Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современном мире люди ежедневно сталкиваются с огромным количеством информации. Понимание того, как внимание и восприятие влияют на процесс обработки этой информации, становится критически важным для эффективного общения.
Успех массовой коммуникации зависит от способности донести сообщение до аудитории. Изучение механизмов внимания и восприятия помогает разработать более эффективные стратегии коммуникации, которые могут улучшить понимание и усвоение информации.
Развитие цифровых технологий и социальных медиа изменяет способы взаимодействия людей с информацией. Понимание того, как внимание и восприятие работают в этих новых условиях, позволяет адаптировать контент и коммуникационные стратегии к современным реалиям.
Внимание, восприятие и понимание зависят от культурного контекста и социальных факторов. Исследование этих аспектов помогает лучше понять, как различные группы воспринимают и интерпретируют информацию.
В условиях глобальной информации важно осознавать, как внимание и восприятие могут быть использованы для манипуляции общественным мнением. Это поднимает вопросы этики в массовой коммуникации и ответственности медиа.
Изучение внимания и восприятия также связано с психологией. Понимание когнитивных процессов, лежащих в основе восприятия информации, может помочь в создании более эффективных коммуникационных стратегий.
Таким образом, исследование внимания, восприятия и понимания в контексте массовой коммуникации является актуальной задачей, имеющей важное значение как для теоретических исследований, так и для практического применения в медиа, рекламе и других областях.
Объект исследования – процесс массовой коммуникации.
Предмет исследования – внимание, восприятие, понимание в массовой коммуникации.
Цель исследования – изучить особенности внимания, восприятия, понимания и их роль в процессе массовой коммуникации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить понятие и сущность массовой коммуникации;
2. Рассмотреть основные функции массовой коммуникации;
3. Определить сущность внимания, восприятия, понимания в процессе массовой коммуникации;
4. Выявить роль внимания, восприятия, понимания в процессе массовой коммуникации.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы и источников.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Понятие и сущность массовой коммуникации
Массовая коммуникация – это многогранное явление, пронизывающее каждую грань человеческой жизни. Её суть заключается в бесконечном обмене идеями и эмоциями, где информация передаётся от одного человека к множеству, создавая невидимые связи и общности. В эпоху цифровизации и глобализации эта форма общения обретает новые контуры, определяя связь людей по всему миру.
Исследователи проблем массовой коммуникации подчеркивают, что определений коммуникаций множество. Так, американские ученые Ф. Дэне и К. Ларсон проанализировали 126 дефиниций определения термина «коммуникация»[ Dance Frank, Larson С. The Functions of Human Communication: A Theoretical. Approach. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1976.]. В настоящее время понятие «коммуникация», по мнению Ф.И. Шаркова, имеет три основные интерпретации. Во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т. е. как определенная структура. Во-вторых - это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты[ Шарков Ф.И. Теория коммуникации. М., 2020. С. 17.]
Т.В. Науменко, анализируя феномен массовой коммуникации, выделяет следующие дефиниции6 . Коммуникация - это «передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов»[ Theodorson S.A., Theodorson A.G. A Modern Dictionary of Socilogy. N.Y.: Cassell, 1969]. «Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию»[ Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2022. С. 5.]. «Коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других)[ Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 2017. С. 9]. «Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого»[ Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2021. С. 14.]
Массовая коммуникация - это система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет). Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии).
Под массовыми коммуникациями можно подразумевать и одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющем осуществлять им взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты в больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.
Массовая коммуникация – это не просто обмен сообщениями, но и отражение мироощущения целых поколений, поиск общей истины в многообразии голосов. Она объединяет, вдохновляет и провоцирует на размышления[ Понятие, сущность и функции массовой коммуникации [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-suschnost-i-funktsii-massovoy-kommunikatsii/view (дата обращения:02.12.2024)].
