Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Реформирование системы дошкольного воспитания, развитие сети альтернативных дошкольных учреждений, разработка новых программ дошкольного воспитания, способствуют прогрессивным изменениям в развитии эмоциональной сферы ребенка.
§1 Сущность понятия «эмоциональной сферы» в психолого – педагогической литературе
Вопросы, касающиеся содержания и структуры понятия «эмоциональная сфера», стали объектом изучения множества как зарубежных, так и отечественных ученых. По мнению таких исследователей, как С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и А.Н. Леонтьев, эмоциональная сфера в первую очередь отражает особенности характера и темперамента, проявляясь в различных чувствах и эмоциях. Она определяет силу и динамику эмоциональных проявлений, являясь совокупностью личных качеств и выполняя роль регулятора взаимодействия личности с окружающим миром. По своей сути, эмоциональная сфера выполняет защитные функции, позволяя людям понять внутреннее состояние другого человека.
В самом общем смысле эмоциональную сферу можно рассматривать как сложную систему, состоящую из взаимодействующих и взаимозависимых аффектов, настроений, состояний и чувств. Поэтому определение термина «эмоциональная сфера» в первую очередь связано с описанием содержания терминов «эмоции» и «чувства».
Эмоции представляют собой уникальное явление, знакомое каждому человеку на повседневном уровне. Если брать во внимание различные подклассы системы эмоциональной регуляции, такие как эмоции, чувства и аффекты, или рассматривать специфические эмоциональные явления, например, любовь, ревность или сопереживание, каждый из нас может обратиться к своему личному опыту и обнаружить в нём примеры подобных эмоциональных переживаний.
Эмоциональные проявления, которые начинают проявляться достаточно рано, становятся заметными в момент, когда ребенок воспринимает различные звуки, особенно голос близкого взрослого, его тембр и интонации (иногда это происходит даже без прямой связи с содержанием произносимых слов, а порой и в явном противоречии с ним), а также в ответ на музыкальные воздействия [13].
В раннем детстве проявлением эмоций становится сенсорный признак – цвет. Он служит одним из основных факторов, вызывающих эмоциональные реакции, когда ребенок воспринимает как отдельные объекты, так и целые сюжетные ситуации. Хотя со временем дети учатся разбираться в более сложных ситуациях, которые включают в себя разнообразные признаки и свойства, цвет продолжает оставаться важным элементом, влияющим на формирование стереотипов восприятия. Он играет ключевую роль в процессах узнавания, понимания и формирования отношения к окружающему миру.
Эмоции играют ключевую роль в жизни детей. Чувства, которые пронизывают все аспекты существования дошкольников, придавая их жизни особую выразительность и насыщенность. Эмоции, переживаемые ребёнком, легко считываются по его выражению лица, позам, жестам и всему его поведению. Для полноценного развития и воспитания ребёнка необходимо начинать именно с формирования его эмоциональной сферы, так как никакое взаимодействие или коммуникация не принесут ожидаемых результатов, если участники не способны, во-первых, «распознавать» эмоциональное состояние друг друга, а, во-вторых, регулировать свои собственные эмоции [8].
Зарубежные психологи, такие как В.К. Вилюнас, уделяют значительное внимание важной теме эмоций:
В.К. Вилюнас описывает эмоции как «…способность человеческой психики к предвзятости в отражении реальности» [9].
Л.С. Выготский же подчеркивает, что эмоциональное развитие детей является одним из ключевых аспектов работы педагога. Эмоции занимают «центральное место» в психической жизни человека, особенно ребенка [10].
Эмоции представляют собой определённый уровень психического состояния, который проявляется как конкретные переживания относительно людей и окружающего мира. В «Кратком психологическом словаре» эмоции определяются следующим образом: «Эмоции человека – это специфические чувства по отношению к предметам, удовлетворяющим его высшие потребности. Эмоции отражают оценочное отношение к определённым обстоятельствам, которые могут либо способствовать, либо мешать выполнению деятельности (например, страх или гнев), к конкретным достижениям в ней (радость или печаль), к текущим или потенциальным ситуациям и т.д.» [5].
