Фрагмент для ознакомления
2
Журналисты – это специалисты, которые собирают и обрабатывают информацию, которая впоследствии будет опубликована в СМИ. На сегодняшний день их сфера деятельности вышла за рамки печатных СМИ, и специалисты в этой области готовят репортажи для радио и телевидения.
Имидж – это искусственный образ, формируемый в сознании общества или отдельного человека различными способами для формирования определенного отношения к объекту. Идеальный образ соответствует представлению социального субъекта о себе и реальному имиджу в обществе. Границы идентичности совпадают с зоной свободы и ответственности. Если идентичность не достигнута, могут возникнуть проблемы с имиджем. Говоря об имидже журналиста, стоит отметить два аспекта: имидж личности и имидж журналиста, представляющего СМИ.
В первом случае имидж формируется самим журналистом, во втором — может меняться в зависимости от места работы.
Главным инструментом журналистов всегда были и остаются слова. Поэтому важным аспектом работы журналиста является умение находить и использовать подходящие слова в определенном контексте, которые не только передают информацию, но и влияют на общественное мнение, помогают аудитории сосредоточиться на ценностях и развивать культуру общения. Каждое слово, которое произносит журналист, влияет на аудиторию. Но даже самые правдивые высказывания не всегда принимаются всеми без исключения. Общество постоянно подвергает сомнению достоверность высказываний и событий, пытаясь выявить причины и следствия. Изменения в установках и принципах сопровождаются изменениями в тактике поведения, потому что человек часто принимает решения и действует в соответствии со своими убеждениями. Речь журналиста играет важную роль в формировании его имиджа и восприятия его аудиторией.
Он знает, какие слова использовать, какую информацию подчеркнуть, и как организовать свой рассказ — все это вызывает у окружающих людей доверие к нему и к выступлению журналиста, стимулирует процесс создания у него положительного впечатления понятным логичным и надежным способом.
Многие исследователи считают, что современные журналисты в целом несут ответственность за формирование языковых предпочтений аудитории и развитие культуры. Он должен быть в курсе тенденций и изменений в языке, следить за точностью и корректностью употребления слов и выражений. В связи с этим журналист должен уметь адаптировать свой стиль и подход к разным аудиториям, учитывая языковые особенности и культурный контекст. Также важно учитывать влияние социокультурных факторов на развитие языка и его использование в средствах массовой информации
Объект исследования – имидж журналиста региональных СМИ
Предмет исследования – особенности имиджей журналиста региональных СМИ.
Цель работы – рассмотреть особенности имиджа журналиста региональных СМИ.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность имиджа;
-описать историю возникновения имиджа;
-определить критерии эффективности имиджа;
-рассмотреть примеры удачного имиджа регионального журналиста;
-рассмотреть особенности имиджа журналиста в региональных СМИ;
-описать влияние социальных сетей на имидж журналиста.
Теоретической основой исследования послужили работы следующих ученых: Деменьевой К.В., Карагановой Ж.В., Морозовой А.П., Петровой Е.А., Чугреевой А.В., Хочунской Л.В. и др.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов работы в рамках преподавания дисциплины «журналистика» для студентов вузов.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Понятие «имидж» в научный обиход ввели Зигмунд Фрейд и Кеннет Болдуинг. З. Фрейд популяризировал это понятие, выведя его из области научной психологии, так как издавал журнал с одноименным заглавием. Однако особую известность термин не получил. В деловой оборот термин «имидж» был введен в 60-е годы ХХ века американским экономистом К. Болдуингом. В России это понятие стало популяризировано в 90-е годы ХХ века, когда возник спрос на профессиональное развитие имиджа политиков, актеров, спортсменов.
Слово "имидж" переводится как "изображение, портрет, духовный образ, выражение, символ". Этот перевод отражает одно из значений термина, а именно "имидж" как видимый извне образ.
Но сейчас термин чаще употребляется в значении: имидж—самовыражение — репутация; это подтверждается анализом источников.
Справочные издания интерпретируют понятие «имидж» как «целеустремленно формируемый образ»; как «сформировавшийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью»; как «мысленное представление чего-то, ранее видимого… конкретного или абстрактного, сильно напоминающего …в представлении о другом» .
Панасюк А. Ю. понимает под имиджем образ человека, который появляется у других людей. Петрова Е. А. уверена, что имидж «работает как образ-представление, в котором интегрируются внешние и внутренние свойства объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет».
