Фрагмент для ознакомления
2
Концепция «этнической культурной идентичности» появилась сравнительно недавно, в последние десятилетия. Выдающийся американский социолог, психолог и психоаналитик, который ввёл термин «кризис идентичности», Э. Эриксон рассматривал идентичность как процесс и результат личностного развития, тесно связанный с социальной адаптацией человека [12, с. 75].
Э. Эриксон считал, что человек формирует свою идентичность, создавая в своём сознании целостную картину мира и своего места в нём. Сегодня это понятие широко используется в различных научных дисциплинах, таких как философия, психология, этнология, политология, культурная и социальная антропология, но с разными значениями и в разных контекстах.
Несмотря на то, что проблема идентичности активно исследуется в современных научных теориях, существует множество интерпретаций этого понятия, что свидетельствует о его сложности. В самом общем смысле идентичность означает осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего.
Основными характеристиками и основаниями понятия «идентичность» являются тождественность, одинаковость и совпадение.
Идентификация — это процесс отождествления, уподобления или приравнивания. В психологии и социологии это понятие описывает процесс и результат эмоционального и иного совпадения индивида с другим человеком, группой, образцом или идеалом. В рамках психологических теорий идентичность связана со способностью человека оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях и с осознанием индивидом себя как уникальной личности, отличающейся от других [12, с. 75].
По мнению М. А. Михайлова, идентификация — это процесс, в ходе которого человек начинает ощущать себя частью другого человека или группы людей [16]. Это процесс, в ходе которого человек начинает воспринимать себя как часть другого человека или группы людей. Это процесс, в ходе которого человек начинает ощущать себя частью другого человека или группы людей.
В современной научной литературе часто используются такие понятия, как «национальная идентичность», «этнокультурная идентичность», «этническая идентичность» и «гражданская идентичность». Однако, по мнению М. К. Поповой, эти понятия имеют различия. Рассматривая проблему национальной идентичности, она выделяет две её составляющие: гражданско-правовую и этнокультурную [12, с. 75].
Некоторые исследователи различают понятия «этническая идентичность» и «культурная идентичность». Этническая идентичность определяется как осознание своей принадлежности к определённой этнической общности на основе генетического родства и общности территории [7, с.137]. Культурная идентичность, в свою очередь, определяется как осознание принадлежности к данной общности на основе культурных характеристик [7, с. 137].
Однако, несмотря на разнообразие определений и подходов к понятию «идентичность», все исследователи выделяют общий момент. Идентичность позволяет людям определить свою этническую общность («Мы») и других людей («Они») и ощутить свою принадлежность к этой общности.
В методологическом плане интересным является определение идентичности, предложенное Безруковой О.Н.. Он определяет идентичность как символическое средство объединения с одними и дистанцирования от других [3].
В социальной психологии идентификация — это процесс, в ходе которого человек начинает воспринимать себя как часть другого человека или группы людей. Это переживание, которое позволяет человеку почувствовать свою близость с другими людьми и ощутить свою принадлежность к определённой группе [7, с. 137].
Рассмотрим критерии этнокультурной идентичности. Сравнительно-историческая характеристика имеет важное значение для когнитивного изучения идентичности. Необходимы знания о критериях этнокультурной идентичности, благодаря которым общественная группа приобретает специфические признаки, отделяющие ее от других групп.
Под этнокультурной идентичностью мы будем понимать осознание своей принадлежности к той или иной этнической общности на основании общей территории проживания, устойчивых особенностей культуры и языка. Таким образом, выделяются три основных критерия этнокультурной идентичности: территориальный, культурный и языковой [12, с. 75].
Современная культура характеризуется тем, что, с одной стороны, стираются различия между этносами, между индивидами, что приводит к возникновению кризиса идентичности, а с другой — наблюдается и процесс сохранения, и даже рост этнического самосознания в связи с социальными трансформациями, что является основой формирования этнокультурной идентичности.
В условиях глобализации происходит поверхностное стирание кризисных явлений в области этнокультурной идентичности, но на самом деле это только искажает процесс преодоления кризиса, деформируя в сознании большинства потребности, связанные с этнической принадлежностью. Со временем эта деформация может привести к социокультурным стрессам.
