Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Массированные потоки информации, поступающие через средства массовой информации (СМИ), оказывают значительное влияние на восприятие реальности и формирование общественного сознания. В частности, СМИ являются важным инструментом в распространении социальных стереотипов, которые влияют на отношение к различным группам людей, как по признаку пола, этничности, социального статуса, так и по другим параметрам. В условиях глобализации, цифровизации медиа-пространства и усиленной роли социальных сетей, проблема стереотипизации в СМИ становится особенно актуальной. Порой неосознанное повторение стереотипных образов в информационном потоке приводит к их закреплению в массовом сознании, что способствует формированию предвзятых представлений о социальных группах, оскорбляет их достоинство и создает условия для проявлений дискриминации и социальной изоляции.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости выявления способов воздействия стереотипов, распространенных через СМИ, на общественное мнение. В условиях технологических изменений, когда традиционные СМИ и новые медиа стремительно взаимодействуют и влияют друг на друга, важно исследовать механизмы и практики распространения стереотипных представлений и разработать методы для их преодоления. Эти вопросы становятся важными как для теоретического, так и для практического понимания роли СМИ в современной социальной динамике.
Целью курсовой работы является исследование стереотипизации в СМИ, анализ факторов, способствующих ее распространению, а также выявление методов борьбы с этим явлением. В рамках работы будут рассмотрены основные теоретические подходы к изучению стереотипов, проанализированы примеры стереотипных образов в СМИ и предложены возможные пути их преодоления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: во-первых, проанализировать понятие «стереотип» и его специфику в контексте СМИ; во-вторых, исследовать влияние СМИ на массовое сознание и формирование стереотипов; в-третьих, рассмотреть основные методы борьбы с медийной стереотипизацией и оценить их эффективность.
Обзор научных источников показывает, что в области изучения стереотипов в СМИ существует несколько направлений, включая психологические, социологические и коммуникативные подходы. Множество ученых, таких как Липпман, Кон, Балезина, занимались анализом стереотипизации и ее влияния на восприятие групп и индивидов. В свою очередь, современные исследования акцентируют внимание на цифровых и мультимедийных формах распространения стереотипов, а также на возможных путях их разрушения через инклюзивность, этические стандарты и медийные стратегии.
Методологической основой исследования является комбинированный подход, включающий теоретический анализ научных трудов, эмпирическое исследование с использованием анализа контента и практических примеров, а также проведение сравнительных исследований различных медийных практик. Структура работы включает введение, теоретическую часть, посвященную анализу стереотипов в СМИ, эмпирическую часть, в которой рассматриваются примеры стереотипных образов в современных медиа, и заключение с предложениями по борьбе с этим явлением.
1. Теоретико-методологические аспекты стереотипизации в СМИ
1.1. Понятие стереотипов и их социально-психологические аспекты в массовых коммуникациях.
Массовая коммуникация — это процесс распространения подготовленных сообщений среди широких, рассредоточенных и анонимных аудиторий с использованием технических средств. Важно, что такие сообщения, направленные на большие группы людей, выполняют несколько функций, среди которых информирование, влияние на общественное мнение, поддержание социальной сплоченности, просвещение и развлечение. Функции могут меняться в зависимости от культурных особенностей и политической ситуации в конкретной стране.
Средства массовой информации (СМИ) включают разнообразные технические устройства, позволяющие быстро распространять и тиражировать информацию: печатные издания, радио, телевидение, кино, а также различные формы звукозаписи и видеозаписи. Массовая коммуникация отличается от межличностных форм общения наличием фильтров и барьеров, таких как селективность восприятия и понимания информации. Ограничения влияют на эффективность коммуникационного процесса, так как аудитория, воспринимающая сообщения через СМИ, зачастую не имеет непосредственного контакта с источником информации.
Понятие «стереотип» было введено в научный оборот американским журналистом Уолтером Липпманом в своей работе «Общественное мнение» в 1922 году. Липпман описывает стереотип как упрощённую форму восприятия, которая не основывается на личном опыте, а создаётся через посредничество информации, предоставленной другими. Он подчеркивает, что стереотипы возникают прежде всего как ответ на потребность сэкономить внимание, облегчая восприятие окружающего мира. В этом контексте стереотипы выполняют функцию упрощения реальности, упорядочивая её в доступные и легко воспринимаемые категории.
