Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психология как наука о психических процессах, поведении и взаимодействии человека с окружающим миром имеет долгую и сложную историю, в которой значительное место занимают работы выдающихся ученых. В частности, вклад Л.С. Выготского, А. Леонтьева, А.А. Басова и С.Л. Рубинштейна в развитие психологической науки представляет собой важный этап в формировании отечественной психологии, который оказал влияние на последующие поколения исследователей и практиков. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью глубокого анализа и систематизации знаний о вкладе этих ученых, а также их влиянии на современную психологическую практику и теорию.
Деятельностный подход был основой для первоначального становления теории А.Н. Леонтьева. Деятельность является процессом (процессами) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъектом удовлетворяются какие-либо свои потребности, достигаются определенные цели. Любая активность человека, наделенная смыслом, может быть названа деятельностью. Деятельность является характеристикой сознательной стороны личности человека (в отличие от поведения).
Как полагал А.Н. Леонтьев, личность человека создается посредством общественных отношений, иными словами, речь идет о кристаллизации личностью ее собственной биографии. На первом плане для А.Н. Леонтьева находится категория деятельности субъекта, так как деятельность – это есть исходная единица психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние же являются характеристикой именно деятельности, но не личности. Огромная заслуга А.Н. Леонтьева состоит в разграничении понятий индивида и личности. Если индивид является неделимым, целостным, со своими индивидуальными особенностями генотипическим образованием, то личность также выступает в качестве целостного образования, но не данного кем-то или чем-то, а произведенного, созданного благодаря множеству предметных деятельностей.
Цель работы – изучение теорий Л.С. Выготского, А. Леонтьева, А. Басова, С. Рубинштейна.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности теорий и вклада в психологию Л.С. Выготского, А. Леонтьева, А. Басова, С. Рубинштейна.
2. Провести анализ практической актуальности деятельностной теории для современной ситуации.
Объект исследования – история развития отечественной психологии.
Предмет исследования - теории и вклад в психологию Л.С. Выготского, А. Леонтьева, А. Басова, С. Рубинштейна.
Методы исследования:
- аналитический
- систематизации
- опрос.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1.Характеристика вклада Л.С. Выготского, А.А. Басова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева в становление отечественной психологии
1.1.Концепция Л.С. Выготского
Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития психики, но это единство имеет две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития; во-вторых, имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии базовых, элементарных функций велика роль биологических факторов, в развитии высших психических функций — именно социокультурных. И доказательством тому служат следующие суждения Л.С. Выготского.
Главной функцией социальных отношений как детерминанты психического развития человека является, по Выготскому, формирование конкретной структуры человеческого сознания. Место индивида в системе общественных отношений, сам характер отношений, связывающих его с другими людьми, определяют, согласно Выготскому, иерархию психических функций в системе сознания человека. Эта иерархия не является постоянной. В различных сферах социальной жизни человека взаимоотношения между психическими функциями меняются. Так, на служебном месте человек может подчинять эмоции рассудку, а в семейных отношениях руководствоваться чувствами.
По достижении человеком определенного уровня психического развития (возникновение рефлексии, самосознания) перед ним открывается возможность управлять своим развитием. Осознание собственной психической деятельности приводит к овладению ею, возможности произвольно устанавливать между психическими процессами и функциями новые связи и взаимоотношения, перестраивая тем самым структуру сознания. Таким образом, процесс психического развития становится в определенном смысле подотчетен человеку [Выготский].
Указание Выготского на социальное происхождение сознания и определение его как формы поведения было важным шагом на пути развенчания идеи надприродной сущности сознания, составляющей основной постулат эмпирической психологии и неявно присутствовавшей во всех построениях рефлексологов [Там же].
Сложный и многогранный процесс развития личности обусловлен единством биологических и социальных факторов. Это единство, как подчеркивал Л.C. Выготский, не выступает в виде механического сочетания наследственных и средовых факторов, а представляет собой сложное диалектическое единство, изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития ребенка. Поэтому для правильного понимания процесса психического развития важно определить роль и значение наследственных факторов и средовых внешних влияний [Ждан].