С приходом Интернета и распространением цифровых медиа в XXI веке почти все аспекты массовой коммуникации изменились коренным образом. Похожим образом на ту, что привнесла эпоха Гутенберга[ Волле А. Массовая коммуникация: ссылки и истории редактирования [Режим доступа] - https://www.britannica.com/topic/mass-communication/additional-info#history (дата обращения: 02.12.2024)], новые технологии обеспечили более справедливое распределение возможностей для общения с широкой аудиторией. Если раньше влиянием на общественное мнение обладали исключительно владельцы средств массовой информации – газет, радио и телевидения, то теперь любой человек может участвовать в общественных дискуссиях через социальные сети, блоги и другие онлайн платформы. Это разнообразное и менее централизованное медийное пространство различных мнений и точек зрения. Однако эра информации порождает также опасения о дезинформации и «фейковых» новостях. Легкость, с которой информация распространяется в сети, способствует быстрому и масштабному распространению недостоверных сведений. В результате возникают последствия, которые можно документально подтвердить, включая угрозы для общественного здоровья, финансовые убытки и подрыв устоявшихся идеалов. Все чаще призывают к повышению уровня медиаграмотности и образованию, чтобы каждый мог более осознанно оценивать достоверность получаемой информации.
Так же важно упомянуть о влиянии масс-медиа на современное общество. В условиях, когда общение лицом к лицу между людьми, в том числе между подростками и их родителями, заметно сокращается, а молодые люди все больше времени проводят в сети (по данным опросов ВЦИОМ, 97% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет ежедневно используют интернет, и 71% из них проводит там более 4 часов), влияние современных СМИ и массовой информации на процесс социализации молодежи принимает важное значение[ Петченко, Т.С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи [Текст]: дис. к-та соц. наук / Т.С. Петченко. – Ставрополь, 2007].
Молодежь все чаще погружается в виртуальную реальность, проводя свое время в интернете и социальных сетях. При этом их интерес к политическим событиям в стране значительно уступает вниманию к личной жизни известных блогеров и т.д.
Более того, они ориентируются в последнем гораздо лучше, чем в политических интригах, связанных с выборами президента в соседних странах или в рамках санкционной борьбы между Европейским Союзом, США и Россией. В итоге, молодые люди оказываются гораздо более вовлеченными в развлекательный контент, нежели в реальные события, происходящие в обществе[ Влияние современных средств массовой информации на поведение молодежи [Режим доступа] - https://school-science.ru/7/8/40739 (дата обращения:03.12.2024)].
Большинство исследователей также отмечают негативное влияние масс-медиа на современное поколение. Социологи, исследующие влияние массовых коммуникаций на молодежь, считают, что влияние масс-медиа значительна, и что именно они формируют ценностные ориентации, привычки и предпочтения молодых людей[ Данилова, Е.А. Влияние СМИ на социализацию молодежи [Электронный ресурс] / Е.А. Данилова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2017. - Т. 5. - № 2 (18). – [Режим доступа]: http://esj.pnzgu.ru. (дата обращения:03.12.2024)]. Также выделяют преобладающее негативное воздействие современных медиа на молодежь, указывая на их склонность к продвижению потребительского и бесполезного образа жизни. Считается, что СМИ утратили свою образовательную функцию, сосредоточившись исключительно на развлекательных аспектах.
Также подчеркивается, что в представляемой информации наблюдается «значительный объем насилия и агрессии». Но, тем не менее, масс-медиа оказывает так же и положительное воздействие, предоставляя важные сведения, что помогает удовлетворить информационную потребность, способствует увеличению уровня культуры поведения в обществе, уменьшая проявления насилия. Также СМИ играет роль в снижении социальной напряженности и способствует обмену информацией между государственными структурами и гражданами.
Средства массовой информации занимают центральное место в нынешнем обществе, формируя взгляды общества, влияя на действия индивидов и предоставляя информацию. Прогресс в области технологий, включая интернет и социальные сети, значительно изменил методы обмена данными, сделав их более доступными и интерактивными.