Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современная ситуация, сложившаяся на рынке труда, характеризуется поиском путей повышения эффективности труда, в связи с чем в научных источниках рассматриваются способы стимулирования работников предприятий и социально-психологические аспекты их эффективности. Результат деятельности любого предприятия – это, в первую очередь, результат деятельности его работников, которые эффективно выполняют свою работу только в том случае, если грамотно замотивированы на эффективность и результат.
Общеизвестен факт, что персонал предприятия – это не просто сотрудники, ежедневно выполняющие свою работу, но и основной ресурс развития и процветания любого предприятия. Грамотный руководитель знает, что производительность труда, а, соответственно, и доходность бизнеса зависят от того, насколько каждый работник удовлетворён условиями, в которых он работает, насколько ему психологически комфортно находиться на своем рабочем месте.
Пытаясь найти то, что вдохновляет работников, специалисты проводят масштабные исследования, в которых ориентируются на личностные качества и жизненные цели сотрудников. Предполагается, что действия, производимые сотрудником, должны иметь последствия – положительные, отрицательные или нейтральные – это зависит от того, насколько эффективно сотрудник выполнил возложенные на него обязанности – и это является основой концепции стимулирования [14].
Стимулирование, традиционно, в научных источниках подразделяется на материальное и нематериальное. И если с материальным стимулированием на практике все понятно, то нематериальное стимулирование – это более тонкая система, основанная на психологических особенностях каждого сотрудника, и она не может быть настолько же универсальной, как, например, материальная система премирования.
Практика показывает, что сотрудники современных предприятий – это, в первую очередь, личности с определенным набором целей, устремлений, мотивов, потребностей. Они во многом отличаются от «конвейерных работников» прошлого, поэтому и подходы к их стимулированию должны быть продуманы более детально и дифференцировано и учитывать личностные особенности сотрудников.
Цель исследования – выявить связь личностных особенностей сотрудников в периоде ранней взрослости и предпочитаемого формата работы на предприятиях общественного питания.
Объект исследования – личностные особенности сотрудников на предприятиях общественного питания.
Предмет исследования – связь личностных особенностей сотрудников в периоде ранней взрослости и предпочитаемого формата работы на предприятиях общественного питания.
Гипотеза исследования: предполагается, что направленность личности в карьере связана с личностными особенностями сотрудников в периоде ранней взрослости на предприятиях общественного питания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы личностных особенностей и направленности личности в карьере.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование личностных особенностей сотрудников в периоде ранней взрослости и предпочитаемого формата работы на предприятиях общественного питания.
3. Проанализировать взаимосвязь личностных особенностей сотрудников в периоде ранней взрослости и предпочитаемого формата работы на предприятиях общественного питания.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, систематизация научной литературы);
- методы сбора эмпирической информации: опрос, тестовый метод;
- методы обработки результатов исследования.
Методики исследования:
1. Тест «Якоря карьеры» Э. Шейн (перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова).
2. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).
3. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера в адаптации Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 40 сотрудников предприятий общественного питания в возрасте 20 – 35 лет, из них 30 женщин и 10 мужчин.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в работе, могут быть использованы организационными психологами для разработки программ психологического сопровождения профессиональной деятельности молодых людей с учетом их личностных особенностей.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы личностных особенностей и направленности личности в карьере
1.1. Характеристика личностных особенностей
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Личность (personaliti; от лат. persona –маска актера; роль, положение; лицо) – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
К основным зарубежным теориям личности относятся теории З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Р. Кеттела, Г. Олпорта, Б. Скинера, Дж. Келли, К. Левина, А. Бандуры.
З. Фрейд, основоположник психоанализа, предложил концепцию структуры личности, включающую в себя три ключевых компонента: Ид, Эго и Суперэго. В соответствии с его теорией, личность формируется под воздействием бессознательных мотивов и конфликтов, корни которых берут начало в раннем детстве.
Оно, Я и Сверх-Я они находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, болезням. Чтобы снять напряжение этих конфликтов, личность вырабатывает защитный механизм, который функционирует бессознательно и скрывает истинное содержание мотивов поведения
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288с.
2.Атаева С.А. Профориентация и ее роль в развитии карьеры / С.А. Атаева, М.А. Гараджаев // Вестник науки. – 2023. – Т. 4. – № 4 (61). – С. 11-14.
3.Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2022. – 592 с.
