Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в рыночной экономике конкуренция является одной из ее основных характеристик, поскольку конкуренция создает особые условия для управления субъектами рынка, обеспечивая тем самым создание и условия для продажи новых товаров и услуг. Показателем важности конкуренции для современного рынка является то, что сегодня в большинстве стран разработаны и приняты законы, направленные на защиту и поддержку конкуренции. В то же время конкурентоспособные компании и различные формы собственности и предприятия в сфере деятельности являются основой конкурентоспособной экономики.
1. Общая организационно-экономическая характеристика ООО «Метмаш»
ООО «Метмаш» образовано в результате выделения из состава ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» металлургического и машиностроительного бизнеса и является ведущим предприятием Российской Федерации по выпуску комплектующих и сменно-запасных деталей для судостроения в том числе плавучих кранов КПЛ-5-30, КПЛ-15-30, КПЛ-16-30, а также к портальным кранам типов «АЛЬБРЕХТ», «АЛЬБАТРОС», «СОКОЛ», «КОНДОР», «ГАНС», а также грунтовых насосов для земснарядов отечественного и зарубежного производства. Управляющей компанией ООО «Метмаш» является ООО «Уралметмаш».
Вся продукция изготавливается согласно ГОСТ, ОСТ и ТУ, а также может сопровождаться сертификатами РKO и РМРС. Также ООО «Метмаш» получило лицензию на право изготовления оборудования для ядерной установки № ВО-12-101-4015 от 23.05.2022 сроком действия до 23.05.2027.
С 2012 года предприятие активно принимает участие в торговых процедурах, размещаемых на сайте ГК Росатом, по их итогам выиграло и исполнило контракты на поставку заготовок для ядерных установок 2, 3, 4 класса безопасности, в том числе с оформлением Планов Качества на общую сумму более 50 млн. рублей. Заказчиками являются такие предприятия, как АО «ЦКБМ» г.С-Петербург; АО «АЭМ-технологии»; Филиал АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск; Филиал АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» в г. Петрозаводске;ПАО «ЗиО-Подольск»; ООО «ЦНТ-Спектр»; АО «ОКБМ Африкантов»; ООО «СТЭП»; ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор».
Данные заготовки использовались для строительства Белорусской АЭС, Белоярской АЭС, АЭС Армения, АЭС Кундакулам (Индия), АЭС Тяньвань.
ООО «Метмаш» изготавливает стальное и чугунное (СЧ20-30) фасонное литье, поковки, производит мехобработку, имеет возможность сборки готовых изделий и узлов.
2. Анализ развития рынка и оценка его влияния на конкурентоспособность ООО «Метмаш»
Влияние медико-биологического фактора, связанного с распространением короновирусной инфекции в 2020-2022 гг., проявлялось во всех сферах в 2020-2022 гг. Так, изменение политической сферы проявилось в принятии решений о переходе на дистанционное образование. В то же время, политическая ситуация имеет ряд возможностей для развития организаций, а именно:
– разработка и реализация мероприятий, направленных на развитие новых направлений;
Для анализа микросреды использована методика оценки пяти конкурентных сил М. Портера. Каждый элемент микросреды был оценен по трёхбалльной шкале. Баллы приведены в каждой таблице. Чем выше количество баллов, полученных по итогам оценки, тем сильнее проявляется давление данного конкурентного фактора 18. В таблице 2.2 дана оценка внутриотраслевой конкуренции.
3. Анализ стратегического управления и планирования, оценка их взаимосвязи с уровнем конкурентоспособности ООО «Метмаш»
Актуальность анализа эффективности и конкурентоспособности малого и среднего бизнеса обусловлена рядом факторов:
1. Влияние на экономическое развитие. От безопасного развития малого и среднего бизнеса зависит насыщение рынка различными товарами и услугами, формирование здоровой конкурентной среды, создание новых рабочих мест, укрепление промышленного и сельскохозяйственного потенциала российских регионов и улучшение качества жизни населения страны.
2. Определение инвестиционного климата и финансового благополучия муниципалитетов и регионов. Показатели деловой активности и рыночной стабильности предприятий данного сектора во многом определяют эти показатели и оказывают заметное влияние на состояние российской экономики в целом.
3. Определение возможностей для повышения конкурентоспособности. Анализ позволяет разработать меры по повышению конкурентоспособности, привлечению новых инвесторов, разработке программы выхода на рынок или расширению ассортимента продукции.
Стратегия ООО «Метмаш» включает:
1. Совершенствование системы управления. Команда компании оптимизирует затраты, внедряет ресурсосберегающие технологии и программы.
2. Расширение ассортимента продукции. Завод производит широкий ассортимент продукции, которая используется в различных отраслях промышленности, включая судостроение и судоремонт.
3. Улучшение качества продукции. Компания имеет патенты на импортозамещающие сбалансированные якоря с повышенной удерживающей способностью.
4. Открытие новых рынков сбыта. Например, весной 2024 года Метмаш изготовил уникальный якорь Холла весом 10 тонн, предназначенный для российского ледокола проекта 22220, который строится в Санкт-Петербурге.
