Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность разработки мультимодальных перевозок можно рассмотреть с нескольких сторон. С экономической стороны проектирование трех маршрутов, дает возможность увидеть за счет каких факторов меняется стоимость мультимодальной перевозки, на сколько сильно отличается стоимость транспортировки для разных вариантов маршрута.
С логистической стороны построение трех транспортных схем наглядно показывает, что можно спроектировать альтернативные маршруты, каждый из которых имеет свои преимущества, которые можно использовать в зависимости от поставленных задач.
Целью данного проекта является разработка мультимодальной транспортно-логистической системы по маршруту «Мехико-Курск».
Задачами данного проекта являются:
-разработка альтернативных вариантов транспортных схем мультимодальной перевозки;
-расчет затрат по альтернативным вариантам доставки;
-оценка эффективности разработанных вариантов транспортных схем;
Объектом исследования данной курсового проекта является мультимодальная перевозка «Курск-Мехико».
Предмет исследования это оптимизация мультимодальной транспортно-логистической системы по маршруту «Курск-Мехико».
Методами исследования этого проекта являются метод системного анализа, сравнительный метод и общенаучный.
Метод системного анализа это научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемой системы.
Структура курсового проекта состоит из: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список использованных источников.
1. РАЗРАБОТКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ СХЕМ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ
1.1 Постановка задачи проекта
Транспорт – это средство удовлетворения потребностей физических и юридических лиц посредством перевозки (перемещения) грузов и пассажиров.
Транспортировка является одной из фундаментальных логистических функций, которая связана с перемещением продукции транспортным средством. Осуществление рационального процесса транспортирования предполагает предварительную проработку технологии и анализа общей цепи поставок. Любой транспортный процесс является индивидуальным и зависит от большого количества факторов, которые отражают конкретные условия перевозок.
Процесс доставки товара от места производства до места конечного потребления состоит из целой совокупности логистических операций и функций, основные из которых следующие:
- экспедирование;
- грузопереработка;
- упаковка;
- передача прав и собственности на груз;
- страхование рисков;
- таможенные процедуры и т. п.[2]
Процесс перемещения товара из пункта отправления в пункт назначения при участии нескольких видов транспорта в ряде литературных источниках получил определение «мультимодальная перевозка». На транспортирование груза оформляется единый транспортный сопроводительный документ. Сама перевозка оплачивается заказчиком по единой сквозной ставке. За качество и срок доставки несет всю полноту ответственности только один перевозчик [1].
Тем не менее, необходимо отметить, что в настоящее время не существует единого однозначного определения самой мультимодальной перевозки. По этой причине в транспортных законодательных и нормативных актах многих государств отсутствует общепринятое провозглашение данного термина на международном уровне.
Ст. 788 ГК РФ устанавливает: "Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках".
Система доставки грузов в международном сообщении по единому сопроводительному перевозочному комплекту документов с использованием общепринятых международных транспортных коридоров передачей товара с одного вида транспорта на другой получила название, как «мультимодальная перевозка».
Определяющим фактором здесь является особый характер перевозочных средств. При этом особое внимание уделяется способам размещения груза на транспортном средстве. Отметим, что данное обстоятельство является характерным признаком и комбинированной перевозки груза.
Основным классификационным признаком мультимодальной перевозки является наличие единственного ответственного лица - оператора мультимодальной перевозки. Оператор мультимодальной перевозки организует весь транспортно-технологический процесс перемещения груза. Взаимодействие или какое-либо общение заказчика и непосредственных исполнителей перевозочного процесса полностью исключается.
Заказчик все возможные вопросы и возникающие какие-либо проблемы решает только с ответственным лицом – оператором перевозки.
Оператор мультимодальной перевозки сам несет всю полноту ответственности перед заказчиком.
Оператор выполняет следующие основные обязанности:
- заключает договор с заказчиком;
- оказывает весь необходимый комплекс услуг.
Комплекс услуг включает в себя следующие операции:
- транспортирование;
- перевалка;
- оформление груза и т.п.
В данных условиях перевозки, если оператор принимает решение задействовать только один вид транспорта, последняя также будет считаться мультимодальной.
Наличие только одного ответственного оператора за весь транспортно-технологический процесс мультимодальной перевозки является организационно- правовой характеристикой данного вида транспортировки.
Организация процесса выполнения мультимодальной перевозки начинается с планирования маршрута. Маршрут должен быть продуман досконально. Планирование маршрута включает в себя определение таких позиций, как:
-начальный и конечный пункты;
- пункты перегрузки и стоянки в пути;
- график движения.
Такой подход к планированию перевозки можно назвать комплексным. Комплексный подход должен стремиться сводить к минимуму возможность возникновения неучтенных деталей. Одна неучтенная деталь при выполнении перевозочного процесса может привести к серьезным финансовым негативным последствиям.
Финансовые негативные последствия ложатся исключительно на оператора мультимодальной перевозки – транспортно-логистическую компанию.
Одна из проблем организации международных перевозок - это оформление документов.
Последствия неправильного оформления документов могут быть самыми разнообразными: от штрафов до ареста груза.
Рассмотрим аспект мультимодальных перевозок, связанный с таможенным оформлением.
