Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это основа государства. Семья – это уникальный механизм, состоящий из нескольких людей, которые постоянно взаимодействуют, меняются, принимают разные решения и выражают эмоции. Это небольшая команда, в которой все подразделения связаны между собой. Остальные зависят от эмоционального, физического и психологического состояния личности, но наибольшее удовлетворение приносят именно супружеские отношения.
Психологический климат очень важен в супружеских отношениях. Эффективность и продолжительность брака зависит от того, насколько хорошо члены семьи умеют строить отношения, находить компромиссы и приспосабливаться друг к другу. Одним из важнейших этапов создания семьи является рождение детей. Это время, когда среди супружеских пар возникает больше всего конфликтов.
На тему семейных конфликтов в России проведено множество исследований. Вот как В.А. Сысенко провел комплексный анализ супружеских конфликтов и выявил причины их возникновения в удовлетворении потребностей. В.П. Левкович описал социально-психологический подход к супружескому конфликту. Н.Т. Юркевич показал, что возникновение конфликтов связано с несовместимостью характеров и различием их моральных позиций. Н.Н. Обозов считает, что конфликтные ситуации возникают из-за разных ролевых ожиданий и целей супружеского сообщества. Разработаны рекомендации по предупреждению и нагнетанию конфликтных ситуаций в семье (Д. Капустин, В. Левкович, Ю. Рюриков и др.).
Конфликт в семье может как разрушить отношения, так и вывести их на новый уровень. Анализ существующих исследований позволяет предположить, что для разрешения конфликтных ситуаций в супружеских отношениях необходимы знания о возникновении и течении конфликтных ситуаций в семье, чтобы выбрать правильную стратегию поведения при конфликте.
Объект исследования: семейные конфликты.
Предмет исследования: психологические условия организации психодиагностики семейных конфликтов.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить психологические факторы эффективной педагогической деятельности психолога по психодиагностике семейных конфликтов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретическое изучение проблемы конфликтного поведения супругов.
2. Провести эмпирическое исследование проблемы конфликтного поведения супругов с разной степенью удовлетворенности брачными отношениями
3. Разработать рекомендации для оптимизации поведения в конфликте.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ научной литературы; эмпирические – методы психодиагностики семейных конфликтов.
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (14 источников). Общий объем работы 43 страницы.
РАЗДЕЛ Ⅰ. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУПРУГОВ
1.1. Семья: функции, структура, циклы развития
На протяжении всей человеческой истории сложились два направления воспитания будущего поколения: семейное и общественное. Каждое из этих направлений представляет собой социальное образовательное учреждение и имеет свои ресурсы в формировании личности ребенка.
Основой семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у детей формируется отношение к себе, т.е. час чувство собственного достоинства. Признано, что собственный пример родителей, их личностные особенности в большей степени определяют эффективность воспитательной функции семьи.
Семья – это сообщество людей, связанных браком, отцовством, родством и общим хозяйством. Являясь основной ячейкой общества, она выполняет важнейшие социальные функции, играет особо важную роль как в общественном развитии в целом, так и в жизни человека, его защите, воспитании и удовлетворении духовных потребностей, обеспечивает первичную социализацию. 1].
В Словаре русского языка С.И. Ожегова, под семьей понимается группа близких родственников, живущих вместе, или объединение людей, объединенных общими интересами. В данном случае семьянин – это человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни. Видный специалист по изучению семьи А.Г. Харчев определяет семью как исторически специфическую систему отношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или семейными отношениями, общим бытом и взаимной нравственной ответственностью, а также общественной необходимостью. .
Современные исследователи семьи А.И. Антонов и В.М. Медиков понимает семью как общность людей, основанную на единой семейной деятельности, связанную узами брака – родительства – родства, обеспечивающую тем самым воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов Семьи реализовано.
Современный социолог Энтони Гидденс дает более широкое определение: семья — это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически или рассматривают друг друга как поддерживающую единицу.
Польский ученый Ян Щепанский дает следующее определение семьи как особой малой социальной группы. Семья – это группа индивидов, связанных браком и детско-родительскими отношениями [3].
Американский социолог Джон Макионис подчеркивает семью как социальный институт. Семья – это социальный институт, который существует во всех обществах и объединяет людей в группы, чтобы они могли вместе воспитывать и обучать детей. Синонимом семейных связей является родственно-социальная связь, основанная на крови, браке или усыновлении [4].
Разных авторов объединяет точка зрения, что семья — это союз людей, основанный на крови, браке или усыновлении и связанных общей жизнью и взаимной ответственностью за воспитание детей.
На протяжении многих столетий в суть понятия «семья» не вносилось существенных изменений.
В социологии приняты следующие общие принципы выделения типов семейной организации.
По составу различают:
- нуклеарная семья – состоит из мужа, жены и их детей, живущих с родителями;
- дополненная семья - это расширенный и составной союз: супружеская пара и их дети плюс родители других поколений, например бабушки и дедушки, дяди, тети, живущие вместе или в непосредственной близости друг от друга и образующие структуру семьи;
- Лоскутная семья – «перестроенная» семья, которая создается посредством брака разведенных людей. Сюда входят приемные родители и приемные дети, поскольку дети от предыдущего брака включаются в новую семью;
- Неполная семья - домохозяйство, возглавляемое одним из родителей в связи с разводом, отъездом или смертью супруга или в связи с тем, что брак не состоялся.