Также в 2023 году завод получил льготный кредит на приобретение и модернизацию оборудования по ставке 2,5% сроком на 10 лет. В рамках проекта была модернизирована нагревательная печь, приобретены и введены в эксплуатацию станки с ЧПУ.
Тенденции стратегического развития ООО «Метмаш»:
1. Рост продаж. В последние годы он увеличивается на 15-20% ежегодно.
2. Расширение ассортимента продукции. Например, если раньше они изготавливали гребные валы длиной до 8 метров, то сейчас освоили производство валов длиной до 10 метров, и задача на будущее - увеличить габариты до 12 метров.
3. Модернизация производства. Компания закупает оборудование, обучает людей, пересматривает технологии и надбавки, согласовывает чертежи с клиентами для достижения максимальной производительности. Например, раньше трехтонный якорь обрабатывался на станке в пять смен, а теперь в первую смену, то есть время обработки сократилось в пять раз.
4. Получены новые заказы от Росатома. В 2024 году компания установила новый рекорд по объему привлеченных Росатомом заказов — 500 миллионов рублей, то есть идет загрузка на несколько лет вперед.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень конкурентоспособности предприятия - это показатель, который зависит от многих факторов. Показатели факторов конкурентоспособности, к которым относятся: конкурентоспособность товаров или услуг на рынке (внутренний и внешний); рыночная способность (представляющая годовые продажи); тип товаров или услуг; доступ на рынок ;рыночное положение конкурентоспособного предприятия; однородность рынка; конкурентоспособность отрасли в целом; инновационный потенциал; конкурентоспособность региона и страны (в случае выхода на международный рынок).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434
2. Айдинова А. Т., Головко Е. С. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Молодой ученый. — 2019. — №12. — С. 371-373
3. Антипов Ю.В. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы // Научный журнал. – 2019. – №3 (89). – С. 212 – 221.
4. Баташева М. А., Баташева Э. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 355-358
5. Беззубова, Е. Н. Стратегии повышения конкурентоспособности как ключевой фактор успеха предприятия / Е. Н. Беззубова // Транспортное дело России. – 2022. – №2. – С. 70–73
6. Богданов, М. С. Обеспечение конкурентоспособности региональных торговых сетей по продаже продуктов питания: Автореферат / М. С. Багданов — Санкт-Петербург. — 209. — 20 с.
7. Болотная, О. В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности предприятия в условиях кризиса / О. В. Болотная // Бизнес Информ. – 2019. – №5. – С. 333–337
8. Воловиков Б.П. Маркетинговые инструменты формирования концепции инновационного продукта // «Микроэкономика». – 2019. – № 2. – С. 45-56
9. Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции // Журнал стандарты и качество. — 2019. — № 11. — С. 44–47
10. Говорова, Н Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – №4. – С. 25–37.
11. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации : учебное пособие / А. С. Головачев. – Минск : Вышэйная школа, 2022. – 320 с.
12. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании: Монография / К.В. Ордов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2022. - 224 с.
13. Добрикова Т. С., Баутина О. Е. Конкурентоспособность предприятий хлебопекарной промышленности и направления её повышения на примере Ливенского хлебокомбината филиал ОАО «Орелоблхлеб» в г. Ливны // Молодой ученый. — 2022. — №1. — С. 119-122
14. Емельяненко И.С. Маркетинговый аспект управления конкурентоспособностью предприятия розничной торговли: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Инна Сергеевна Емельяненко. – Ростов-на-Дону, 2019. – 26 с.
15. Емельяненко И.С. Повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2023. – С. 72–75.
16. Инвестиции в человеческий капитал предприятия: Учебное пособие / Е.Н. Голованова, С.А. Лочан, Д.В. Хавин; Под общ. Ред. проф. Д.э.н. А.М. Асалиева – М.: ИНФРА-М, 2023. – 88 с.
17. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. – 2-e изд. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 176 с.
18. Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности // Российский экономический журнал. — 2022. — № 6. — С. 74–78.
19. Кметь Е.Б. Маркетинговые коммуникации: теория, практика, управление: Учебник для магистрантов. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2022. – 171 с.
20. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч. пос./В.М. Круглик, А.К. Александров и др.; Под общ. ред. В.М. Круглика - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2022.-285с.
21. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2023. - 184 с.
22. Курбанова А. А. Современное состояние и проблемы развития кредитования малого и среднего бизнеса [Текст] / А. А. Курбанова // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, февраль 20123 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2023. — С. 51-56.
23. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие / И. М. Лифиц. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2024. – 437 с.
24. Макализ Д. Экономика бизнеса: конкуренция, макростабильность и глобализация / Д. Макализ ; пер. с англ. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2024. - 695 с.
25. Маркетинг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - 3-e изд., исп. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 240 с.
26. Марченко О.Г. Изменение научных концепций качества жизни в направлении здоровья населения территорий // Российский экономический журнал. – 2019. – №3. – С. 6.
27. Мелкумов Я. С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. – (Серия «Высшее образование»)/Мелкумов Я. С. ИНФРА-М, 2019. – 248 с.
28. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург :Издательство Уральского университета, 2019. – 194 с