Фрагмент для ознакомления
2
Южная ветвь буддизма известна как буддизм Тхеравады (Учение старейшин), наиболее известная в Юго-Восточной Азии и Шри-Ланке. Эта ветвь, называемая старейшей ветвью буддизма, пытается следовать изначальному учению Будды. Медитация и концентрация рассматриваются как ключи к просветлению. Духовные силы существуют, но от человека зависит, достигнет ли он своего собственного пути к пробуждению.
Северная разновидность буддизма связана с буддийской традицией Ваджраяны и часто называется тибетским буддизмом. Наиболее сильна его приверженность в Тибете, Западном Китае, Бутане, Непале и частях Монголии. Укорененный в изначальном учении Будды, северный буддизм стремится вырваться из цикла рождения, смерти и перерождения. Часто используются духовные техники, наряду с основным принципом медитации. Некоторые считают буддизм Ваджраяны ответвлением буддизма Махаяны.
На востоке основной формой буддизма является традиция Махаяна, которая наиболее распространена в Японии, Тайване, Корее, частях Вьетнама и восточном Китае. Существуют различные формы восточных традиций, включая дзен-буддизм. Медитативная по своей природе, она делает сильный акцент на всеобщем сострадании, альтруизме и бескорыстии. Многие считают ее совместимой с другими религиями, и часто рекламируют ее скорее как образ жизни, чем как религию. Часто говорят, что медитативные занятия направлены на успокоение тела и ума, что может дать положительный результат любому, кто ищет внутреннее направление, даже тем, кто следует другим религиям.
Все ветви буддизма учат ненасилию, честности, бескорыстию, терпимости и нравственной жизни. Буддизм придерживается Четырех Благородных Истин и Восьмеричного Пути (Срединного Пути) к просветлению. Страдание является стандартным компонентом человечества. Только через Восьмеричный Путь к просветлению возможна свобода от страдания. Просветление приходит через мудрость, этическое поведение и медитацию. Буддизм стал четвертой по значимости религией мира, большинство его последователей находятся в Азии.
Как и джайнизм, буддизм был основан на ведических философиях в VI или V веке до н. э. Его основатель, Сиддхартха Гаутама, был принцем касты воинов, который отказался от своего трона, чтобы искать конец страданиям. Он достиг просветления после многих лет аскетизма, изучения и медитации, и начал собирать учеников и последователей. Как Гаутама Будда, он проповедовал «срединный путь», благородный восьмеричный путь к нирване и завершению цикла реинкарнации. Он отверг кастовую систему ведической религии и более позднего индуизма, включая принятие неприкасаемых. Гаутама Будда не утверждал, что он бог, и буддизм признает его как одного из длинной череды просветленных учителей. Его современные приверженцы могут относиться к его учению как к поклонению или светской философии.
Буддизм быстро набрал обороты в Древней Индии, особенно во время правления Асоки из империи Маурьев. Асока, согласно легенде, начал свое правление как завоеватель-военачальник, прежде чем пожалеть о причиненных им разрушениях. Он обратился в буддизм и поощрял его распространение. Религия развивалась вместе с индуизмом и джайнизмом в относительной гармонии. Она распространялась наружу через торговые сети и монастыри, разделившись между основными ветвями буддизма Тхеравады и Махаяны. Однако к средневековью исламские вторжения постепенно подорвали ее присутствие в ее родном регионе. Сейчас она составляет менее 2 процентов населения Индии.
1. 4. Движение Шрамана
Шрамана была древним индийским религиозным движением, которое возникло как ответвление ведической религии и дало начало другим похожим, но различным движениям, включая буддизм и джайнизм. Шрамана, что означает «искатель», была традицией, которая началась около 800-600 гг. до н. э., когда новые философские группы, верившие в более строгий путь к духовной свободе, отвергли авторитет брахманов (жрецов ведического индуизма). Современный индуизм можно рассматривать как сочетание ведической и шрамана-традиций; он в значительной степени находится под влиянием обеих. Ведическая религия была историческим предшественником современного индуизма. Ведический период относится к периоду времени примерно с 1750 по 500 г. до н. э., в течение которого индоарии поселились в северной Индии, принеся с собой особые религиозные традиции. Большая часть истории этого периода происходит из Вед, старейших писаний в индуистской религии. Веды, что означает «знание», были составлены ариями на ведическом санскрите между 1500 и 500 г. до н. э. в северо-западном регионе Индийского субконтинента.