По мнению Липпмана, стереотипы представляют собой своего рода защиту человеческого восприятия, позволяя человеку не тратить усилия на анализ каждого нового опыта. В этом смысле стереотипы служат своеобразной «крепостью», которая позволяет сохранять стабильность в восприятии, обеспечивая внутреннее спокойствие за счет закрепления уже известных образов. Устойчивые образы, по сути, накладываются на восприятие нового опыта, зачастую не соответствующего действительности, создавая искажённую картину мира.
Липпман акцентирует внимание на том, что стереотипы всегда связаны с оценочными суждениями. Хотя он и утверждает, что сам по себе стереотип нейтрален, его эмоциональный заряд, выражающийся через установки. Стереотипы имеют четкую границу, разделяя мир на знакомое и незнакомое, где знакомое ассоциируется с позитивом, а незнакомое — с негативом.
Стереотипы можно рассматривать как адаптивный механизм восприятия, поддерживающий стабильность в общественном сознании. Однако они не являются статичными. Исследования показывают, что стереотипы способны изменяться, если накопляется достаточное количество опровергающей информации. Изменение может происходить в ответ на социальные, политические или экономические преобразования, которые, в свою очередь, могут разрушить устоявшиеся представления о разных группах и явлениях.
Дж. Теджфел обращает внимание на несколько важных аспектов, характеризующих социальные стереотипы. Он утверждает, что люди склонны делать обобщенные и упрощенные оценки целых социальных групп, часто искажая их реальное положение. Такие оценки нередко оказываются негативными и несправедливыми, основанными на стереотипах, и закрепляются в сознании на долгое время. Стереотипы устойчивы, изменяются они лишь в результате значительных социальных и политических изменений, однако этот процесс, как правило, происходит очень медленно.
Поликультурное окружение и этноконтактность среды оказывают значительное влияние на формирование стереотипов. В частности, в полиэтнических средах подростки, как правило, менее склонны к конфликтам и проявляют больше терпимости и межличностной чувствительности.
Другим фактором, определяющим процесс формирования стереотипов, является статус «большинства» и «меньшинства». У групп этнического большинства стереотипы начинают формироваться на более ранних стадиях развития, в то время как для меньшинств этот процесс обычно происходит позднее. Подростки, находящиеся в группе этнического большинства, чаще сталкиваются с необходимостью воспринимать другие этнические группы через призму культурных и социальных предрассудков.
Семья оказывает непосредственное влияние на процесс социализации подростка, в том числе и в контексте этнической идентичности. Однако социализация в семье далеко не всегда влечет за собой позитивное восприятие других этносов. Напротив, иногда в семье могут формироваться этнические предубеждения, что в свою очередь способно повлиять на восприятие подростком других народов. Важным моментом является внутренний конфликт подростка между культурой родителей и стремлением к самостоятельности.
Если школа или родители не занимаются развитием эмоциональной культуры ребенка, подросток может найти «плохую компанию», где его будут учить негативным стереотипам. В таких условиях важную роль играет влияние масс-медиа и интернета, которые могут формировать у подростка эмоциональную глухоту и склонность к асоциальному поведению. Без должного контроля со стороны взрослых, подросток рискует попасть под влияние деструктивных стереотипов, что может отразиться на его социальной адаптации.
Существуют и внутренние особенности личности, которые повышают восприимчивость к этническим стереотипам. Например, потребность в принадлежности к определенной группе, которая приводит к жесткому разделению на «своих» и «чужих». Эта потребность нередко выливается в активное усвоение стереотипных представлений и в их использование на практике. Повышенная конформность также служит фактором формирования этнических стереотипов, так как подростки склонны ориентироваться на мнение референтных групп и подстраиваться под их установки.
