Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном мире люди все чаще начали сталкиваются с необходимостью общаться с представителями других стран и народов.
Успешная интеграция личности в мировое сообщество напрямую связана с изучением языков других культур. Поэтому знание иностранного языка необходимо в современном мире.
Глава 1. Теоретические основы использования интернет-блогов в обучении школьников иностранному языку
1.1. Понятие «блог» и его классификации
Одной из основных задач обучения иностранному языку принято считать формирование коммуникативной компетенции, которая способствует межкультурному взаимодействию. В современной теории обучения иностранным языкам понятие «языковая компетенция» обозначает совокупность языковых знаний, умений, навыков, овладение которыми позволяет осуществлять иноязычную речевую деятельность. В процессе реализации этой компетенции выполняются и другие задачи, такие как – образовательная, воспитательная и развивающая.
В условиях динамично развивающегося современного мира преподавателям необходимо создавать новые уникальные методы и средства обучения иностранному языку, которые будут способствовать развитию интереса учащихся к предмету, а также будут повышать их мотивацию.
Одним из таких средств является интернет-блог. Он может быть полезен для тех, кто изучает иностранный язык, так как с помощью интернет-блога возможно развивать способность письменно излагать свои мысли на иностранном языке. Кроме того, он дает возможность получить необходимую и полезную информацию в достаточно простом и наглядном формате.
Блог – это один из социальных сервисов в интернет-пространстве, содержащий некоторую информацию, которая может быть интересна для обсуждения людям с общими увлечениями и интересами. Как правило, блог регулярно обновляется и пополняется новой актуальной информацией, которая представлена в различных форматах. Обычно блог управляется отдельным человеком или небольшой группой людей. Любой посетитель интернет-блога имеет возможность оставлять комментарии под публикациями и постами, поддерживать или же наоборот оставлять низкую оценку информации, опубликованной на странице.
1.2. Дидактические свойства и функции интернет-блогов
В условиях динамично развивающегося современного мира преподавателям необходимо создавать новые уникальные методы и средства обучения иностранному языку, которые будут способствовать развитию интереса учащихся к предмету, а также будут повышать их мотивацию.
Одним из таких средств является интернет-блог. Он может быть полезен для тех, кто изучает иностранный язык, так как с помощью интернет-блога возможно развивать способность письменно излагать свои мысли на иностранном языке. Кроме того, он дает возможность получить необходимую и полезную информацию в достаточно простом и наглядном формате.
Одной из доминирующих тенденций современного образования является его информатизация. Стремительное развитие Интернет-технологий отразилось и на современной государственной политике в области образования. Таким образом, с 2019 по 2024 год в Российской Федерации реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в учебные организации цифровой образовательной среды. Все большее количество учреждений оснащаются компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением.
Преподавание иностранного языка направлено на развитие коммуникативной компетенции студентов для общения в различных сферах жизни. Использование развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) помогает развивать речевые умения и языковые навыки, а также формирует социокультурную компетенцию. Следовательно, преподаватель должен уметь эффективно применять ИКТ для обучения языку. П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев дают определяют ИКТ-компетенции как «конструкт, состоящий из теоретических знаний о современных информационных и коммуникационных технологиях и практических умений создавать и использовать учебные Интернет-ресурсы, социальные сервисы Веб 2.0 и другие ИКТ...» [Евстигнеев, 2014, с. 161].
П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев дают следующее определение «Интернет-технологии» в контексте обучения иностранному языку: «совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет» [Сысоев, Евстигнеев, 2008, с. 101]. По мнению авторов, Интернет включает в себя два ключевых элемента в дидактическом аспекте: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее используемым формам телекоммуникации относятся «электронная почта, чат, форум, ICQ, видео- и вебконференции» [Сысоев, Евстигнеев, 2008, с. 101].
Для успешного использования Интернета в учебных и профессиональных целях необходимо создавать специализированные образовательные онлайн ресурсы. Они могут быть разработаны специально для обучения и адаптированы для разных предметов, в том числе иностранного языка. Ресурсы включают в себя платформы и приложения, которые помогают студентам, учителям и образовательным учреждениям в улучшении процесса обучения.
