Фрагмент для ознакомления
2
Истоки русского народного танца, рассмотренные через призму культурной семиотики, обнаруживают глубокую связь ритуальных практик с хореографическим выражением: феномен, в котором телесное служит вместилищем метафизического, встраивая эмоции народа в кинетические формы. Если предпосылка о том, что ритуал выступал в качестве первоосновы ранних танцевальных традиций, верна, то следует признать «кодификацию жеста» не просто художественным начинанием, а процессом, соединяющим сакральное и светское [29]. Это взаимодействие подчеркивает неразрывную связь между движением и смыслом, где семиотическая архитектура ранних танцев воплощает как прагматические функции, так и символическое значение.
Русский народный танец уходит корнями в духовные и общинные практики ранних славянских народов, воплощая в себе синтез ритуала, мифологии и общественных норм, отражающих мировоззрение Древней Руси. Эти танцы были не просто зрелищными актами, но служили глубоким выражением коллективного бессознательного, действуя в символических рамках, которые объединяли космологию, анимизм и социальную сплоченность этноса.
При изучении истоков русского народного танца следует помнить о том, что в древнеславянской культуре танцы часто ассоциировались с сельскохозяйственными циклами, небесными движениями и обрядами плодородия. Круговые образования, повторяющийся мотив в русской народной хореографии, символизировали цикличность жизни, смерти и возрождения. Эта структура отражала космологическую веру в вечное возвращение, идею, присущую дохристианской славянской духовности. Считалось, что ритмичный топот ног в этих танцах пробуждает и заряжает энергией землю, вызывая плодородие земли, - практика, созвучная тому, что антропологи называют «сакрализацией земли».
Сами движения несли в себе особые символические коннотации. Например, поднятые руки и прыгающие жесты в некоторых танцах можно интерпретировать как попытку общения с божественным, олицетворяющим вертикальную ось, связывающую земное царство с небесами. Это соответствует концепции «axis mundi», ключевой идее во многих космологиях разных народов, где человеческое тело и его движения становятся средством связи микрокосма индивида с макрокосмом Вселенной.
Русские народные танцы также выступали в качестве кодифицированных репрезентаций социальных ролей и общественных ценностей. Например, хоровод, танец, часто исполняемый во время сезонных праздников, был метафорой единства и коллективной идентичности. Хореографическая семиотика хороводов - сцепленные руки и синхронные движения - подчеркивала взаимозависимость и гармонию, важнейшие постулаты общинной жизни в Древней Руси. Эти танцы часто сопровождались песнями, содержащими «космогонические аллегории», повествующие о происхождении Вселенной, природном порядке и человеческой судьбе.
Символические значения не ограничивались одними лишь движениями, но распространялись и на наряды исполнителей. Традиционные костюмы, часто богатые вышивкой и орнаментом, служили «иконографическими усилителями» символического содержания танцев. Специфические узоры, такие как спирали или солярные мотивы, наделялись такими свойствами, которые призваны были отгонять зло и обеспечивать процветание общины. Струящиеся юбки женщин в таких танцах, как «барыня», можно рассматривать как репрезентацию питающих и животворящих качеств, связанных с женским началом, глубоко укоренившейся в славянской мифопоэтике.
Гендерная динамика в этих танцах отражала общественные структуры и архетипы. Энергичные, напористые движения мужчин в таких танцах, как «казачок», символизировали защитные и боевые добродетели, в то время как плавные, грациозные движения женщин передавали темы плодородия, заботы и преемственности. Эти гендерные хореографии функционировали как «кинестетические архетипы», закрепляя культурные представления о мужественности и женственности.
Показательным примером символического богатства русского народного танца является «перепляс», танец, в котором исполнители импровизируют в рамках заданной ритмической структуры. Этот танец часто служил демонстрацией личного мастерства и творческих способностей, но его импровизационная природа также позволяла «ограниченно выходить за рамки» повседневных норм, предоставляя пространство как для индивидуального самовыражения, так и для коллективного выражения чувств.
Русские народные танцы - это хранилище символического языка, где каждый жест, построение и ритм служат «герменевтическим средством» для передачи духовных, социальных и космологических представлений Древней Руси. Они являются не просто эстетическим выражением, но функционируют как динамические ритуалы, которые кодируют и увековечивают мировоззрение глубоко взаимосвязанного и духовно настроенного общества. С помощью этих танцев древние славяне не только выражали свое понимание мира, но и постоянно повторяли и подтверждали свое место в его сложной структуре.