Семейные психологи часто называют расширенную семью расширенной семьей. Антонов Ф.И. и Медьяков В.М. различать по составу:
Нуклеарные семьи – семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть двух поколений;
Расширенные семьи – объединяющие две или более нуклеарные семьи с общим домохозяйством и состоящие из трех и более поколений.
По мнению наших исследователей, классификацию семей следует представить следующим образом.
1. Нуклеарная семья (родители и их дети).
1) Малышковый тип семьи с брачным ядром – классическая или типичная форма семьи. Тенденция последнего времени – относительное снижение семей этого типа за счет увеличения числа неполных семей.
2) Многодетная семья, созданная на основе брака. В настоящее время таких семей около 4% - с тремя детьми и 1% - с большим количеством детей.
3) Варианты первых двух типов являются смешанными или перестроенными, в которых присутствует супружеский стержень, но у детей один родитель не является биологическим.
2. Фрагментированные семьи, изначально созданные на основе брака.
1) Семьи типа «родитель – ребенок (или дети)», оставшиеся неполными: в связи со смертью одного из супругов или в связи с разводом супругов.
2) Неполные семьи (из-за разрушения предыдущей семьи), в которых мать проживает с мужчиной, не являющимся отцом детей.
3) Сироты, потерявшие родителей и семья которых изначально была создана на основе брака.
4) Ребенок, бабушка и дедушка (обычно бабушка). Родительская ссылка отсутствует по разным причинам.
3. Материнские семьи.
1) Незамужняя мать и ее дети. Часто такие семьи трансформируются в матрилинейные («вертикальный тип»); Великая мать (бабушка) – мать – ребенок
2) Мать и ребенок проживают в наложнице с отцом ребенка, который частично содержит и заботится о своем внебрачном ребенке, но является законным супругом другой женщины.
3) «Гражданский брак» матери с биологическим отцом ребенка. В этом случае у ребенка есть мать и отец, не состоящие в законных супружеских отношениях.
4) «Гражданский брак матери» с мужчиной, не являющимся отцом ее внебрачного ребенка. Формально такая женщина считается матерью-одиночкой, но живет в фактическом браке, иногда длительный период времени.
5) Незамужняя мать и ребенок, находящийся под опекой.
4. Супружеские семьи (бездетные по разным причинам – возможно, это временный этап существования будущей семьи с детьми).
5. Многодетный тип семьи (несколько поколений).
1) Тип большой семьи в классическом стиле – три поколения живут вместе, ведут общее хозяйство, а также вместе воспитывают детей. Как правило, это происходит на территории родительской семьи женщины.
2) Многодетный тип семьи как актуальная форма существования нуклеарной семьи. Нуклеарные семьи, как малодетные, так и многодетные, часто функционируют в условиях большой семьи на две квартиры.
3) Семьи с матрилинейно-родовой структурой. Семьи этого типа переживают кризис, поскольку им трудно справиться с воспитанием детей. Как правило, они образованы материнским кланом, причем на некоторых уровнях «брачные ядра» присутствуют, на других полностью отсутствуют. Мы считаем, что данная классификация наиболее полно отражает состав современных российских семей, так как учитывает параметры полноты семьи, количество детей, число поколений и наличие внебрачного сожительства.
Проблемы современной семьи
Мы считаем, что в последнее время в семейных отношениях наблюдается нестабильность, что проявляется в большом количестве разводов. И устойчивое снижение количества детей на одну супружескую пару. Переход от большой семьи к малой, преимущественно однодетной. Большинство семей долго откладывают рождение детей, стремясь сначала добиться материального достатка и карьерного роста. Хотя рождение ребенка в позднем возрасте мать грозит ему различными заболеваниями.
Увеличивается число рождений вне брака. Еще одним признаком нестабильности современной семьи является стремление жить вне брака и заключение однополых браков.
По мнению ученого С.В. По мнению Ковалева, для счастливой семьи необходим достаточно ограниченный набор чисто психологических условий:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т. В. Особенности тенденции развития современной семьи. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - 112 с.
2. Андреева Т. В., Пинченко Ю. А. Потребности женщин и мужчин в брачно-семейных отношениях и отношение к супружеской неверности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.- 224 с.
3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учеб. / Под. ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2000. - 474 с.: ил.
4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2001. - 206 с.
5. Голод С. И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. - Л.: Наука, 1985. - 136 с.
6. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семьи: учеб. пособие для нач. проф. образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.
7. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: Медицина, 1991. - 336 с.
8. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: НПО «Модэк», 1999. - 457 с.
9. Психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2000. - 184 с.
10. Позешкин Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. - СПб.: Речь, 2001.
11. Шепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.
12. Массионис Дж. Социология. - СПб., 2004. - С. 580.
13. Харитонов А.Н., Тимченко Г.Г. психологическая помощь семьям профессиональных военнослужащих. - М.: Военный университет, 2002.
14. Райгородский Д. Я. Психология семьи. - Самара: Издат. Дом «БАХРАМ-М», 2002. - 752 с.