Фрагмент для ознакомления
2
В своей работе В. Казанская отмечает, что «подростковый возраст раскрывает самые существенные характеристики этого периода развития человека: биологические, физиологические, психологические и социальные».
1.2 Важность формирования правильных ценностей у подростков
В современном мире одно из ведущих мест в психолого-педагогической профилактике девиантного поведения несовершеннолетних занимает формирование ценностных ориентаций подростков (11–15 лет). Актуальность данной проблемы обусловлена рядом особенностей. Во-первых, на протяжении истории человеческого развития проблема ценностных ориентаций рассматривалась в трудах многих философов и психологов (Рубинштейн С.Л., Томас У., Парсонс Т., Ядов В.А. и др.). На сегодняшний день данная тема приобрела особую популярность в связи с тем, что резкие общественные переломы, стремительные и непрерывные социальные изменения приводят к искажению культурных и духовных устоев, а также трансформации жизненных ценностей младшего поколения, что не всегда благоприятно отражается на модели их поведения, приводя к формированию различных негативных девиаций.
Во-вторых, отечественными и зарубежными психологами показано, что направленностью личности, в структуру которой входят и ценностные ориентации, во многом определяется социально-психологическая адаптация. Под данным термином подразумевается приспособление личности к условиям жизнедеятельности в обществе в соответствии с личными потребностями, мотивами, интересами и требованиями, выдвигаемыми социумом. Социально-психологическая адаптация является сложным феноменом, обеспечивающим выполнение человеком следующих психосоциальных функций:
а) выстраивать гармоничные отношения в системе «личность – социальная среда»;
б) занимать активную общественную позицию;
в) максимально раскрывать и совершенствовать общие и специальные способности личности посредством самореализации и самоактуализации;
г) быть способным выстраивать собственное поведение, учитывая требования и ролевые ожидания других людей;
д) сохранять и поддерживать психологическое здоровье.
Наконец, стоит подчеркнуть, что подростковый возраст является наиболее сенситивным для формирования ценностных ориентаций, поскольку представляет собой один из переломных периодов в становлении личности. Именно на данном этапе, наряду с противоречиями физиологического и психического развития, наблюдается стремление обучающихся к взрослости и смена лиц, пользующихся у них авторитетом: происходит ослабление эмоциональных связей с родителями и усиление взаимодействия со сверстниками. Освоение подростком социальных норм и ценностей, как правило, протекает в компании сверстников, имеющих единые интересы или другие сходные признаки. При этом на фоне недостатка у обучающихся жизненного опыта, неустойчивости моральных убеждений их объединения порой приобретают антиобщественную направленность, что приводит к закреплению в сознании и поведении негативных тенденций общественного развития.
Ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, упорядочивание объектов и явлений по критерию их важности для индивида. Они являются значимой составляющей структуры личности, которая определяет её динамическую тенденцию, отношение к себе и окружающей действительности, а также поведение.
Следует отметить, что формирование ценностных ориентаций и профилактику девиантного поведения несовершеннолетних важно осуществлять не только в учебные часы, но и во внеурочное время. Особое внимание при этом необходимо уделять созданию условий, способствующих развитию этнокультурной компетентности – свойства личности, которое выражается в комплексе знаний о своей и других этнокультурах и проявляется посредством определённых умений, навыков, стратегий поведения, обеспечивающих эффективную коммуникацию в моно- и полиэтнической средах. Достижению этого способствует система поликультурного образования, среди социально-педагогических эффектов которого можно выделить:
1) развитие патриотических чувств и гражданской идентичности – отождествление индивидом себя с конкретной гражданской группой и осмысление принадлежности к гражданскому обществу того или иного государства;
2) формирование устойчивого интереса к родной и чужой культуре, что
осуществляется посредством приобщения обучающихся к этническим и культурным ценностям;
3) повышение уровня толерантного отношения и поведения внутри общества и др.
1.3 Толерантность в подростковом возрасте и ее специфика
Проблема толерантности среди подростков приобретает все большее значение в современном мире. Толерантность является важным элементом поддержания мирного сосуществования в условиях многообразия культур и взглядов.
Проблема толерантности актуальна в современном обществе, где происходят значительные изменения. Проявление толерантности важно для адаптации личности и развития общества. Несмотря на ожидания гуманизма в XXI веке, мы являемся свидетелями роста насилия, террористических актов и проявлений агрессии и национализма, особенно среди молодежи.