§2 Возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Степень социализации эмоций и их проявлений определяет ключевые закономерности в развитии эмоциональной сферы ребенка от момента рождения до достижения взрослости. В процессе перехода от раннего возраста к дошкольному наблюдаются изменения в содержании эмоциональных переживаний. Укрепление эмоциональной регуляции, становление и развитие способности к адекватному и дифференцированному выражению эмоций, а также использование эмоций как средства общения — все это характеризует уровень эмоционального развития на всех этапах дошкольного периода.
В контексте современной литературы выделяют два ключевых аспекта, оказывающих влияние на эмоциональное развитие ребенка: генетически предопределенные программы роста и взаимодействие ребенка с окружающими взрослыми. В ходе общения с ними происходит подражание и эмоциональная заразительность, что зависит от способности взрослых удовлетворять физиологические и познавательные потребности малыша. Эмоциональная сфера новорожденного в течение первого месяца жизни в основном характеризуется лишь зарождением радости, которая возникает в результате удовлетворения его основных физиологических нужд.
В первый месяцы жизни малыша ощутимо преобладают негативные эмоции, которые проявляются через плач и крик, выполняя защитные и сигнализирующие функции. Примерно со второго месяца начинают появляться теплые, положительные эмоции, которые начинают преобладать над отрицательными как по длительности, так и по количеству проявлений. На этапе 3-5 месяцев младенец не способен различать эмоции взрослых, отвечая улыбкой как на дружелюбные, так и на сердитые выражения лиц. В этот период доминирование положительных эмоций связано с развитием коммуникативных навыков, и они становятся способом взаимодействия.
В возрасте от 2 до 6 месяцев негативные эмоции у младенцев проявляются в примитивной форме и служат лишь для оценки и побуждения, не имея четкого различия. Лишь после первых шести месяцев жизни, когда негативные эмоции начинают играть роль в коммуникации и активируют предметно-манипулятивную деятельность, возникает их различение и более тонкая дифференциация. В этот период начинают проявляться чувства и эмоции, такие как обида, ревность, огорчение и агрессия. Это связано с процессом самосознания ребенка и формированием его индивидуальности.
Таким образом, основными аспектами эмоционального развития в раннем детском возрасте являются: базовые эмоции, возникающие от удовлетворения или неудовлетворения жизненно важных потребностей; выразительные эмоциональные реакции выступают как главный способ коммуникации; узнавание эмоций формируется в процессе взаимодействия с взрослыми в конкретных ситуациях; познавательная активность, стимулированная разнообразием информационных источников, проявляется в радости от выполнения действий и в чувстве удивления; начинают развиваться первые высшие чувства – любовь и привязанность к родным.
В раннем возрасте эмоциональное состояние ребенка остается нестабильным, краткосрочным и импульсивным, что затрудняет его способность различать и выражать свои чувства. В своих исследованиях по дошкольной психологии доктор психологических наук Г.А. Урунтаева подчеркивает, что на данном этапе развития эмоции практически полностью формируют поведение малыша, что приводит к его импульсивности и непредсказуемости [17].
§3 Методы и приемы эмоционального развития детей дошкольного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцентированы аспекты защиты и укрепления эмоционального благополучия детей, а также развитие у них эстетического восприятия, эмоционально-нравственной восприимчивости, готовности к добрым поступкам, понимания и сопереживания чужим эмоциям.
Эмоциональный развитие детей дошкольного возраста является целенаправленным педагогическим процессом, который находится в тесной связи с личностным развитием детей, их социализацией и творческим самовыражением. Он включает в себя знакомство с культурой межличностных отношений и усвоение значимых культурных ценностей. Главной целью этого процесса является обогащение эмоционального опыта детей, находящихся на завершающем этапе дошкольного обучения [1].
Увлекаясь телевизорами и компьютерами, дети стали реже взаимодействовать как со своими сверстниками, так и со взрослыми. При этом общение играет важную роль в обогащении эмоциональных переживаний человека. Современные дети становятся менее восприимчивыми к чувствам окружающих. Поэтому поиск наиболее эффективных способов для развития эмоциональной сферы у дошкольников является ключевым этапом в их воспитании.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста достигается благодаря различным формам, методам и приемам. Форма представляет собой стабильную и целостную организацию педагогического процесса, в которой гармонично сочетаются все его элементы.