4.Брушлинский А.В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. – М.: Институт психологии РАН, 1997. – С. 208-269.
5.Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.: Перспектива, 2018. – 150с.
6.Головнёва И.В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях "человек - человек" // Вестник Омского университета. – 2018. – №1. – С. 42-55.
7.Гущина Т.Ю. Особенности становления самоотношения в студенческом возрасте // Вопросы психологии. – 2010. – №9. – С. 34-43.
8.Занюк С.С. Психология мотивации. – Киев: Эльга-Н, 2001. – 280 с.
9.Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2008. – 243с.
10.Карапетян Л.В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия // Известия Уральского федерального университета. – 2014. – № 1 (123). – С. 171 – 182.
11.Климов Е.А. Психология труда, инженерная психология и эргономика. Учебник для академического бакалавриата / Е.А. Климов, О.Г. Носкова, Г.Н. Солнцева. – М.: Юрайт, 2014. – 622 с.
12.Корабельников А.А. Психологические аспекты профессионального развития и профессионального образования взрослых людей / А.А. Корабельников, Е.Ю. Бекасова, С.П. Филиппов, Л.М. Петухова // Научное мнение. – 2021. – № 4. – С. 77-82.
13.Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2019. – 940 с.
14.Кукулите Т.Г. Социально-психологические аспекты мотивирования и стимулирования сотрудников организации / Т.Г. Кукулите, Р.М. Хайруллина // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2022. – № 1 (77). – С. 73-81.
15.Лоллини С.В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками. // В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. – 2015. – С. 41-42.
16.Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь: ПГПИ, 1988. – 80с.
17.Мутырова А.С. Профессиональное самоопределение: принципы и актуальность проблемы // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №5 (78). – С. 98 – 102.
18.Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 300с.
19.Панченко Л.Л. Психологическая зрелость выпускников вузов: гендерный аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Том 6, №4 (21). – С. 353-357.
20.Парахина П.Е. Опыт мотивации и стимулирования персонала за рубежом // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: Сборник научных статей. – Москва: СВИВТ, 2021. – С. 129-136.
21.Петровский В.А. Психология. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
22.Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М .: Изд-во УРАО, 2002. – 60 с.
23.Попов Л.М. Нравственно-этическая психология личности / Л.М. Попов, П.Н. Устин // Бехтеревские психологические традиции в казанском университете. – Казань: Отечество, 2010. – С.112-168.
24.Рендакова А.В. Анализ фундаментальных основ концепции эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова с применением метода философской герменевтики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2022. – №2. – С. 50-58.
25.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 415 с.
26.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2020. – 718 с.
27.Сосновский Б.А. Общая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский, О.Н. Молчанова, Э.Д. Телегина; под редакцией Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 342с.
28.Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. – 2002. – №4. – С.17-20.
29.Тимакова К.С. Особенности использования методов нематериальной мотивации персонала в организации / К.С. Тимакова, Н.А. Юкина // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 1-4(69). – С. 268-270.
30.Третьякова В.С. Теоретико-методологический анализ проблемы профессионального становления и развития личности на этапе профессиональной подготовки // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020. – Т. 12. – № 1 (47). – С. 61-70.
31.Фонарев А. Р. Психология личностного становления профессионала. – М.: НПО «МОДЭК», 2005. – 560 с.
32.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: АСТ, 2019. – 386с.
33.Хватова М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2015. – № 1(25), 2015. – С. 9-18.
34.Шнейдер Л.Б. Психология карьеры / Л.Б. Шнейдер, З.С. Акбиева, О.П. Цариценцева. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2024. – 187с.
35.Diener E. Most people are happy // Psychological Science. – 1996. – № 7. Р. – 181 – 185.
36.Hofstede G., Bond M. H. The Confucius connection: from cultural roots to economic growth // In Organizational Dynamics. – 1988. – № 16(4). – Р. 4-21.
37.Jung C.G. The Gnostic Jung: Including. – Hoboken: Taylor and Francis, 2013. – 284 р.
38.McCrae R.R., Costa Jr., P.T.The Five-Factor Theory of Personality. In O. P. John, R. W. Robins, & L. A. Pervin (Eds.), Handbook of Personality: Theory and Research. – New York: Guilford Press. – Р. 159-181.
39.Ryff C.D. The contours of positive human health / C.D. Ryff, B. Singer // Psychological Inquiry. – 1998. – Vol. 9. – P. 1-28.