Исследования толерантности, такие как работы А.Г. Асмолова, Е.В. Трифоновой и Г.У. Солдатовой, выделяют ее как психическую устойчивость и неотъемлемую характеристику личности, позволяющую взаимодействовать с внешним миром. Однако изучение природы толерантности остается недостаточным.
В последние годы внимание к проблеме толерантности растет в связи с участившимися актами насилия и межэтническими конфликтами. Толерантность рассматривается как важная ценность для мирного сосуществования. Этимология этого слова восходит к латинскому «tolere» – терпеть, и в разных культурах оно интерпретируется как толерантность.
Русская философия недостаточно подробно рассматривает проблему толерантности. В своих работах такие авторы, как Б. Спиноза и Дж. Локк, подчеркивают важность свободы мнений как основы взаимопонимания. О. Хоффе и другие исследователи предлагают различные модели толерантности – от безразличия до критического диалога.
Толерантность формируется под воздействием множества факторов, и учителя должны создавать условия для ее развития. В этом контексте толерантность рассматривается как важный компонент успешного общения и социального взаимодействия. Существующие исследования показывают, что толерантность является необходимым компонентом для поддержания мирного сосуществования.
Дополнительный акцент на толерантности в рамках старшего подросткового возраста обусловлен необходимостью адаптации этой возрастной группы к возросшей социальной напряженности и потребностью в конструктивном взаимодействии.
Важной задачей является формирование толерантности у подростков как одного из ключевых факторов успешной социализации. Наблюдения показывают, что уровень толерантности у подростков находится на среднем уровне, что задает вектор дальнейших воспитательных усилий.
Фрагмент для ознакомления
3
, - 2014. - С.5.
Алмазова О. В. Чурбанова С.М, Социальное волонтерство в представлениях студентов // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. No 3. С.99-114.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.). - М.: «Просвещение», -1968. - 464 с.
Волчанская В.О. Социально-психологическая адаптация в отечественной и зарубежной психологии // Человеческий капитал. – 2019. – № 12 (132). – С. 108–114.
Горбачева Е.И., Бабалян И.Г. Опыт волонтерской деятельности как условие развития социального мышления у студентов вуза//СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Калуга, 2021. С. 56-64
Казанская В. Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное. - Спб.: Питер, - 2008.
Макарова И.А., Круцкий В.М. Подготовка студентов педагогических ВУЗов к волонтерской деятельности//ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2021. № 6. С. 238-243
Масленцова, Н. Ю. Проблемы социальной работы с молодежью : учебное пособие / Н. Ю. Масленцова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Российский гос. проф.-пед. ун-т", Уральское отд-ние Российской акад. образования, Акад. проф. образования. – Екатеринбург : Российский гос. проф.-пед. ун-т, 2008. – 120 с
Морова Н.С., Благодарова Е.В. Добровольческая деятельность как инструмент профилактики девиантного поведения подростков// Девиация несовершеннолетних: проблемы, эффективные практики предупреждения, коррекция: сборник статей участников Международной научно-практической конференции 8–10 декабря 2022 г. / науч. ред. Т.Т. Щелина; отв. ред. И.С. Беганцова, Н.В. Гусева; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2023. С. 197-200
Спицына О. А. Толерантность в подростковом возрасте: психологический аспект исследования// https://phsreda.com/e-articles/10661/Action10661-113948.pdf (дата обращения 04.12.2024)
Тетерский, C.B. Молодежная общественно полезная деятельность в России / С. В. Тетерский. - М., Фонд «Созидание», 2005.
Шейразина Р.М., Александрова М.В., Хачатурова К.Р. Понятие подросткового возраста в научной литературе // Вопросы педагогики. – 2019. – № 2. – С. 120–122.
Этезова М.М., Нагоев Б.Б. Сравнительный анализ особенностей социально-психологической адаптации учащихся в условиях образовательного учреждения // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 3. – С. 44.
Eliasoph N. Avoiding Politics: How Americans Produce Apathy Everyday Life.N.Y.: Cambridge Univ. Press,2003.333 pp.
Musick M.A., Wilson J. Volunteers: A social profile. Bloomington: Indiana University Press, 2008. 663 pp.