывали трудности у детей. В таких задачах дети не могли соотнести направление пути со схемой, чаще оперировали только ориентирами.
- низкий уровень был выявлен у 20% детей. Дети с низким развитием мышления смогли справиться лишь с первыми двумя задачами. При этом детям нужно было больше времени, чем остальным детям. Многие дети случайно выбирали ответ, не могли объяснить свой выбор, показать направление движения.
2.3 Методы развития мышления в дошкольном возрасте
Основные задачи логического развития детей состоят в следующем:
― воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;
― строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
― находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем;
― активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач;
― свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.
Учитывая особенности логического мышления, необходимо отметить его роль в математическом обучении дошкольников. В начальном математическом обучении лети знакомятся с основными математическими понятиями и свойствами объектов, учатся применять их в различных ситуациях. Именно а этой деятельности особо ярко проявляются навыки логического мышления.
Заключение
Развитие мышления в младшем школьном возрасте имеет важное значение.
В научной литературе проблема мышления является одной из значимых. Само понятие «мышление» имеет большую многоплановость и многозначность, в результате чего существуют разные философские, общенаучные, конкретно научные и абстрактно-научные понятия мышления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб, пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МПСИ, 2006. - 296 с.;
2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика обучения математики. – М., Просвещение, 1984. – 334 с.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 – 3-4 с.;
4. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М. : Владос, 2005 (Великолук. гор. тип.). - 455 с.
5. Вандаева, Е. Ю. Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста / Е. Ю. Вандаева, Л. Н. Томилова [Текст] // Молодой ученый. –2019. — № 41 (279). — С. 221–224.
6. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование / Л. Н. Вахрушева. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 187с.
7. Волкова С. И., Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1990. - №7. - 42 с.;
8. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука // Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- Москва-Воронеж, - 1998 – 316 с.
9. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П. Я.Гальперин // Вопросы психологии. — 2009. — № 1. — С.15–18.
10. Горюнова, А. Н. Развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста / А. Н. Горюнова [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 20–22.
11. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. –с. 45.
12. Добрынин Н. Ф. Младший школьник как субъект учебной деятельности. - М. : Вопросы психологии, 1993. - 363 с.
13. Жуйкова, Т. П. Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2032/ (дата обращения: 21.05.2024).
14. Зайцева О. П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа. – 2001 .- №1. - С. 30;
15. Зверева Н. В. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. - М.: Педагогика. – 1983. – 65 с.;
16. Ильин В. С. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. - Ростов н/Д: Книжное издательство, 2001. - 224 с.;
17. Ильина О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». — 2006. – С. 45-48;
18. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М: Просвещение. – 1985. – 12 с.;
19. Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах: учебное пособие. - М.: Академия. – 1998. – 56с.;
20. Комарова О. Н. Работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности на уроках математики. // Начальное образование. – 2005. - №5. – 39 с.;
21. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Москва: «Ось-89», 2001 — 96 с.;
22. Мартынов И. И. Устный счет для школьника, что гаммы для музыканта // Начальная школа. - 2007 - №12 – С. 36;
23. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Иванов И. А. [и др.] под научной редакцией Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой Москва: Дрофа, 2008.- 2-е изд., испр. и доп. — 416с.;
24. Михайлова З. Д. Логико-математическое развитие дошкольников / З. Д. Михайлова [Текст] / З.Д. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
25. Моро М. И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М. И. Моро, А.М. Пышкало. — М.: Педагогика. - 1977 - 248 с.;
26. Менчинская Н. А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. – М. : Просвещение, 1965. – 224 с.;
27. Никулина А. Д. Формирование прочных навыков устных вычислений // Начальная школа. – 2011 - №1. - С.38.
28. Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с геометрическими фигурами / О. В. Карцева, Ю. А. Анищук, А. В. Федосеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 156-164. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105337/ (дата обращения: 21.05.2024).
29. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика в начальной школе. Оценка знаний. – М.: Вентана-Граф. – 2014. – С. 8-10;
30. Столяр А. А. Методика начального обучения математике / Под общ. редакцией Столяра А.А. и Дрозда В.Л. — Минск Высшая школа, 1988. — 254с.;
31. Столяр А. А. «Давайте поиграем» [Электронный ресурс] / А.А. Столяр. URL: https: //sovietime. ru/matematika/davajte-poigraem-1991 (дата обращения 21.05.2024).
32. Туйбаева Л. И., Полиева Н. Н. Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников // Научно-методический журнал «Проблемы педагогики». — 2015. — № 2 (3). — С.23.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Текст] / – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.