В англоязычной литературе выделяют такие современные учебные Интернет-ресурсы для обучения иностранному языку: «хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпл (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest)» [Сысоев, Евстигнеев, 2008, с. 102]. К ним также относятся такие технологии, как «языковой портфель» и кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев), создающие «у студента ощущение присутствия в языковой среде и свободы выбора» [Воронова, 2014, с. 192].
Глава 2. Методические аспекты использования интернет-блогов в обучении школьников иностранному языку
2.1. Интернет-блог как средство обучения иностранному языку
С развитием Интернета и интернет-общения взаимодействие в письменной форме постепенно начинает преобладать над устной беседой.
Ежедневно в социальных сетях отправляются миллиарды сообщений и комментариев. Текстовые сообщения для многих стали являться основным способом поддержания связи с людьми, в том числе с самыми близкими.
Общение на просторах интернета является объектом исследований как филологов, так и социологов, и лингвистов.
Интернет является незаменимым средством поддержания международной коммуникации, и его развитие спровоцировало возникновение глобальной информационной среды, новых каналов связи, виртуальных сообществ людей, в том числе и образовательных блогов.
Именно поэтому стал актуальным вопрос применения О-блогов в процессе обучения иностранным языкам.
Возможность использования онлайн сервисов в сфере образования на сегодняшний день недостаточно изучена. Анализ научно-методической литературы показал, что при современном уровне развития информационных технологий для большинства исследователей становится очевидной необходимость внедрения образовательных блогов в процесс обучения [Сокерина,2019:402].
Многие психологи, исследователи и педагоги отмечают, что современные дети и молодежь выросли в пик технологического прогресса, и они отдают предпочтение взаимодействию на платформах различных социальных сетей, нежели общаться в реальной жизни. Именно поэтому, можно предположить, что внедрение О-блогов в процесс обучения окажет положительное влияние на процесс обучения и будет нести практическую значимость.
2.2 Приемы использования интернет-блогов в обучении иностранному языку
В своей научной работе А. В. Филатова рассмотрела возможность интеграции блог-технологий в процесс обучения. В блоге каждый имеет возможность стать как отправителем, так и получателем информации («я» → «всем», «все» → «мне»). Это способствует развитию навыков дискуссии, эмпатии и улучшению письменной речи в разных функциональных стилях. Использование блог-технологий позволяет эффективно организовывать информационное пространство через систему тегов и архивов. Более того, блоггинг способствует максимальной реализации мультимедийности, тем самым способствуя формированию творческого мышления и учета индивидуальных особенностей. Простота их использования помогает обучающимся справиться с тревожностью в отношении навыков пользования ИКТ. В заключение автор отмечает, что блоги обеспечивают свободу самовыражения [Филатова, 2009].
Автор обозначила, что блоги классифицируются по целому ряду критериев: «по авторскому составу, по типу мультимедиа, по форме, по степени интегрированности в учебный процесс, по предоставлению права участвовать в дискуссиях и публиковать сообщения» [Филатова, 2009, с. 10]. Автор выделяет три категории блогов в зависимости от авторского состава:
1) преподавательский,
2) студенческий,
3) коллективный блог курса.
Заключение
На сегодняшний день трудно представить жизнь современного человека без использования Интернета. Интернет является для многих основным источником информации, предлагает людям огромные возможности для обмена разнообразной информацией, общения, работы. Современные средства связи дают пользователям возможность находиться в сети практически в любом месте и в любое время. Именно в сфере обучения иностранным языкам всегда применялись передовые технологии в области масс-медии: использование различных видеоматериалов, аудирование различных текстов, использование информационно-коммуникационных технологий, общение в сети интернет.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бессонова М.Е. Особенности и сущностные характеристики новостного англоязычного электронного дискурса // Научный старт-2022: Сборник статей магистрантов и аспирантов. – Москва, 2022. – С. 298–303.
2. Воронова, Е. Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе / Е. Н. Воронова. – Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 1(7). – С. 189-194.
3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2006. – 336 с.
4. Горожанов, А. И. Инструменты Web 1.0 и Web 2.0 в преподавании иностранного языка / Горожанов А. И. – Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. – 2015. – №1 (154).
5. Дронов, И. С. Обучение иностранному языку на основе использования блог-технологий / И. С. Дронов. – Текст : непосредственный // Державинский форум. – 2017. – Т. 1, № 3. – С. 97-103.
6. Евстигнеев, М. Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Евстигнеев Максим Николаевич. – Москва, 2012. – 23 с.
