Фрагмент для ознакомления
2
Складские услуги занимают значимое место в условиях рыночной экономики. На всех стадиях материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя образуются запасы, которые необходимо складировать для хранения. Складирование на хранение продукции важно в связи с возникающими колебаниями производственного цикла, транспортировки и потребления. Складирование происходит в специальных помещениях, оборудованных в соответствии с технологией хранения того или другого вида товара. Склад предназначен для обеспечения сохранности товаров и соответствовать требованиям, которые предъявляются к условиям их содержания. Собственный склад позволит сократить издержки на транспортировку, а также обеспечить материалами для непрерывного производства. Исходя из этого, целью написания курсовой работы является расчет показателей склада, который будет соответствовать заданным параметрам и обеспечит эффективное хранение и обработку грузов.
Поставленная цель работы предопределила постановку и решения следующих задач: 1. Дать характеристику типа склада исходя из его назначения, ассортимента хранимых товаров, условий хранения и других факторов. 2. Дать характеристику вида складского подъемно–транспортного оборудования, типа оборудования и устройства для хранения грузов.
3. Рассчитать показатели склада такие как полезная площадь, общая площадь, коэффициент использования площади, количество оборудования и другие параметры, необходимые для организации эффективного функционирования склада. Объектом исследования в данной работе является склад. Предметом выступает материальный поток. В процессе подготовки курсовой работы использованы источники информации, выбранные в соответствии с её целями и задачами. Основной массив информации представляет собой материалы учебной литературы, периодической печати, международных и отраслевых научно–практических конференций, а также информация из глобальной сети Интернет.
1.1 Характеристика типа склада комплектующих изделий судостроительной промышленности
Товарно-материальные запасы являются составной частью оборотных активов и занимают значительное место в построении логистического процесса на любом предприятии судостроительной промышленности.
Ресурсы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
Теоретический обзор литературы позволяет выделить следующую структуру товарно-материальных запасов (рисунок 1)
Как видно из рисунка 1 товарно-материальные ресурсы подразделяют на две группы: первая группа – основные материалы, вторая группа – вспомогательные. Состав оборотных средств охватывает группу элементов, которые образуют оборотные производственные фонды и фонды обращения. Часть оборотных средств является ресурсами. В свою очередь ресурсы подразделяются на: товарно-материальные ресурсы, готовую продукцию на складе, незавершенное производство и т.д.
Работа склада тесно связана с принятой на предприятии политикой управления запасами, закупками и снабжением.
Необходимо рассмотреть данный вопрос более подробно.
Задачи бизнес-процесса закупки материальных ресурсов:
- определение порядка взаимодействия между участниками снабжения – Заказчиками, Операционными закупщиками, Специалистами по сопровождению закупок, Потенциальными Поставщиками, Согласующими и Уполномоченными для принятия решений лицами, а также смежными функциями и подразделениями;
– определение границ применения различных видов выбора источника поставки;
– определение порядка проведения закупочных процедур, согласования выбора источника поставки, формирования заказов на поставку.
Максимально распространенные методические подходы к управлению закупками и логистикой в крупных компаниях могут быть сведены следующим порядком:
- способ увеличения объемов закупки ТМЦ и услуг;
- метод уменьшения объемов снабжения и закупок материально-технических ресурсов компании;
- метод прямого расчета объемов снабжения и закупки, логистики товаров и услуг;
- политика снабжения, базирующаяся на АВС-анализе.
Взаимодействие финансового, операционного и логистического видов менеджмента является фундаментальным фактором, который также оказывает влияние на политику управления запасами в конкретных условиях работы того или иного хозяйствующего субъекта.
Данные, предоставляемые отделом производства или службой продаж, являются основой для определения объемов закупки и выработки общей стратегии управления запасами на предприятии.
