Фрагмент для ознакомления
2
В условиях современных вызовов, таких как урбанизация, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание и стрессовые нагрузки, формирование и поддержание ЗОЖ приобретает особую значимость. Концепция здорового образа жизни охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, включающих рациональное питание, регулярную физическую активность, соблюдение режима труда и отдыха, отказ от вредных привычек и поддержание психоэмоционального равновесия.
Государственная политика в области здравоохранения и профилактики болезней ориентирована на популяризацию ЗОЖ среди различных возрастных и социальных групп, что требует комплексного подхода, объединяющего медицинские, образовательные и социальные аспекты.
Образ жизни представляет собой совокупность форм жизнедеятельности людей, определяемую социально-экономическими условиями и способом производства. Он находит выражение в профессиональной деятельности, быте, социально-политической жизни и культуре, а также служит индикатором уровня общественного развития .
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это не только отсутствие заболеваний или физических недостатков, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия» . В этом контексте здоровье населения выступает одновременно как фактор демографического воспроизводства общества и его жизнеспособности, а также как индикатор социально-экономических изменений, отражающих динамику общественного развития, степень социальной стратификации и эффективность социальной политики.
Культура здорового образа жизни включает ряд ключевых компонентов, среди которых организация режима питания, сна, пребывания на свежем воздухе в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, рациональная двигательная активность, продуктивный досуг, отказ от вредных привычек, осознанное поведение в межличностных отношениях и способность к саморегуляции.
Здоровый образ жизни можно рассматривать как интегративное понятие, объединяющее все аспекты жизнедеятельности человека, направленные на поддержание его работоспособности, гармоничное развитие и сохранение здоровья. Он включает в себя элементы физического, психологического и нравственного благополучия, а также практики, способствующие укреплению адаптивных ресурсов организма .
Формирование культуры ЗОЖ является частью процесса социализации личности. Оно включает осознание ценности здоровья, наличие мотивации к его сохранению, овладение знаниями о принципах ЗОЖ и практическими навыками ведения здорового образа жизни. Важную роль в этом процессе играет учет индивидуальных особенностей человека, включая его тип нервной деятельности, физиологические характеристики, возрастно-половые особенности, социальный статус, условия труда и уровень материального обеспечения.
Таким образом, культура здорового образа жизни основывается на совокупности когнитивных, мотивационных, поведенческих и социокультурных факторов. Она определяется уровнем знаний о здоровье, потребностью в его сохранении, способностью к самоконтролю и соблюдению норм, способствующих укреплению физического и психического состояния, что делает её неотъемлемой частью общественного развития и социальной политики.
Результаты исследования, проведенного в рамках магистерской диссертации Ильиной И.А., подчеркивают важность институционального взаимодействия при формировании здорового образа жизни детей и подростков в Республике Мордовия. Анализ экспертных мнений показал, что ключевыми детерминантами здоровья являются условия жизни, физическая активность, медицинское обслуживание и экологическая среда, причем влияние последнего фактора признается всеми опрошенными как исключительно значимое. Наибольшая ответственность за формирование ЗОЖ, согласно экспертам, лежит на семье (75%) и государстве (70%). Однако важную роль также играют школы, учреждения социальной защиты, медицинские организации и общественные объединения. При этом наиболее эффективное влияние на здоровье подрастающего поколения возможно только при согласованной деятельности всех социальных институтов. В этом контексте особое внимание должно уделяться работе с семьями, поскольку именно родители закладывают основу будущих привычек ребенка .
Анализируя роль институционального взаимодействия, 90% экспертов отметили его высокую значимость, указывая на необходимость совершенствования перспективных направлений работы, активного распространения информации о ЗОЖ, улучшения нормативно-правовой базы, развития спортивной инфраструктуры и повышения мотивации к ведению здорового образа жизни.
Результаты исследования также свидетельствуют о том, что в Республике Мордовия уже реализуются меры, направленные на развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни. Например, в рамках взаимодействия Министерства спорта и Министерства социальной защиты населения разрабатываются комплексные стратегии по популяризации спорта среди граждан, а Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» ориентирована на создание благоприятных условий для регулярных занятий физической активностью .