7. Евсюкова Т.В., Гермашева Т.М. Основные подходы к определению понятий «блог» и «блогосфера» в лингвистике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 11–2. – С. 234–239.
8. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – Москва : Просвещение, 1991. – 219 с.
9. Ильина, Е. А. Методика развития умений письменной речи учащихся на основе интернет-технологий (английский язык, средняя школа) : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ильина Елена Алексеевна. – Москва, 2013. – 26 с.
10. Ионина А.А., Бессонова М.Е. Видеоблогинг как средство реализации иноязычного образования в школе // Иностранные языки в школе. –2023.–№ 6. – С. 36–40 .
11. Киракосян, В. А. Блог-технология как условие и средство развития умений иноязычного говорения в средней школе / В. А. Киракосян. – Текст : непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 5, № 3. – С. 303-309.
12. Колесников А.А. Smart-учебник по иностранному языку: попытка обоснования в контексте вызовов современности // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 7. – С. 29–38.
13. Кондрахина, Н. Г. Современные мультимедийные технологии обучения иностранному языку в разрезе цифровизации / Н. Г. Кондрахина, Н. Е. Южакова. – Текст : непосредственный // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021. – Т. 11, № 6. – С. 127-133.
14. Кулажников, И. А. Методический потенциал цифровых технологий и интернет-ресурсов в процессе обучения письменной речи на иностранном языке / И. А. Кулажников, А. В. Медведев, Н. А. Гончарова. – Текст : непосредственный // Глобальный научный потенциал. – 2023. – № 1(142). – С. 87-91.
15. Лаврентьев, Д. О. Использование групп в социальных сетях и мессенджерах для информационной поддержки разработки программнах продуктов в сфере образования/ Лаврентьев Д. О, Салдаева А. А., Белаш В. Ю. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №79-2.
16. Литвиненко Е. В. Развитие ключевых компетенций при обучении иностранному языку посредством учебного блога/ Е. В. Литвиненко, Д. Ш. Шакирова. – Текст : непосредственный // Вестник ТГГПУ. – 2022. – №3 (69).
17. Николаева, Т. А. Обзор интернет-ресурсов, применяемых в процессе обучения английскому языку / Т. А. Николаева, О. В. Заеко. – Текст : непосредственный // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2020. – №2.
18. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, T. Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
19. Сапух Т. В. Микроблог как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся средней школы / Т. В. Сапух, Е. А. Добрякова. – Текст : непосредственный // АНИ: педагогика и психология. – 2021. – №2 (35).
20. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – Москва : Просвещение, 2002. – 239 с.
21. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку. //Язык и культура – 2012. – № 4 (20)– С.59-63.
22. Сысоев, П. В. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. – Текст : непосредственный // Язык и культура. – 2008. – №2. – С. 100-110.
23. Сысоев, П. В. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. – Текст : непосредственный // Язык и культура. – 2014. – № 1(25). – С. 160-167.
24. Сысоев, П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / П. В. Сысоев. – Текст : непосредственный // Язык и культура. – 2012. – № 1(17). – С. 120-133.
25. Сысоев, П. В. Формирование грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов / П. В. Сысоев, Э. Г. Юзбашева. – Текст : непосредственный // Язык и культура. – 2022. – № 57. – С. 258-273.
26. Таштеева, А. В. ИКТ-компетентность учителя иностранного языка / А. В. Таштеева. – Текст : непосредственный // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 81-4. – С. 123-126.
27. Филатова, А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий : для студентов языковых специальностей вузов : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» дис. ... канд. пед. наук / Филатова Анна Владимировна. – Москва, 2009. – 197 с.
28. Фурманова, В. П. Применение электронных сервисов при обучении иноязычной письменной речи / В. П. Фурманова, А. А. Арсентьева. – Текст : непосредственный // Дневник науки. – 2020. – № 12(48). – С. 35.
29. Чмых, И. Е. Особенности обучения иноязычной письменной речи с учетом изменения формата тематического письменного высказывания ЕГЭ 2022/ И. Е. Чмых. – Текст : непосредственный // Образование и право. – 2022. – №6. – С.261-264.
30. Щукин, А. Н. Методика преподавания иностранных языков : учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки "Лингвистика" / А. Н. Щукин, Г. М. Фролова. – Москва : Академия, 2015. – 287.