Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что подготовка выпускных квалификационных работ является сложным процессом, который строго регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами и методическими рекомендациями (указаниями) образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы определяется направлением и стадией обучения, при этом она характеризуется как итог всей учебной деятельности студента, его первой серьезной научной работой, которая оценивается специальной комиссией, а результат фиксируется в документе об окончании образовательного учреждения в отдельной графе.
В процессе профессионального обучения каждый студент примерно осознает, какое направление данной профессиональной сферы интересно для него в большей степени. Чаще всего это и является основой для выбора темы выпускной квалификационной работы и направленности реализации эмпирической части, т.е. проведения практического исследования.
Степень изученности проблемы. Проведенный анализ возможных источников, которые были подобраны для написания курсовой работы, показал полное отсутствие какой-либо авторитетной научной литературы, посвященной порядку, особенностям и проблемам подготовки и проведения защит выпускных квалификационных работ студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Некоторые фрагментарные сведения присутствуют в различных научных статьях, однако систематизированного исследования по данной теме проведено учеными не было.
Вся информация, которая послужила основой для написания курсовой работы, содержится в методических рекомендациях и учебно-методических пособиях по подготовке выпускных квалификационных работ студентов, однако все они могут быть охарактеризованы как типовые и не отличаются научной новизной или практической значимостью в смысле совершенствования данной системы в связи с трансформацией социально-экономических условий, а соответственно, и системы образования в России.
Данное обстоятельство подтверждает актуальность, а также теоретическую и практическую значимость данной курсовой работы.
Цель курсовой работы – провести анализ подготовки и проведения защит выпускных квалификационных работ студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Объект курсовой работы – выпускные квалификационные работы студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Предмет курсовой работы – подготовка и проведение защит выпускных квалификационных работ студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Изучить специфика подготовки выпускной квалификационной работы по программе подготовки бакалавриата.
2. Рассмотреть принципы выбора темы и требования к выпускной квалификационной работе.
3. Охарактеризовать роль научного руководителя во время подготовки к выпускной квалификационной работе.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, контент-анализ, хронологический.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме подготовки и проведения защит выпускных квалификационных работ студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научно-практических исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения результатов теоретического анализа для совершенствования системы подготовки и проведения защит выпускных квалификационных работ студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, одной главы, которая включает в себя три параграфа, заключения, а также списка использованной литературы.
Глава 1. Выпускная квалификационная работа
1.1. Специфика подготовки выпускной квалификационной работы по программе подготовки бакалавриата
В современной системе высшего профессионального образования с недавнего времени появилось 3 основных ступени обучения, две из которых составляют основу так называемой Болонской системы – это бакалавриат и магистратура, и одна – традиционная форма обучения, которая была принята в советское и постсоветское время и сохранилась для тех специальностей, которые имеют выраженно практический характер и не могут обходиться только базовым уровнем знаний. Это специалитет, который на сегодняшний день характерен для технических и медицинских направлений обучения .
Бакалавриат – это низшая ступень высшего профессионального образования, предполагающая получение студентом общих знаний по профессии и некоторых минимальных практических навыков. Очное обучение на бакалавриате длится 4 года, очно-заочное и заочное – 5 лет. При этом каждый выпускник в обязательном порядке проходит итоговую государственную аттестацию, которая, в отличие от остальных ступеней высшего образования, обычно ограничивается написанием и защитой выпускной квалификационной работы .
Требования к освоению общих образовательных программ бакалавриата можно характеризовать как упрощенные, поскольку студент только начинает путь своего профессионального обучения и не может в полной мере оперировать сложными категориями и понятиями. При этом бакалавриат – вполне самостоятельный этап обучения, который совершенно не обязательно продолжать, поступая в магистратуру. Единственным ограничением, которое имеют бакалавры в сравнении с магистрами, является преподавание в высшей школе, для которого образования бакалавра, в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывается недостаточно .
Основная задача студента, который является автором выпускной квалификационной работы, – это демонстрация уровня своей научной квалификации и, прежде всего, умения самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи .
Выпускная квалификационная работа представляет полученную информацию в виде текстового и демонстрационного материала, в которых студент упорядочивает по собственному усмотрению накопленные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений путем сознательного убеждения в их истинности на основе значимых для научного сообщества норм и критериев .
Оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений характеризуют содержание выпускной квалификационной работы. Основой создаваемого студентом текста выступает материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте .
Содержание выпускной квалификационной работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные результаты. При этом не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них .
Подготовка выпускной квалификационной работы в рамках обучения на бакалавариате – обязательное условие для получения документа о получении квалификации и окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования .
При этом многие студенты считают, что т.к. уровень сложности таких работ несколько снижен в сравнении со специалитетом и магистратурой, они могут довольно легкомысленно относиться к итоговой аттестации и написать очередную курсовую работу, просто несколько большего объема. В этом заключается основная проблема подготовки студентами-бакалаврами выпускной квалификационной работы, которую необходимо решать на стадии выбора темы и первичной консультации куратора и научных руководителей .
Подготовка выпускной квалификационной работы по программе подготовки бакалавриата – это процесс, который делится на определенные этапы, представленные в Таблице 1.1 .
Таблица 1.1
Этапы подготовки выпускной квалификационной работы по программе подготовки бакалавриата
№ этапа Содержание этапа
1 Выбор темы выпускной квалификационной работы
2 Планирование структуры выпускной квалификационной работы (составление плана)
3 Подбор научной литературы (составление библиографического списка), работа в библиотеке и с интернет-ресурсами
4 Составление научного аппарата выпускной квалификационной работы (написание введения)
5 Написание теоретической части ВКР
6 Составление методологического аппарата исследования
7 Проведение эмпирического исследования и написание практической главы ВКР (прохождение практики по месту прикрепления)
8 Написание заключения
9 Оформление выпускной квалификационной работы, подготовка к нормоконтролю, получение отзыва научного руководителя и рецензии от стороннего специалиста
10 Защита выпускной квалификационной работы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 08 августа 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2024. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=m4f1pnz5d7623709732 (дата обращения: 05.12.2024).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 636 «Об утверждении «Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»» от 29 июня 2015 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовой портал. – 2024. – URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/639762/#ixzz4U6lRfozk (дата обращения: 05.12.2024).
3. Решение Ученого Совета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России «Об утверждении «Положения о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета»» от 16 октября 2016 года (в действ. ред.) // ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России . Официальный сайт. – 2024. – URL: http://www.kurskmed.com/up/offinform/pdf/pol_ig.pdf (дата обращения: 05.12.2024).
4. Алешникова, В.И., Ахметшин, А.Ф., Басова, В.П. и др. Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее / В.И. Алешникова, А.Ф. Ахметин, В.П. Басова и др./ Под ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 610 с.
5. Блохин, И.Н. Итоговая государственная аттестация в высшей школе: проблемы и перспективы / И.Н. Блохин// Век информации. – 2016. – № 2. – С. 307–309.
6. Бойко, Г.В., Полуэктов, М.В. Итоговая аттестация бакалавров по ФГОС / Г.В. Бойко, М.В. Полуэктов // Высшее образование в России. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/itogovaya-attestatsiya-bakalavrov-po-fgos?ysclid=m4f19avzn2519387013 (дата обращения: 05.12.2024).
7. Бондарчук, М.М., Грязнова, Е.В. Технологии оценки результатов обучения в ходе государственной итоговой аттестации / М.М. Бондарчук, Е.В. Грязнова // Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. – № 4 (52). – С. 94–100.
8. Бототаева, У.А., Оспанова, Ж.А., Турысбекова, Г.Ж. Научно-исследовательская работа студентов как составляющая единого учебного и научно-нновационного процесса в вузе / У.А. Бототаева, Ж.А. Оспанова, Г.Ж. Тырсбекова // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-sostavlyayuschaya-edinogo-uchebnogo-i-nauchno-innovatsionnogo-protsessa-v-vuze?ysclid=m4f4b7tx2h702033144 (дата обращения: 04.12.2024).
9. Брагина, Г.М., Меркулова, А.Ш. Новый формат итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: технология разработки / Г.М. Брагина, А.Ш. Меркулова // Библиосфера. – 2015. – № (4). – С. 13–20.