Влияние славянской культуры на стилистическое развитие русского народного танца невозможно переоценить; оно действует в рамках парадигмы «культурного осмоса», когда локализованные практики впитывают внешние влияния, создавая хореографический лексикон, богатый разнообразием, но объединенный общими семиотическими кодами. Подобная гибридность, если рассматривать ее как адаптивную стратегию, подчеркивает устойчивость народных традиций в условиях социально-политической изменчивости. Например, в антропологических трудах С.Н. Худякова славянские общинные ритуалы, характеризующиеся круговыми формами и ритмической синхронностью, названы основой хореографического синтаксиса, наблюдаемого в более поздних народных танцах [31].
Роль фольклора в генезисе русского народного танца рассматривается с разных сторон. С одной стороны, выдвигается гипотеза о том, что структуры, присущие устным традициям, легли в основу хореографических мотивов, и что эти мотивы, в свою очередь, усилили коллективную идентичность через многократное повторение. Если эта гипотеза верна, то итеративный характер танца должен рассматриваться как «мнемоническое устройство», где повторение служит не только эстетическим целям, но и функционирует как механизм сохранения культуры. Как утверждает А.А. Чистякова, «фольклорная сущность русского танца заключается в его способности передавать эмоции сообщества через абстракцию движения» [32]. Это утверждение заставляет глубже исследовать то, как танцевальные движения формируют и формируются социально-исторической средой.
Таким образом, взаимосвязь ритуала, стилистического становления и фольклорного влияния требует такой методологии, которая учитывала бы сложный характер хореографической эволюции русского народного танца. При изучении истории танца надо обращать внимание не только на изучение исторических истоков, но и на критический анализ географических рамок, через которые русский народный танец концептуализировался и передавался. Этот подход, основанный на интеграции этнографического и семиотического анализа, предлагает комплексную методику для расшифровки «культурной ДНК» русского народного танца, гарантируя, что его изучение остается одновременно теоретически прочным и методологически инновационным.
1.1 Этапы исторического развития русского народного танца
Эволюция русского народного танца в допетровской Руси демонстрирует глубокое взаимодействие между ритуальной кодификацией и социально-религиозной практикой: синтез, в котором движение вышло за рамки простого эстетизма и стало функционировать как воплощенный «этносимволический лексикон», кодирующий общинные ценности и космологические верования. Хореографические формы этого периода были неразрывно связаны с сельскохозяйственными ритуалами, часто наблюдаемые в «хороводах» итеративные круговые образования следует интерпретировать как механизмы духовной инвокации и социальной сплоченности [14]. Эти танцы, встроенные в календарный цикл, означают не только их временную привязку к сельскохозяйственным практикам, но и их экзистенциальную функцию как инструментов культурного увековечивания.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов [Текст]: дис. ... канд. филос. наук: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры». – Саранск, 2000. – 164 с.
2.Байбурин А.К. Коды обряда и их взаимодействие [Текст] / А. К. Байбурин // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды: тез. докл. науч.-практ. конф. : в 2-х ч. – М., 1988. – Ч. 1. – С. 139-145.
3.Богданов Г.Ф. Русский народный танец в жизни и на сцене // «Традиционная культура», научный альманах; государственный республиканский центр русского фольклора. – 2007. – № 4. – с. 22-29.
4.Богданов Г.Ф. Традиционная русская народная хореография: жанры, формы, композиции (от истоков до начала XX века). – М.: МГУКИ, 2014. – 444 с.
5.Богданов Г.Ф. Русский народный танец. Теория и история: учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. –167 с.
6.Бочкарёва Н.И. Традиционная танцевальная культура и сценические формы русской народной хореографии в современных условиях. – С. 49-59.
7.Бычков В. В. Древнерусская эстетика. – СПб: Центр гуманитарных инициатив; Патриаршее подворье храма-домового мц. Татианы при МГУ, 2012. – 832 с.
8.Васенина Е.В. Современный танец постсоветского пространства. – М.: Балет, 2013. – 323 с.
9.Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. – М.: ГИТИС, 2005. – 387 с.
10.Веретенников И.И. Южно-русские карагоды. – Белгород: Везелица, 1993. – 114 с.
11.Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья. – Самара: Самарский университет, 1992. – 193 с.