В общем случае все методы и средства таможенной логистики нацелены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности и рациональную организацию всей цепи поставок.
Помимо этого, значимость управления таможенно-логистическим комплексом сформирована тем, что от эффективности реализации таможенного сопровождения зависит и потенциальный рыночный успех импорта либо экспорта продукции, а, соответственно, конкурентоспособность участников внешнеторговой деятельности на национальном и внешнем рынке.
По мнению Всемирной таможенной организации таможенный контроль является показателем успешного развития таможенной службы. Система управления рисками определяется как приоритетное направление деятельности транспортно-логистических компаний, при организации цепи поставок товаров.
Во многих странах Концепция системы управления рисками может трактоваться по-разному.
Логистическое функционирование устанавливает принципы интегрированного управления процессом внешней торговли на мировом уровне.
Международная практика и научная деятельность утверждают, что формирование устойчивого роста экономики государства является одним из главных функциональных тенденций функционирования таможенных органов.
С целью рационального и эффективного функционирования логистической системы требуется рационализация процессов организации управления перемещениями материальных, финансовых, информационных и иных потоков. Управление процессами логистики являются концепции управления цепями поставок – Supply Chain Management (SCM) [24].
За последние годы активизировалась задача использования данной системы управления по причине включения РФ в ВТО и внедрения современных инновационных технологий и систем в функционировании таможенных органов.
Информационные технологии, которые отражают перемещение материальных потоков являются значимыми в выполнении таможенного и логистического функционирования.
В качестве предварительных потоков информации могут быть отнесены информирование на предварительной основе, декларирование продукции и транспортных средств, которые переводятся через границу. К подобному принципу относят использование карточек KANBAN концепции JIT «точно в срок».
Применение KANBAN помогает снизить временные расходы на оформление товаров на таможнях. По действующему законодательству проведение контроля на таможенной границе определяется в качестве определенного вида таможенной услуги либо продукта, который предоставляется членам ВЭД.
Таможенное оформление необходимых документов при осуществлении транспортно-технологического процесса мультимодальной перевозки, необходимо сделать заранее до непосредственного отправления груза.
Оператор, несущий всю полноту ответственности за организацию и осуществление мультимодальной перевозки, должен обладать не только необходимыми знаниями, но и опытом, а также иметь подготовленных и квалифицированных сотрудников в этой сфере.
Внутренние мультимодальные перевозки в плане организации несколько проще международных. Учитывая уникальность географического и геополитического положения нашей страны при организации внутренних мультимодальных перевозок необходимо предусматривать довольно широкий спектр особенностей и нюансов.
В транспортно-технологических схемах доставки грузов содержатся обоснованные организационные и технические решения по подготовительным работам, технологии и организации собственно перевозок и погрузо-разгрузочных работ, а также на основании принятого варианта перевозки указывают особые условия перевозочного процесса [17].
Разработанная схема проходит стадию согласования. Процесс согласования ее проектных решений является сложным в организационном плане.
В большинстве случаев логистическая компания должна разработать самый рациональный маршрут (не обязательно самый короткий) и выполнить соответствующие расчеты по стоимости и срокам доставки.
Наиболее распространенные категории принятия решений следующие: «дорого, но быстро» или «дешево, но долго». Выбор окончательного варианта принимается после проведения переговоров непосредственно с заказчиком перевозки.
Важное значение при планировании мультимодальных перевозок имеет страхование груза.
Так как мультимодальные перевозки предполагают участие нескольких видов транспорта, проведения перевалочных грузовых работ в транспортных узлах или пунктах перевалки, то вероятность наступления форс-мажорных событий довольно существенная.
Мультимодальные перевозки организуются в первую очередь, когда груз требуется срочно доставить в пункт назначения.
Договор мультимодальной перевозки является основой для осуществления данного вида транспортно-технологического процесса и предполагает единый комплексный подход. Однако проведенные исследования показали, что институт отношений мультимодальных перевозок до настоящего времени окончательно не сформирован.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Винокур Л.Б. Проект мультимодальной транспортно-логистической системы: учеб. пособие для выполнения курсового проекта. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2018. – 37 с.
2. Еремеева, Л. Э. Транспортная логистика: учебное пособие / Л. Э. Еремеева ; Сыкт. лесн. ин-т. — Сыктывкар : СЛИ, 2014. — 260 с.
3. Пономарёв, Н. Е. Морская логистика и особенности морских перевозок / Н. Е. Пономарёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 464-466.
4. Линии морских перевозок грузов транспортных судов из США, СНГ, Европы: сайт Maersk URL: https://www.maersk.com/schedules/pointToPoint (Дата обращения 20.10.2021)
5. Международные контейнерные перевозки из США : сайт Unotrans URL: https://unotrans.com/cases/stati/mezhdunarodnye-kontejnernye-perevozki-iz-ssha.html
6. Международные контейнерные перевозки // Онлайн-торговая площадка грузовых перевозок: сайт Searates.com URL: https://www.searates.com/ (дата обращения 05.12.2021)
7. Расчёт расстояния жд перевозки: сайт Qlogist.ru URL: https://glogist.ru/site/calculateDist?CalcDistance%5Bfrom_station%5D=030006&CalcDistance%5Bto_station%5D=910000 (дата обращения 05.12.2021)