На основании проведенного исследования можно сделать общий вывод о том, что здоровье населения является не только медицинской, но и социально-экономической категорией, требующей комплексного подхода. Образ жизни во многом определяется социальной средой, уровнем доступности качественного медицинского обслуживания, возможностями для занятий спортом и степенью вовлеченности различных институтов в процесс воспитания культуры ЗОЖ. Современные вызовы, такие как рост хронических заболеваний, гиподинамия, негативные экологические факторы, требуют активной работы по формированию здоровых привычек с раннего возраста, а также взаимодействия государства, образовательных учреждений, медицинской системы, социальных служб и семьи. Именно согласованные действия всех заинтересованных сторон позволят эффективно решать проблемы, связанные с укреплением здоровья населения, и обеспечивать рост его физического и социального благополучия.
Таким образом, здоровый образ жизни является не только индивидуальным выбором, но и результатом взаимодействия множества факторов, включая общественные институты, систему здравоохранения и уровень осведомленности населения о принципах поддержания здоровья.
1.2. Психологические аспекты формирования здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни невозможно без учета психологических аспектов, которые оказывают значительное влияние на мотивацию, устойчивость привычек и поведенческие установки человека. Психологические факторы, такие как восприятие собственного здоровья, уровень самооценки, эмоциональная устойчивость и умение справляться с жизненными трудностями, играют ключевую роль в выборе и закреплении здоровых привычек. Кроме того, процесс формирования ЗОЖ тесно связан с когнитивными процессами, такими как восприятие, внимание и принятие решений, которые влияют на выбор питания, активности и стратегии управления стрессом.
Здоровье является фундаментальной и первостепенной потребностью человека, которая определяет его трудоспособность и способствует гармоничному развитию личности. Оно выступает важным условием для самоутверждения, познания окружающего мира и достижения личного счастья. В общей классификации здоровья выделяют три его основных аспекта: физическое, психическое и нравственное (социальное).
Физическое здоровье представляет собой состояние организма, характеризующееся его способностью адаптироваться к внешним условиям и выдерживать физические нагрузки. Оно определяется нормальной работой всех органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность, а также гармоничным физическим развитием, включая пропорциональные антропометрические показатели, такие как соотношение роста и веса, особенности телосложения и правильную осанку. Уровень физического здоровья также отражает такие параметры, как сила, выносливость, ловкость и готовность организма к физическим нагрузкам. К показателям физического здоровья относят нормальный аппетит, состояние зубов и кожи, отсутствие проблем со сном и склонности к простудным заболеваниям.
Психическое здоровье охватывает состояние внутреннего благополучия, в котором человек способен реализовывать свои потенциалы, справляться с жизненными трудностями, продуктивно работать и вносить вклад в общество. Психическое здоровье формируется под влиянием сложных взаимодействий нервной системы, функциональных систем организма и психического состояния. Эти элементы взаимно влияют друг на друга, и нарушения в одном из них могут отразиться на общем состоянии человека. В этом контексте психическое здоровье служит основой для полноценного участия в социальной жизни и личностного развития. Оно характеризуется отсутствием психических и психосоматических заболеваний, нормальным возрастным развитием психических процессов, а также благоприятным функциональным состоянием организма .
Нравственное здоровье представляет собой совокупность характеристик мотивационно-потребностной и ценностно-нормативной сфер личности, определяемых системой моральных принципов, мотивов и поведенческих установок индивида в социальной среде. Определяющими признаками нравственного здоровья можно считать осознанное отношение к труду, стремление к овладению культурными достижениями, а также активное неприятие норм и привычек, противоречащих здоровому и гармоничному образу жизни.
Социальное здоровье, являясь высшей формой человеческого здоровья, интегрирует аспекты нравственного, физического и психического благополучия, создавая основу для полноценного участия человека в общественной жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаскалова, Н.П., Зверкова, А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования. – М.: Новосибирск, OOO агентство Сибпринт. 2017. – 160 с.
2. Алмагамбетова, Д.Т., Гарипова, А.З. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в общественной жизни студентов // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 4. – С. 80-89.
3. Андреева, М.В., Шестакова, Е.Г. Влияние социальной работы на укрепление здоровья и профилактику вредных привычек // Социальная политика и здравоохранение. – 2022. – № 6. – С. 18–27.
4. Байгужин, П.А. Функциональное состояние центральной нервной системы при воздействии слабоструктурированной информации / П.А. Байгужин, Д.З. Шибкова // Человек. Спорт. Медицина. – 2017. – С. 32-42.