Человеку необходимо быть частью коллектива, и этническая группа — не единственная общность, с которой он может себя идентифицировать. Среди таких групп можно назвать политические партии, религиозные общины, профессиональные союзы, молодёжные субкультуры и другие.
Эти группы обычно аморфны и нестабильны, их состав постоянно меняется, а время существования ограничено. Человека могут исключить из группы за какой-либо проступок.
В отличие от них, этническая общность стабильна во времени, её состав не меняется, а каждый человек имеет устойчивый этнический статус, который невозможно «исключить» [12, с. 75].
Этнокультурная идентичность — это одна из важнейших составляющих личности, которая проявляется в осознании своей принадлежности к определённой этнической группе. В экономически слаборазвитых обществах эта идентичность имеет большое значение, а в современном развитом обществе она приобретает новые формы.
Идентичность помогает отличить «себя» от «других». Она объединяет людей и позволяет им дистанцироваться от других групп.
Этнокультурная идентичность определяется территорией проживания, языком, культурой и национальной принадлежностью. Существует четыре основных способа определения этнокультурной идентичности: языковой, территориальный, национальный и культурный.
Развитие радио, телевидения и компьютерных технологий значительно изменило современное общество. В условиях глобализации всё чаще используется интегративный подход, который позволяет исследовать изменения в отношениях между Востоком, где сильно развито национальное самосознание, и Западом, где преобладает гражданское самосознание. Этот подход особенно актуален для России, где из-за огромных размеров страны присутствуют оба варианта, что может помочь решить проблемы межнационального общения в многонациональном государстве и дать научную основу для поддержания процессов формирования положительной этнокультурной идентичности [12, с. 75].
В современном мире процессы формирования этнокультурной идентичности происходят по-разному и имеют свои особенности, которые во многом зависят от моно- или полиэтнического характера государства. В полиэтнических странах одновременно формируются гражданская и этнокультурная идентичности [1, с. 230].
Оптимальной стратегией поддержания процесса формирования позитивной этнокультурной идентичности является принятие всех позиций существующих моделей идентификации и работа по предотвращению возможных конфликтов в процессе формирования идентичности через механизм сдержек и противовесов в обществе.
Конфликт между государством и обществом, вызванный кризисом этнокультурной идентичности, может привести к напряжённости. Однако преодоление этого кризиса может стать фундаментом для дальнейшего развития общества.
В современном мире существует множество возможных сценариев будущего человечества. Большинство из них подразумевают, что мир станет многополярным, что делает изучение этнокультурной идентичности важным направлением научных исследований.
Таким образом, процесс формирования этнокультурной идентичности заключается в осознании человеком своей принадлежности к определённой этнической группе, а также в принятии её культурных ценностей и норм.
В структуре этнокультурной идентичности можно выделить три компонента: поведенческий, эмоциональный и когнитивный. Исследователи считают, что наиболее важным является когнитивный компонент, который включает в себя представления о своей группе и отношение к ней.
Формирование этнокультурной идентичности начинается в раннем возрасте и продолжается в подростковом. Этот процесс может быть изменчивым, и внешние факторы могут привести к тому, что человек начнёт создавать новую идентичность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипкина И. В., Любицкая К. А., Нисская А. К. Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей / И.В. Антипкина, К. А., Любицкая, А. К. Нисская // Вопросы образования. – 2018. – №. 4. – С. 230-260.
2. Антипкина И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом / И. В. Антипкина // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 4(41). С. 102‒114. Текст: непосредственный.
3. Безрукова О.Н., Самойлова В.А. (2019) Этническая идентичность детей в межэтнических семьях в контексте культуры родительства / Безрукова О.Н., Самойлова В.А / Журнал социологии и социальной антропологии, 22(3): 113–140. https://doi.org/10.31119/jssa.2019.22.3.5
4. Геллер Г. А. Семья в системе факторов формирования этнокультурной идентичности личности ребенка / Г. А. Геллер //Э91 Этнокультурное образование в современном мире: Сб. науч. статей по. – 2017. – С. 101.