Нефедова И. и Власова Е. описывают понятие имиджа как «проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей». Бороздина Г. В. анализирует имидж как стратегическую модель поведения человека в конкретной ситуации с целью достижения определенной цели.
Применение таких моделей обусловлено проблемами, возникающими в общении.
Маркина В. М. считает, что главным в имидже является возможность транслировать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих подлинных, глубинных (профессиональных и личностных) устоях, планах, идеалах, действиях.
В экономической и политической литературе понятие имидж часто интерпретируется как «репутация», «обобщенный портрет личности или организации». Исследователи данных областей знаний часто подчеркивают эмоционально-волевой аспект данного понятия. Например, экономист К. Болдинг рассматривал имидж как структуру, которая моделирует поведение человека.
Принимая во внимание мнения различных исследователей, можно утверждать, что, несмотря на изучение феномена образов различными отраслями научного знания, точного определения этому понятию до сих пор не найдено. Образ - понятие многогранное. С одной стороны, это результат деятельности человека, а с другой, имидж можно рассматривать как средство управления жизненной перспективой. Имидж – это незаменимое явление, включающее в себя как внешние, так и внутренние (профессиональные, личностные, моральные качества.
Имидж необходим для того, чтобы создавать конкретную реакцию окружения. Содержание имиджа неустойчиво и зависит от пола, возраста, уровня образования и воспитания, профессии и должности, от территориального месторасположения организации учреждения (город, деревня, филиал за границей), культуры предприятия и многих других факторов.
Можно выделить ряд характеристик имиджа:
- Имидж не является изолированным, он всегда включен в своеобразный "пакет" изображений, который позволяет реализовать его функции, в частности функции психологической защиты. Количество изображений определяется полом (у женщин более разнообразные типы изображений), возрастом (максимальное количество изображений человека наблюдается в эпоху социализации), уровнем мировоззрения человека;
- Имидж, как правило, теряет адаптивность (так называемый "изнашивание имиджа"), если эффективность имиджа не контролируется и не предпринимается никаких усилий для его коррекции;
– Многоуровневая система имиджа относительно автономна в рамках другой группы, выражая различные аспекты межличностного общения и групповых норм;
-Формирование имиджа требует не только индивидуального социального опыта, но и врожденных психологических особенностей, направленных на копирование шаблонов, отказ от неудачного стереотипного выбора и переход к творчеству.
Психологический механизм формирования имиджа – это переход от воли и восприятия к желанию
Таким образом, в имидже сочетаются онто- и филогенез.
Итак, с одной стороны имидж со временем может меняться, с другой, в данной конкретной ситуации это достаточно стабильная стереотипная социальная установка, ориентированная на интересы не только самой личности, но его окружения (например, имидж руководителя юридической фирмы и руководителя творческой художественной мастерской будут заметно различаться).
Следовательно, имидж как психологический продукт – это стереотип ценностей, социальных установок, идеалов. Этот имидж выполняет определенные функции, которые можно разделить на 2 группы: ценностные и технологические.
К ценностным функциям имиджа относятся: Личностная - включает в себя поднятие настроения. Правильно сформированные образы позволяют подчеркнуть индивидуальную оригинальность и лучшие психические черты человека. Субъективное назначение ценностной функции имиджа. Это предполагает создание себе личного имиджа, который любит людей и способствует общению с ними .
Позитивный имидж психотерапевта позволяет человеку легче и продуктивнее общаться с людьми и добиваться успеха в жизни с меньшими психофизическими усилиями. Объективное назначение ценностной функции имиджа. Обаяние не всегда дается человеку от природы, но оно необходимо для создания положительного имиджа. В этом случае важно владеть техникой самопрезентации, то есть умением располагать к себе, привлекать внимание, реализовывать интерес людей к каким-то внешним качествам.
К технологическим относят следующие функции:
• Социальная адаптация.
• Правильно созданный имидж позволяет быстро расположить к себе людей, стать «своим» в определенной социальной среде, и тем самым добиться наиболее продуктивных контактов.
• Высвечивание лучших личностно-деловых характеристик.
• Правильно сформированный имидж подчёркивает наиболее привлекательные личные и деловые качества, обращая внимание окружения на профессионализм и вызывая при этом доверие и симпатию у людей.
• Сосредоточение внимания людей на себя.