С точки зрения организации логистической системы и материальных потоков представляет интерес классификация складов по функциональному назначению, в рамках которой выделяются два типа складов. Транзитно-перевалочные склады обычно функционируют в непосредственной близости к железнодорожным станциям, морским и речным портам, а также прочим транспортным узлам. На таких складах осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой с промежуточным хранением или без него. В свою очередь, сортировочно-распределительные склады представляют собой классические склады, в которых осуществляется накопление грузов с целью их сортировки, комплектации и последующей отправки по назначению либо потребителям, либо в следующее звено логистической цепи. При этом данный вид складов может дополнительно дифференцироваться на товарные, универсальные и специализированные по специфике грузов.
Также в современной логистической практике сегодня активно применяется и международная классификация складов, подразумевающее их разделение по классам. Данная классификация даёт возможность изначально получить достаточно точную характеристику объекта, в котором планируется размещение грузов. Данное разделение на четыре основных класса «A», «B», «C», «D» и два подкласса «А+» и «В+» базируется на международном принципе разделения складских помещений. Следует отметить, что данные классы не устанавливают жёстких требований к складскому помещению, однако основные отличия у них всё же имеются. В частности, склад класса «D» представляет собой достаточно простое помещение без специфических требований. При этом склад класса «А» уже полностью оснащён складским оборудованием и соответствующей техникой в виде одноэтажного сооружения со всей инфраструктурой, включая вентиляцию, видеонаблюдение и сигнализацию.
Следует отметить, что построение эффективной системы складирования является возможным только при условии, что на складе применяются оптимальные технологические процессы и используется достаточный объём складского оборудования. Обычно ключевым критерием при подборе складского оборудования выступает минимизация объёма исполняемых складских операций, которые необходимо осуществить на складе для обеспечения нормальных процессов грузопереработки. Этот показатель чаще всего оценивается либо по численности складских операций, либо по затраченному на их исполнение совокупному времени, что предполагает наличие инструментария для его систематического измерения.
Склад и складская деятельность как часть логистической системы организации выступают в качестве своего рода «лимитирующего звена», организующего и одновременно ограничивающего материальные потоки, что вызывает дополнительные затраты. Вследствие этого при организации управления складом необходимо в обязательном порядке использовать не только организационно-технические, но и затратные критерии, а также критерии экономической эффективности. При этом практически для каждого конкретного склада реальные параметры складской деятельность будут существенно отличаться, вследствие чего представленные в науке показатели эффективности складской деятельности необходимо адаптировать к конкретной складской системе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин Б.А. Логистика. Учебник для вузов. / Под ред. Аникина Б.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 368 с.
2. Вергиев Н. «Склад как бедный родственник? 9 принципов складского хозяйства». // Современный склад. - 2020. - № 2.
3. Волгин В.В. Склад. - М.: Дашков и К, 2019. - 768 с.
4. Гаджинский А. М. Логистика. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2020. - 228 с.
5. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. Учебно-практическое пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2020. - 176 с.
6. Ефремов А. «WMS - фундамент эффективного склада». // Современный склад. - 2020. - № 1.
7. Казаковская Н. «Муки выбора - Российская или Западная». // Современный склад. - 2019. - № 4.
8. Капущак К. «WMS: шагнуть на новую ступень». // Современный склад. - 2019. - № 3.
9. Маликов О.Б. Деловая логистика. - СПб.: Политехника, 2019. - 224 с.
10. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы. - М.: Бизнес-Пресса, 2019. - 560 с.
11. Мининкова Е. «Современный склад автозапчастей: условия эффективной работы». // Современный склад. - 2020. - № 3.
12. Никифоров В.В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. - М.: ГроссМедиа, 2020. - 192с.
13. Организация складского учета. / Под общей ред. В.В. Семенихина. - М.: Эксмо, 2019. - 80 с.
14. Савин В.И. Организация складской деятельности. Справочное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2020. - 543 с.
15. Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / А. Н. Стерлигова. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 430 с.
16. Щербаков В. Логистика