5. Березовская, Р.А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2017. – Вып. 1. – С. 221–226.
6. Бусленко, П.Е., Малышев, Р.А. Психологические особенности здорового образа жизни // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1. – С. 44-49.
7. Ведясова, О.А. Влияние информационной нагрузки на динамику спектральных параметров вариабельности сердечного ритма у студентов с разными хронотипами // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2016. – № 8. – С. 990-1001.
8. Дудченко, З.Ф. Психологическое обеспечение здорового образа жизни личности // Здоровая личность. СПб.: Речь, 2017. С. 356–367.
9. Евстафьева, А.В. Влияние поведенческих факторов на самооценку здоровья студентов. Здоровье человека и окружающая среда: сб. науч. работ /А.В. Евстафьева, Е.Н. Доминова, Т.В. Фрянцева и др. – Ярославль: Филигрань. – 2017. – С. 133-136.
10. Егорова, Е.Ю. Основы здорового образа жизни, рациональное питание: учеб. пособие /Е.Ю. Егорова. – Иваново. – 2019. – 186 с.
11. Иванова, Л.М., Кузнецова, О.С. Инновационные технологии формирования здорового образа жизни у молодежи // Вестник социального образования. – 2021. – № 2. – С. 25–35.
12. Ильина, И.А., Пантилейкина, Е.М. Понятие и основные составляющие здорового образа жизни // E-Scio. – 2017. – №3 – С. 16-23.
13. Куликов, А.П., Смирнова, Ю.В. Роль цифровых технологий в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи // Инновации в социальной работе. – 2020. – № 4. – С. 31–40.
14. Лебедев, С.А., Громова, Т.В. Эффективность межведомственного подхода к воспитанию здорового образа жизни в России // Социальные науки и здоровье. – 2021. – № 2. – С. 55–64.
15. Неклиенко, А.А, Коробейникова, Е.И. Формирование здорового образа жизни // Автономия личности. – 2020. – №3. – 22-29.
16. Петраш, М.Д., Муртазина, И.Р. «Понятие «здоровый образ жизни» в психологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. – 2018. – Вып. 2. – С. 152–165.
17. Петрова, А.В., Соколова, Н.И. Психологические аспекты формирования мотивации к здоровому образу жизни у подростков // Вопросы психологии и педагогики. – 2022. – № 3. – С. 12–21.
18. Северин, А.Е., Торшин В.И., Дьячкова Т.В., Берсенева И.А. Вегетативная нервная система и температурный гомеостаз / А. Е. Северин, В. И. Торшин, Т. В. Дьячкова [и др.] // Сборник трудов XIII Международной научной конференции с научной молодежной школой имени И.Н. Спиридонова «Физика и радиоэлектроника в медицине и экологии»: в 2- х книгах. – 2018. – С. 442-444.
19. Сергеев, И.В., Буров, Е.А. Социально-психологические подходы к формированию культуры здоровья в образовательных учреждениях // Современные исследования в образовании. – 2021. – № 5. – С. 44–52.
20. Сонкина, В.П. Средства и методы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями / В.П. Сонкина. – М.: МИИТ, 2015. – 210 с.
21. Третьякова, Н.В. Теоретические аспекты управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях: монография /Н.В. Третьякова. – Екатеринбург. – 2015. – 128 с.
22. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., стер. /Г.С. Туманян. – М.: Академия. – 2015. – 336 с.
23. Физиологические, психофизиологические проблемы здоровья и здорового образа жизни: материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г. / Уральский государственный педагогический университет; ответственные редакторы С. Н. Малафеева, Е. А. Югова. –Екатеринбург, 2020. – С. 37-46.
24. Филоненко, В.И. Образ жизни и отношение к здоровью российских студентов /В.И. Филоненко, А.С. Магранов, Т.С. Киенко. – Социологические исследования. – 2019. – № 8. – С. 164-166.
25. Филоненко, В.И. Представление о здоровье и здоровьесбережении // Социологические исследования. – 2018. – № 7. – С. 152-157.
26. Ильина, И.А. Понятие и основные составляющие здорового образа жизни / И.А. Ильина, Е.М. Пантилейкина // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «E-Scio.ru» — Эл № ФС77-66730 — Режим доступа: http://e-scio. ru/wpcontent/uploads/2017/03/%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B8 %D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BB% D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0-Lpdf.