Существует четыре индоарийских Веды: Ригведа содержит гимны об их мифологии; Самаведа в основном состоит из гимнов о религиозных ритуалах; Яджурведа содержит инструкции по религиозным ритуалам; а Атхарваведа состоит из заклинаний против врагов, колдунов и болезней. (В зависимости от источника, к которому обращаются, они пишутся, например, как Ригведа или Ригведа.). Известно, что несколько движений шраманов существовали в Индии до VI века до н. э. Шраманы существовали параллельно, но отдельно от ведического индуизма. Доминирующий ведический ритуализм контрастировал с верованиями последователей шраманов, которые отказывались от супружеской и семейной жизни и принимали аскетический путь, один из суровых самодисциплины и воздержания от всех излишеств, чтобы достичь духовного освобождения. Шраманы отвергали авторитет брахманов, которые считались защитниками священного учения, найденного в Ведах.
Брахманы — это каста или социальная группа в ведическом индуизме, состоящая из священников и учителей, которые считаются посредниками между божествами и последователями. Брахманы традиционно отвечают за религиозные ритуалы в храмах, а также за чтение гимнов и молитв во время ритуалов посвящения, таких как свадьбы.
«В Индии шрамана изначально относилась к любому аскету, отшельнику или религиозному практику, который отказался от мирской жизни и общества, чтобы сосредоточиться исключительно на поиске религиозной истины. Шрамана развивалась в Индии в течение двух фаз: Паччекабудда, традиция индивидуального аскета, «одинокого Будды», который оставляет мир позади; и Савака, фаза учеников или тех, кто собирается вместе как сообщество, например, секта монахов» .
Традиции шраманы придерживаются различных философий и порой существенно расходятся друг с другом, а также с ортодоксальным индуизмом и его шестью школами индуистской философии. Различия варьируются от веры в то, что у каждого человека есть душа, до утверждения, что души нет. С точки зрения образа жизни традиции шраманы включают широкий спектр верований, которые могут варьироваться от вегетарианства до мясоедения и от семейной жизни до крайнего аскетизма, отрицающего все мирские удовольствия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аткинсон, В. У. Философия, религия и эзотерические учения Индии. - Москва : Старклайт, 2009. - 318 с.
2. Барт, Август. Религии Индии: ведийские религии, брахманизм, буддизм, джайнизм, индуизм. - Москва : URSS, 2012. - 337 с.
3. Еникеева, С. З. Традиционные религии Индии, Китая и Японии. - Казань : КЮИ МВД России, 2014. - 314 с.
4. Индия на перекрестке культур и традиций: наука, образование, творчество : материалы междунар. науч.-практ. конф., 21—22 февраля 2019 г. : сб. науч. ст. ; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургcкая государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица» ; сост. А. В. Карпов; науч. ред. М. А. Костыря. — Санкт-Петербург : СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2019. — 234 с.
5. Культура. Духовность. Общество: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 16 мая 2014 г. / Центр развития науч. сотрудничества; под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : ЦРНС, 2014. - 223 с.
6. Религии Индии / Желябовская Людмила Владимировна. - Москва : Мир кн., 2006. - 191 с.
7. Снесарев, А. Е. Невероятная Индия: религии, касты, обычаи. - Москва : Ломоносовъ, 2012. – 185 с.
8. Трубецкой, Н. С. Религии Индии и христианство. Москва : Изд-во Срет. монастыря, 2000. – 62 с.
9. Ульциферов, О. Г. Культурное наследие Индии: мифология, религия, философия, литература, искусство, обряды и обычаи: первое в России полн. описание одного из самых слож. и древ. разделов мировой культуры. - Москва : Восток-Запад : АСТ, 2005 (Тип. изд-ва Самар. Дом печати). – 875 с.
10. Эдвардс, М. Повседневная жизнь Древней Индии: быт, религия, культура. - Москва : Центрполиграф, 2021 (Москва). - 221 с.