Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень развития экономики характеризуется высоким уровнем конкуренции в большинстве рыночных сегментов. С целью повышения конкурентоспособности предприятия и эффективности транспортно-логистических операций необходимо внедрять соответствующие мероприятия, которые требуют определенных инвестиций и несут с собой определенные риски.
1. Теоретические аспекты организации логистической системы предприятия
1.1 Общее описание логистики торгового предприятия
Транспортный комплекс РФ включает в себя такие виды транспорта, как:
- автомобильный;
- железнодорожный;
- речной и морской;
- воздушный;
- трубопроводный.
Транспортная безопасность страны оценивается не только отношением количества дорожно-транспортных происшествий на численность населения того или иного муниципального образования, но и скоростью доставки грузов и пассажиров, обеспечением качества доставки перемещающегося населения, а также рядом других факторов.
Современный город – это, прежде всего, развитая транспортная инфраструктура: миллионы людей ежедневно вынуждены пользоваться транспортными услугами, эксплуатировать различные виды транспорта и использовать транспортные коммуникации.
Транспортная безопасность применительно к грузовым перевозкам– это очень широкое понятие. Оно включает в себя, такие факторы, как [4]:
- безопасные для жизни и здоровья условия проезда;
- безопасность перевозок пассажиров и их багажа;
- безопасность функционирования средств грузового транспорта;
- экологическая безопасность;
- информационная безопасность;
- пожарные и санитарные виды безопасности;
- другие факторы.
1.2. Логистический сервис и основные показатели качества организации логистической системы транспортной доставки материальных ценностей на предприятии
Любой логистический бизнес-процесс (производство или предоставление услуг) может быть описан традиционной схемой (рисунок 1.5).
Общепризнанными отличиями в процессе предоставления услуг от производственного процесса являются:
участие клиента в процессе оказания услуг;
объединение стадий удовлетворения потребности клиента в товаре;
невозможность хранить услуги;
изменчивость спроса на услуги;
неосязаемость процесса оказания услуг для клиента;
сложность оценки качества услуг;
сложность оценки эффективности оказания услуг.
Для совершенствования организации системы доставки могут применяться различные методы и технологии:
1. Метод 5S: Этот метод основывается на принципах японского бережливого производства и помогает оптимизировать рабочее пространство склада. Он включает сортировку (seiri), систематизацию (seiton), сияние (seiso), стандартизацию (seiketsu) и самосовершенствование (shitsuke).
2. Технология автоматизации складских операций: Применение автоматизированных систем и технологий, таких как использование беспилотных транспортных средств, автоматизированных систем складирования и сортировки, позволяет повысить производительность и эффективность складских процессов.
3. Использование систем управления складом (WMS): WMS-системы помогают оптимизировать управление запасами, отслеживать движение товаров, распределять задачи сотрудникам и обеспечивать точность и своевременность выполнения заказов.
4. Применение метода «Канбан»: Этот метод основан на использовании визуальных сигналов для управления процессом производства и поддержания оптимального уровня запасов на складе. Он позволяет своевременно реагировать на изменения спроса и минимизировать затраты на хранение запасов.
5. Принцип «Just-in-Time» (JIT): Этот принцип заключается в доставке материалов и товаров на производство или склад непосредственно перед их использованием. Он помогает сократить запасы на складе, уменьшить простои и повысить эффективность складских операций.
2. Производственно-экономический анализ деятельности ООО «ЛЕМАНА ПРО», г. Екатеринбург
2.1. Общее описание компании
ЛЕМАНА ПРО - международная компания-ритейлер, специализирующаяся на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада. «Лемана Про» помогает людям во всем мире благоустроить жилье и улучшить качество жизни.
Миссия ЛЕМАНА ПРО заключается в обеспечении экономического роста и решение благоустройства жилья и улучшения качества жизни клиентов посредствам производства и реализации строительных материалов и товаром для дома, удовлетворяющих требования по высокому качеству и конкурентоспособности, низким ценам на товар. Это должно позволить акционерам и/или партнерам ЛЕМАНА ПРО получить оптимальную прибыль, а ее персоналу - достойное и справедливое вознаграждение.
Из табл.2.1. видно, что выручка от продаж рассматриваемого предприятия «ЛП» в 2023 году увеличилась на 5,6%, примерно на такую же величину увеличилась и себестоимость продаж по отношению к 2021 году.