Роль биологических и социальных факторов в психофизическом развитии в разном возрасте неодинакова. Например, простой двигательный акт, формирующийся на ранних этапах жизни, больше зависит в своем развитии от биологических факторов; более сложные предметные целенаправленные действия, включенные в сферу психомоторики, требуют более длительного пути для своего формирования и в большей мере зависят от социальных, средовых факторов.
Развитие таких сложных психических процессов, как произвольное внимание, активное запоминание, мыслительная деятельность, а также развитие характера, поведения неизмеримо больше зависит от окружающей социальной среды (условий воспитания и обучения, культурно-бытового окружения, характера общения, форм и способов деятельности и др.).
Ребенок с первых дней существования находится во взаимодействии с окружающей его социальной средой, которая определяет его развитие и, как отмечал Л.С. Выготский, «как бы ведет за собой его развитие» (1932). Процесс развития ребенка имеет ту характерную особенность, что на каждом последующем возрастном этапе происходят не только количественные изменения, но возникают новые свойства и качества личности. Появление нового (новых знаний, новоприобретенных умений и навыков) на каждом возрастном этапе онтогенеза и является главным признаком познавательного развития ребенка.
Для развития психики человека характерно неодновременное и неравномерное формирование различных психических функций. Каждая психическая функция, как указывал Л.С. Выготский, в процессе своего формирования имеет свой оптимальный этап развития.
Так, у новорожденного ребенка в недифференцированном сознании вначале выделяется функция восприятия. И хотя она еще слита с элементарными аффективными реакциями, выделение этой функции обусловливает ее доминирующее развитие в младенческом возрасте. Функция восприятия развивается и на дальнейших возрастных этапах, но наиболее интенсивно - в период раннего развития [Нартова-Бочавер, 2017: 45].
1.2.Теория А.Н. Леонтьева
Деятельностный подход подразумевает, что психология является наукой о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов. Любое психическое явление и процесс рассматриваются через призму категории деятельности. В целом, деятельностный подход носит универсальный характер, поскольку занимается исследованием широкого спектра познавательных процессов и личностных качеств, приложим к трактовке их становления и функционирования в норме и патологии [Леонтьев].
Что касается природы человека и назначения, то представители деятельностного подхода утверждают, что активность и назначение не являются наследственно обусловленными в большей мере, а значит, природа человека, его психика корректируются в зависимости от социума, ближайшего окружения. Как полагал А.Н. Леонтьев, личностью не родятся, ею становятся [Леонтьев].
Патология в контексте деятельностного подхода может быть связана с тем, что отсутствует по каким-то причинам переход к более сложным в структурном отношении деятельностям (недоразвитость психики), также может быть деформирована структура деятельности, иметь место регресс (здесь речь идет о возврате к более простым формам деятельности) [Там же].
Представителям данного направления удалось выявить критерии возникновения психики, рассмотреть и описать все стадии развития психики в филогенезе, разработать представления о том, что ведущая деятельность является основой и движущей силой психического развития в онтогенезе.
В качестве исходного метода исследования психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, которая исследуется в ее филогенетическом, историческом (социогенез), онтогенетическом (онтогенез) и функциональном развитии. В целом, деятельностный подход выступает в качестве конкретно-научной методологии для специальных отраслей психологии, в частности, речь идет о возрастной, педагогической, медицинский психологии и т.д.
Наиболее интенсивное развитие и использование деятельностный подход получил в области образования. Причем, в основном речь идет о школе А.Н. Леонтьева.
Ведущей категорией в рамках этой теории выступает деятельность. Деятельность является целеустремленной активностью, реализующей потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория деятельности используется для того, чтобы изучать различные области психической реальности (речь идет о психологии познавательных