5. Геллер Г. А. Современная семья в системе факторов формирования этнокультурной идентичности личности ребенка / Г. А. Геллер //Теория и практика современного воспитания и обучения. – 2023. – С. 275-281.
6. Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа / М. Е. Гошин, М. А Пинска, Д. С. Григорьев. // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 71‒83.
7. Грушевицкая Т. Г. Национальная и этнокультурная идентичность в современном обществе / Т. Г. Грушевицкая //Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №. 12-2 (54). – С. 137-139.
8. Гусев А. В., Хачикян Е. И. Роль традиционных праздников в формировании родительских компетенций в вопросах этнокультурной идентичности / А. В. Гусев, Е. И. Хачикян //Гуманитарные науки. – 2021. – №. 4 (56). – С. 61-66.
9. Ибукова В. Н. Семья как институт этнокультурного развития детей //Вестник ТОГИРРО. – 2018. – №. 3. – С. 26-27.
10. Кадырова С. Ш. Вовлеченность родителей в процесс формирования этнической идентичности обучающихся / С. Ш. Кадырова //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. – 2023. – №. 4 (121). – С. 71-78.
11. Коренева В. В., Лутошкина В. Н. Особенности формирования позитивной этнической идентичности обучающихся / В. В. Коренева, В. Н. Лутошкина //Педагогический журнал. – 2022. – Т. 12. – №. 2-1. – С. 34-41.
12. Красовская Н. Р. Этнокультурная идентичность / Н. Р. Красовская //Власть. – 2020. – №. 3. – С. 75-81.
13. Кутявина Е. Е., Малышева С. К. Разноэтническая семья как среда формирования этнической идентичности личности / Е. Е. Кутявина, С. К. Малышева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 2(18). С. 47–52.
14. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева.– Издательский дом Ключ-С, 1999. – С. 133-133.
15. Макарова О.Н., Беспалов А.М. Организация продуктивного сотрудничества семьи и школы в решении проблем формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков коренных малочисленных народов с учетом их этнокультурных особенностей (на примере кумандинцев) [Электронный ресурс]: методические рекомендации для учителей / О.Н. Макарова, А.М. Беспалов; Алтайский гос. гум.-пед. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2023. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – 300 экз. – Загл. с титул. экрана. – ISBN 978-5-85127-985-0.
16. Михайлова М. А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации / М. А. Михайлова //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2013. – №. 14. – С. 191-196.
17. Овчарова Р. В., Николаева И. А. Родительская толерантность как фактор развития личности ребенка: монография / Р. В. Овчарова, И. А Николаева/ Москва: Юрайт, 2024. 196 с.
18. Оганян М. Э. Роль семьи и школы в формировании национальной идентичности ребенка / М. Э. Оганян // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). Ч.III. С. 69-70. URL: https://apni.ru/article/10930-rol-semi-i-shkoly-v-formirovanii-nacionalnoj-identichnosti-rebenka
19. Панфилова Ю. С. Семья как институт сохранения и трансляции ценностей традиционной этнической культуры / Ю. С. Панфилова // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 11. С. 325– 332.
20. Сайфутдинова Г. Б., Титова Т. А., Гущина Е. Е. Народная педагогика и практики социализации в традиционной культуре татар Поволжья / Г. Б. Сайфутдинова, Т. А. Титова, Е. Е. Гущина //Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №. 60-3. – С. 283-286.
21. Стручкова А. В., Евдокарова Т. В. Роль семьи в формировании этнокультурных ценностей у детей / А. В. Стручкова, Т. В. Евдокарова //Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. – 2022. – С. 56-59.
22. Сыдыкова Е. С. Влияние родителей на формирование этнической идентичности в условиях глобальных перемен / Е. С. Сыдыкова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2024. № 3. С. 7‒16.
23. Тюкавкина, Н. В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста / Н. В. Тюкавкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2439/ (дата обращения: 17.04.2025).
24. Формирование у современных детей этнической идентичности / М. Я. Герман, Е. А. Воробьёва, Н. В. Колениченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 54-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14463/ (дата обращения: 17.04.2025).
25. Шамратова Н. Б. Роль семьи в этнокультурном воспитании / Н. Б. Шамратова //Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2015. – №. 1. – С. 57-57.