Основными формами эмоционального развития детей дошкольного возраста являются: игровые мероприятия, самостоятельные музыкальные занятия, совместная деятельность детей и взрослых в высказываниях и импровизациях, а также в спектаклях [9].
Методология развития эмоциональной сферы представляет собой совокупность подходов, влияющих на поведение ребенка, целью которых является достижение учебно-воспитательных целей.
Способы взаимодействия с детьми дошкольного возраста с целью развития эмоциональной сферы: - способ мотивации к проявлению эмпатии: воспитатель вызывает у детей эмоциональные отклики, способствуя пониманию и сочувствию к эмоциональному состоянию другого человека, выступая в роли поддержки.
- Метод эмоционально - образного воздействия, направленный на мотивацию детей к выражению своих эмоций через образы, осуществляется через «погружение» в условия свободного представления.
- Словарный метод в основном проявляется в эстетических беседах с детьми и в обогащении их эмоционального лексикона. Для формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста огромное значение имеет мир словесного творчества. Важно включать в игровую деятельность короткие рассказы и сказки.
При наличии в группе литературных произведений педагог имеет возможность не только читать их дошкольникам, но и использовать различные игровые задания: выражение эмоций через мимику (жесты). Например: "Удивись, как Мишка: Кто съел из моей миски и разбил её?" или "Покажи, как расстроятся дед с бабой, когда узнают, что их колобка съели…" и так далее.
Такой подход помогает развивать эмоциональный интеллект детей и активизирует их воображение через взаимодействие с литературой, делая обучение более увлекательным.
Заключение
Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи. Эмоции выступают как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции — это «субъективная форма развития потребностей»; «субъективный носитель мотивации поведения»; «переживание»; «особая форма отражения действительности» и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) // Российская газета. – 25.12.1993. – №2. – Текст: непосредственный.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 18.06.2007. – № 25. – с. 3. – Текст: непосредственный.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) - https://fgos.ru/fgos/fgos-do - Текст: электронный
4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 195 с. ISBN 987-5-9782-0152-7.
5. Анисимов В.П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. – 2020. − № 3. – С. 13-17. – ISBN 978-5-7510-0404-0.
6. Атарова, А. Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников: изучение и развитие / А. Н. Атарова // Детский сад: теория и практика. – 2021. – № 4 (40). – С.104- 112. - ISBN 978-5-8064-1465-7.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2021. - 218 с. - ISBN:978-5-466-04017-3
8. Бреслав, Г. М. Психология эмоций: учебное пособие для высших учебных заведений / Г. М. Бреслав. – 4-е изд., перераб. – Москва: Смысл, 2020. – 670 с. – (Психология для студента). – ISBN 978-5-89357-341-1.
9. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты. - М.: Изд-во Москва ун-та, 2019. — 288 с - ISBN: 978-5-00154-649-8
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский. – Саб: Союз, 2021. - С. 196 - ISBN 978-5-9614-5883-1.
11. Дружинин В. Е. Психическое здоровье детей / (Серия "Практическая психология"); В.Е. Дружинин. — М.: Сфера, 2022. — 63 с.; ISBN 5-89144-256-6.
12. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников М.: МПСИ, 2019. 736 с - ISBN:978-5-466-04017-3
13. Карелина И.О «Педагогическое сопровождение ребенка в процессе развития у него понимания и вербализации эмоциональных состояний» / Карелина Инесса Олеговна. - Ярославль, 2021. - 22 с. ISBN 978-3-467-02733-4.
14. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - Просвещение М., 2019. - ISBN 978-5-9614-5883-1.
15. Леонтьев, А. Н. избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2020. – 320 с.- ISBN 958-5-659-00734-2.
16. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». Издательство «Питер», серия «Мастера психологии», год издания — 2024. – с.234 - ISBN 949-3-459-027326-2.
17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 336 с. - ISBN: 976-5-00154-637-7
18. Эльконин Д. Б. Детская психология// образовательно-издательский центр «Академия», 2021 – 289 - ISBN: 978-5-02154-548-5