12.Всеволодский-Гернгросс В.Н. Крестьянский танец // Народный танец. Проблемы изучения: сборник научных трудов. – СПб.: Всерос. научно-иссл. ин-т искусствознания, 1991. – C. 149-159.
13.Заикин Н.И. Областные особенности русского народного танца: учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры. – Орел: ОГИИК, 1999. – 530 с.
14.Заикин Н.И. Русский народный танец [Текст]: Ч. 1: Хороводы. - 2-е изд. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2016. – 95 с.
15.Заикин Н. И. Русский народный танец [Текст]: Ч. 2: Пляска. – 2-е изд. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2016. – 141 с.
16.Захаров В.М. Фольклор – это симфония движений // «Балет», литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал. – М.: Ред. журн. «Балет». – 2010. – № 1. – с. 32-34.
17.Захарова Л.Н. Региональная культура: теория, методология, практика [Текст]: монография. – Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ, 2013. – 132 с.
18.Захарова Л.Н. Народный танец в традиционной культуре Руси // Культура и цивилизация. – 2019. – Т. 9. – № 1А. – С. 118-126.
19.Касиманова Л.А. Основные формы народного танца. Теория и методика преподавания [Текст]: учебное пособие. – 3-е изд. стер. – СПб: Издательство "Лань", Издательство «Планета музыки». – 2018. – 64 с.
20.Климов А.А. Основы русского народного танца [Текст]: Учебник для студентов хореограф. отд.-ий ин-тов культуры, балетмест. ф-тов театр. ин-тов и учащихся хореограф. Училищ. – М.: Искусство, 1981. – 270 с.
21.Конодюк О. Чем ансамбль «Березка» покорил весь мир? [Электронный ресурс] // Школа жизни. Ру. Познавательный журнал. URL: http:// shkolazhizni.ru/archive/0/n-21254/ (дата обращения: 2.12.2024).
22.Кондратенко Ю.А. Новый стиль современного национального танца: опыт создания образцов фолк-танца // Материалы республиканской научно-практической конференции «Культура народов Мордовии: традиции и современность», 10-11 апр. 2003 г. – Саранск, 2003. – С. 48-53.
23.Кособуцкая Н.Ю. Народный танец: социокультурные характеристики и функции // Вестник культуры и искусств. – 2018. – № 1 (53). – С. 76-81.
24.Культура домонгольской Руси [Текст]. – М.: Ломоносовъ, – 2020. – 256 с. (История. География. Этнография).
25.Культурное наследие Сибири «Росстань» [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/club68723249. (Дата обращения: 2.12.2024).
26.Курюмова Н.В. Современный танец в культуре XX века: смена моделей телесности: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 «Теория и история культуры». – Екатеринбург, 2011. – 176 с.
27.Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
28.Пермякова А.Б. Опираясь на наследие, искать новое // «Балет», литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал. – М.: Ред. журн. «Балет». – 2010. – № 3. – с. 24-25.
29.Фамицин А.С. Скоморохи на Руси. – СПб., 1889.
30.Фомченко Е.В. Трансформация функций и традиций русского народного танца: автореф. дис. …канд. искусст. наук – 2022. – 204 с.
31.Худяков С.Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал. – М.: Эксмо, 2010.
32.Чистякова А.А. Русская традиционная танцевальная культура: истоки и современность // Научные труды Московского гуманитарного университета –2015. – № 5. – С. 60-65.
33.Galtseva, O., 2023. Russian Traditional Dance as a Language of Intraethnic Communication. Humanitarian: actual problems of the humanities and education. https://doi.org/10.15507/2078-9823.063.023.202303.268-286.
34.Zhirov, M., Zhirova, O., Khoroshilova, E., 2018. The Special Stylistic Features of the Song Folklore of the Belgorod-Kursk Border Region: A Local Aspect. Music Scholarship / Problemy Muzykal'noj Nauki. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.082-096.
35.Zuev, I., Musukhranov, I., Romanova, E., 2021. Aspects of the theoretical understanding of the folk and folk stage.
36.Mostova, I., 2019. Features of the formation of dance canon of folk dances of the population of Slobozhanshchyna. Culture of Ukraine. https://doi.org/10.31516/2410-5325.065.09.
37.Stepanyuk, I., 2016. Volyn folk dancing art and its genre-stylistic features. https://doi.org/10.32461/2226-3209.4.2016.138562.
38.Yurieva, M., 2022. Dance culture of the Tambov provincial nobility of the late 19th – early 20th century. Neophilology. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-2-393-400.