Валовая прибыль в 2023 году увеличилась на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Это говорит о том, что предприятие является перспективным и стабильно развивающимся предприятием.
Видно, что основной доход предприятие получает за счет выручки от продаж. Активные каналы сбыта продукции способствуют наличию значительного удельного веса коммерческих расходов.
В целом деятельность организации можно признать удовлетворительной, обратив внимание на улучшение конкурентоспособности продукции и улучшение эффективности маркетинговой деятельности.
Структура складского товарооборота соответствует профилю предприятия оптовой и розничной торговли и отражает ассортимент состава продаж.
Можно сделать вывод, что исследуемое предприятие отличается позитивной динамикой многих объёмных экономических показателей, включая выручку, а также стоимость активов и имущественного комплекса. В значительной степени это было обусловлено сдачей одновременно нескольких строительных проектов, заделы которых были сформированы в предшествующие периоды. Однако проведённый анализ показал и негативную тенденцию низкой прибыльности как операционной, так и всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Уровень платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «ЛЕМАНА ПРО» также находится на совершенно недостаточном уровне, однако у предприятия есть возможность получения дополнительных финансовых ресурсов от материнской компании для своего инвестиционного развития, что является существенным фактором её финансовой устойчивости.
Данные таблицы 2.2 и показывают, что штатная численность персонала склада «ЛЕМАНА ПРО» составляла от 39 чел. в 2021 году до 44 чел. в 2023 году при использовании двухсменного режима его работы с 8-00 до 24-00, при этом дополнительный персонал привлекается только при необходимости увеличить производительность складской системе в периоды реализации предприятием масштабных строительных проектов. Существенных изменений данная орг. структура и численность персонала за последние годы не претерпела, в основном проводилась оптимизация отдельных направлений складской деятельности. В частности, численность менеджеров МТО была уравнена с численностью супервайзеров смен, что позволило обеспечить их постоянное внутрисменное взаимодействие, что можно оценить позитивно. Это также можно оценить позитивно, поскольку наличие на складе такого сотрудника способствует росту профессионального уровня низового персонала и упрощает получение им необходимых допусков на работу с подъёмно-транспортными машинами и механизмами.
Основные изменения на исполнительском уровне орг. структуры склада ООО «ЛЕМАНА ПРО» были обусловлены увеличением масштабов складской работы вследствие роста объёмов складирования и перевалки грузов, однако эти изменения произошли только у персонала участка хранения. В частности, численность операторов погрузчика повысилась с 2 чел. в 2021 году до 4 чел. в 2023 году, а численность грузчиков соответственно увеличилась с 4 чел. в 2021 году до 6 чел. в 2023 году. В результате сегодня основным участком на исследуемом складе является участок хранения, который непосредственно обрабатывает грузы, численность выделенного данному участку персонала в совокупности повысилась с 16 чел. в 2021 году до 21 чел. в 2023 году. Однако одновременно менеджментом склада было принято решение об оптимизации численности персонала участка приёмки (с 8 чел. в 2021 году до 7 чел. в 2023 году) и участка выдачи (с 7 чел. в 2021 году до 6 чел. в 2023 году). В условиях существенного увеличения объёмов обрабатываемых грузов данное решение является весьма спорным, вследствие чего необходим дополнительный анализ качественных характеристик складской деятельности, который будет выполнен в ходе дальнейшего исследования.
2.2. Анализ и оценка логистической системы транспортной доставки в ООО «ЛЕМАНА ПРО»
Сеть гипермаркетов товаров для дома и дачи «ЛЕМАНА ПРО» запустила проект «Управляемый Флот» для оптимизации логистики в Московском регионе и снижения влияния перевозок на окружающую среду. До конца 2024 года компания введет в эксплуатацию 19 грузовых автомобилей на экологичном газомоторном топливе (КПГ), которые обеспечат доставку 48 % от общего количества отгрузок в регионе.
1 – материальный поток; 2 – информационный поток; 3 – финансовый поток
Звеньями цепочек поставок ООО «ЛП» являются:
1. Грузоотправители;
2. Транспортная компания;
3. Грузополучатель
4. Посредники логистических услуг (склады, терминалы, порты и т.д.).
Информационный поток осуществляется в виде движения бумажных и электронных документов (рис.2.5).