10. Гельман, В.Я. Оценивание выпускных квалификационных работ государственной аттестационной комиссией / В.Я. Гельман // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 2. – С. 83–86.
11. Далингер, В.А. Итоговая государственная аттестация бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Математическое образование» / В.А. Далингер // Научное обозрение. Серия «Педагогические науки». – 2017. – № 4. – С. 32–48.
12. Денисова, Е.А., Малышева, И.В. Выпускная квалификационная работа на соискание степени бакалавра: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Электронное учебно-методическое пособие / Е.А. Денисова, И.В. Малышева. – Тольятти: Издательство Тольяттинского государственного университета, 2016. – 75 с. – URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/2965/1/Denisova%20Malisheva_EUMI_Z.pdf (дата обращения: 04.12.2024).
13. Дурнева, Е.Е. Итоговая государственная аттестация бакалавров, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения / Е.Е. Дурнева // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10. Ч. 1. – С. 23–26.
14. Егорихина, С.Ю., Мироненко, Е.С. Совершенствование государственной итоговой аттестации в высшей школе / С.Ю. Егорихина, Е.С. Мироненко // Дискурс. – 2019. – № 11 (37). – С. 18–28.
15. Лушников, А.М., Тарусина, Н.Н. Выпускная квалификационная работа: подготовка и защита. Учебно-методическое пособие / А.М. Лушников, Н.Н. Тарусина. – Ярославль Ярославский. государственный университет им. П.Г. Демидова, 2018. – 72 с.
16. Мурашова, Н.С. Содержание выпускных квалификационных работ студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» / Н.С. Мурашова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-vypusknyh-kvalifikatsionnyh-rabot-studentov-napravleniya-podgotovki-sotsialno-kulturnaya-deyatelnost?ysclid=m4f162pq3i942722379 (дата обращения: 05.12.2024).
17. Оленчук, А.В., Черных, В.И. Практические советы начинающим исследователям по написанию научных статей / А.В. Оленчук, В.И. Черных // Электронное научное издание – альманах «Пространство и Время». – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-sovety-nachinayuschim-issledovatelyam-po-napisaniyu-nauchnyh-statey?ysclid=m4f456g9a8754963570 (дата обращения: 05.12.2024).
18. Петровская, А.В., Шахматова, И.И., Богулева, В.М. Современные аспекты взаимодействия научного консультанта и студента в процессе написания выпускной квалификационной работы: проблемы и перспективы их устранения / А.В. Петровская, И.И. Шахматова, В.М. Богулева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного высшего образования». – С. 83–95.
19. Резник, С.Д., Сазыкина, О.А. Научно-методическое и организационное обеспечение государственной итоговой аттестации выпускников высшей школы / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Алмавест. – 2020. – URL: https://almavest.ru/ru/archive/3438/4937 (дата обращения: 05.12.2024).
20. Репринцева, Е.В., Зюкин, Д.А. Организационно-методические аспекты государственной итоговой аттестации выпускников / Е.В. Репринцева, Д.А. Зюкин // Современная педагогика. – 2017. – № 1. – URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6599 (дата обращения: 05.12.2024).
21. Сенашенко, В.С. О проблемах и трудностях становления бакалавриата в структуре высшего профессионального образования России / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-i-trudnostyah-stanovleniya-bakalavriata-v-strukture-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-rossii?ysclid=m4f13q2gf9503595591 (дата обращения: 04.12.2024).
22. Синкевич, И.А., Тучкова, Т.В., Храпенко, И.Б. Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) «Психология образования» / И.А. Синкевич, Т.В. Тучкова, И.Б. Храпенеко. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022. – 124 с.
23. Чеснокова, Е. Бакалавриат – плюсы и минусы базовой ступени высшего образования / Е. Чеснокова // РИА Новости. – 2022. – URL: https://ria.ru/20220930/bakalavriat-1820576434.html#1820576434-1820576436 (дата обращения: 05.12.2024).
24. Чупрова, Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза / Л.В. Чупрова // Материалы I международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире». Т. 2. – СПб.: Реноме, 2012. – С. 380–383.
25. Эко, У. Как написать дипломную работу / У. Эко / Пер. с итал. Е. Костюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – 240 с.