• Активность, неординарность и положительный настрой, всегда ориентируют окружающих на продолжение общения и сотрудничества с таким человеком.
• Сглаживание или сокрытие отрицательных личностных данных. Например, изъяны внешности путем подбора одежды, прически, макияжа, умения держаться в обществе можно существенно сгладить, или даже превратить в достоинства.
• Расширение возрастного диапазона коммуникации.
• Личность не должна смыкаться в своем возрастном имидже.
• Расширить круг контактов и успешно заниматься профессиональной деятельностью в разновозрастных социумах поможет применение современных средств общения, соблюдение тенденций моды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арапова Э. И. Имидж телеведущего //Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2014. – №. 1. – С. 122-128.
2. Блажко Л. А. Имидж: понятие и сущность //Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – №. 1. – С. 884-888.
3. Дементьева К. В. Проблема имиджа журналиста в современном обществе //XLV Огарёвские чтения. – 2017. – С. 197-201.
4. Дементьева К. В. Роль журналистики в освещении актуальных проблем современности //Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2018. – №. 3 (29). – С. 50-56.
5. Долгина Е.С., Григорьев М.А. Взаимодействие СМИ и аудитории // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Статьи докладов / ответственный редактор А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. - С. 144-146
6. Жэнь Х. Образ журналиста федеральных телевизионных каналов //Теория и практика актуальных исследований. – 2016. – №. 15. – С. 45-48.
7. Загидуллина М. В. Имидж журналиста в современной литературе //Вестник Челябинского государственного университета. – 2005. – Т. 11. – №. 1. – С. 72-77.
8. Зубова, В. А. Изучение сущности и трактовок понятия имиджа / В. А. Зубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60173/ (дата обращения: 03.12.2024).
9. Караганова Ж. В. Экранный образ телевизионного журналиста: закономерности формирования : дис. – Москва : [Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания], 2005.
10. Каримова К. Р. Понятия" образ" и" имидж" в практике СМИ и научных исследованиях //Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2019. – №. 4 (34). – С. 138-144.
11. Косимова И. ИМИДЖ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТА //Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. – 2012. – №. 4-1. – С. 233-237.
12. Лебон, Гюстав. Психология социализма. Полный и точный пер. с фр. 5-го изд. с портр. авт. и предисл. его к рус. изд. / Густав Ле Бон. — 2-е изд. (9-я тыс.). — Санкт-Петербург: С. Будаевский, 1908. — 376 с
13. Летина Н. Н., Буренина Н. А. Имиджевый фактор восприятия аудиторией творчества журналиста-аналитика //Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №. 3. – С. 276-279.
14. Мажоров Д. М. Формирование имиджа в СМИ: имиджеобразующие тексты //Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – 2007. – №. 2-II. – С. 302-309.
15. Морозова, А. П. Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества / А. П. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 383-387. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70274/ (дата обращения: 03.12.2024).
16. Мухамедьярова Ю. В. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ЖУРНАЛИСТА В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА //СТУДЕНТ И НАУКА (ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ)-2021. – 2021. – С. 1454-1460.
17. Петрова Е. А. Имидж и его изучение в современной науке //Экономика и предпринимательство. – 2007. – №. 1. – С. 31-43.
18. Сидорская И. В. «Образ» или «имидж» страны: что репрезентируют СМИ. – 2015. – с. 103
19. Сладкевич Ж. Р. Персональный имидж: к вопросу об определении понятия //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. – 2019. – №. 4 (36). – С. 68-80.
20. Степанова О. Н., Галактионова В. М. Имидж: понятие, компоненты, основные функции //Научный поиск. – 2016. – Т. 1. – С. 64-9.
21. Спичева Д.И. Феномен имиджа в современных научных исследованиях / Д.И. Спичева // Connect-Универсум - 2009: сборник материалов III Всероссийской научно-практичсской Интернет-конференции с международным участием. - Томск: Том. гос. ун-т, 2010. - С. 225-230.
22. Татаринова, Н. В. О понятии «имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «образ». «репутация», «стереотип» / Н. В. Татаринова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2009. -Nº 2. - С. 252-255.
23. Чугреева, А. В. Влияние речи журналиста на его имидж / А. В. Чугреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113445/ (дата обращения: 03.12.2024).
24. Хочунская Л.В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2013. – №2.
25. Шестерина А. М. Имидж телеведущего. – 2019.