Принятые обозначения:
1 – план перевозок; 2 – договоры на перевозку; 3 – заявки; 4 – оперативный план перевозок; 5 – ведомость выпуска подвижного состава; 6 – путевой лист; 7 – журнал учета путевых листов; 8 – транспортные накладные; 9 – счет за перевозку; 10 – учет технико-эксплуатационных показателей; 11 – учет пробега подвижного состава
При этом необходимо отметить, что в зависимости от количества АТС в парке и типа АТО отдельные подразделения могут быть объединены, при этом в целом выполняемые службой эксплуатации функции не изменяются. Может измениться только количество сотрудников выполняющих поставленные задачи.
3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности транспортно-логистических операций на рассматриваемом предприятии
Грузопотоки — количество тонн груза, перевозимого в одном направлении (прямом и обратном) через сечение дороги в единицу времени [17].
Грузопотоки бывают односторонние и двухсторонние. При двухсторонних грузопотоках число тонн груза, движущегося в прямом и обратном направлениях, может быть не одинаково.
Всегда перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется по заранее разработанным маршрутам. При разработке маршрутов учитываются габариты подвижного состава, а также самого перевозимого груза. Также уточняются в маршруте все опасные повороты, железнодорожные переезды и так далее подобное.
Для того чтобы спланировать и организовать транспортную работу необходимо изучить грузопотоки. При изучении грузопотоков составляют таблицы, схемы или эпюры грузопотоков.
В нашем случае имеются следующие данные по некоторым маршрутам доставки отмеченных выше грузов от мест расположения торговых представительств ООО «ЛП» до клиентов.
С учетом отмеченных выше недостатков на данном предприятии необходимо организовать службу поддержки пользователей (СПП) в системе логистики предприятия. Она должна состоять из ИТ специалистов и логистов общей квалификации, обеспечивающих поддержку пользователей программного обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе нами рассмотрены основные аспекты инвестиций и рисков при организации работы грузового автотранспорта ООО «ЛЕМАНА ПРО» при организации транспортной доставки товаров клиентам в междугороднем сообщении.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 №223-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
5. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».
6. Александров О. А., Егоров Ю. Н. Логистика. Учебное пособие для бакалавриата по направлениям: Государственное и муниципальное управление и Менеджмент. – М.: МПА-ПРЕСС, 2020. – 191 с.
7. Афанасенко, И.Д. Коммерческая логистика для бакалавров и специалистов: учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Москва: Питер, 2019. – 352 с.
8. Бандурин А.В. Конкурентоспособность организации. – М.: Изд-во Михайлова В.А. 2020. – 287 с.
9. Бродецкий, Г.Л. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации: учебник / Г. Л. Бродецкий, Д. А. Гусев. – М.: Академия, 2020. - 288 с.
10. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2019. - 416 с.
11. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ / В.В.Волгин -Дашков и Ко, 2019. – 724 с.
12. Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. – М.: Дашков и Кº, 2020. – 457 с.
13. Гаджинский А.М. Логистика: учебник.20-е изд.М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2019. - 484 с.
14. Герасимов Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов В.В. Жариков В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 304 с.
15. Голубчик А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. – М.: ТрансЛит, 2020. – 317 с.
16. Григорьев М.Н., Уваров С.А. учебник Логистика. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2020. – 782 с.
17. Григорьев М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: учебник для студентов экон. специальностей вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Юрайт, 2019. - 734 с.
18. Дыбская В.В. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» /– М.: Инфра-М, 2019. – 557 с.
19. Дыбская В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / – М.: Эксмо, 2020. – 939 c.
20. Иванов Д. А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб: Издательство Политехнического университета, 2019. – 659 с.
21. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2020. – 320 с.
22. Курочкин Д. В. Логистика: транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д.В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2019. – 268 с.
23. Левкин Г.Г. Логистика: Теория и практика. – М: Директ-Медиа, 2020. – 220 с.
24. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. – Москва: Юрайт, 2019. – 522 с.
25. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Государственный университет управления. – Москва: Проспект, 2019. – 442 с.
26. Лукинский В.С. Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 359 с.
27. Маргунова В.И. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Минск: Высшая школа, 2019. – 507 с.
28. Мельников В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2019. - 288 с.
29. Пузанова И. Интегрированное планирование цепей поставок. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 320 с.
30. Сергеев В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Национал. исследоват. универ. "Высшая школа экономики"; -2-e изд., перераб. и доп. -М.:НИЦ Инфра-М,2020.-634 с.
31. https://www.lemanapro.ru/ официальный сайт компании ООО «ЛЕМАНА ПРО».