Оценка в психологическом контексте — это процесс, при котором человек определяет значимость того или иного стимула на основе его релевантности для жизненных потребностей. Этот процесс лежит в основе эмоциональных реакций, которые возникают при восприятии различных объектов и ситуаций. Он является важным элементом формирования стереотипов, поскольку позволяет человеку активно фильтровать и интерпретировать информацию в зависимости от ее важности. В свою очередь, на основе сделанных оценок возникают решения о том, каким образом следует реагировать на стимулы, что влияет на дальнейшую обработку полученной информации и ее восприятие.
Память — это система, обеспечивающая сохранение и воспроизведение информации о событиях, людях, объектах, а также усвоенные навыки и знания. В психологии различают несколько типов памяти, каждый из которых выполняет свою функцию в процессе восприятия и запоминания информации. В модели Р.Аткинсона и Р.Шифрина выделяются три уровня памяти: сенсорная память, которая представляет собой первичное восприятие информации, кратковременная память, служащая промежуточным звеном для хранения данных, и долговременная память, где хранятся знания, сохраняющиеся на длительное время.
1.2. Основные теории и концепции в изучении стереотипов в СМИ.
Теория стереотипов, введенная Уолтером Липманом, основывается на концепции «твердого отпечатка», что в прямом переводе обозначает устойчивые, повторяющиеся представления о внешнем мире, которые оказывают значительное влияние на восприятие информации. Стереотипы служат механизмом, который фильтрует и интерпретирует поступающую информацию через заранее сформированные шаблоны. Эти предвзятые мнения часто служат основой для массовой коммуникации, поскольку они определяют, каким образом воспринимаются и интерпретируются различные события, факты и явления. Процесс восприятия информации напрямую зависит от того, как стереотипы формируют картину мира в сознании индивида. Стереотипы не только способствуют быстрому восприятию новых фактов, но и играют роль в процессе формирования убеждений, начиная с первичных впечатлений.
Липман подчеркивает, что человеческое восприятие мира всегда ориентировано на определенные категории, которые упрощают и систематизируют окружающую действительность. Эти категории, по сути, являются фикциями, служащими адаптацией человека к окружающей его среде. Люди постоянно воспринимают стимулы из внешнего мира через призму стереотипов, которые, в свою очередь, определяют их поведение и реакции на эти стимулы.
Стереотипы не существуют в изоляции, они формируют целые системы, которые проявляются в виде культурных норм, верований, социальных институтов и укладов. Эти системы стереотипов оказывают существенное влияние на то, как общество воспринимает свою реальность, что в конечном итоге приводит к созданию единой социальной реальности, в рамках которой формируются общепринятые нормы и правила.
Теория Роберта Парка, выдвинувшего концепцию социальной коммуникации как инструмента контроля коллективного поведения, также непосредственно связана с концепцией стереотипов. Согласно Парку, общество представляет собой совокупность коммуникационных процессов, которые регулируют коллективное поведение. Когда люди начинают действовать в соответствии с общественными нормами, их поведение становится организованным и направленным. Эти нормы обеспечивают порядок в обществе, но для того, чтобы они действительно работали, необходим контроль, который интегрирует людей в социальную структуру. Парком подчеркивается, что наиболее эффективны те социальные нормы, которые принимаются с согласия, в то время как навязанные извне нормы обычно не получают должного исполнения, что снижает их эффективность в регулировании общественного поведения.
Гарольд Лассуэл, известный своими работами в области теории коммуникации и пропаганды, в значительной степени повлиял на развитие медиапсихологии и социологии. В его исследованиях часто подчеркивается важность воздействия на индивида через пропаганду, что он охарактеризовал как «магическую пулю». Эта концепция основывается на предположении, что СМИ обладают неограниченной властью над общественным восприятием, манипулируя сознанием индивидов без препятствий.
В своей первой работе "Пропагандистские техники в Мировой Войне" Лассуэль изучал методы, которые использовались германским Генеральным штабом в Первую мировую войну для воздействия на солдат, отказывавшихся участвовать в военных действиях. В исследовании показано, как пропаганда направлялась на изменение психологии людей и их отношения к войне. В следующей работе "Психопатология и политика" Лассуэль утверждает, что политика может рассматриваться как область, где происходят процессы сублимации, а власть представляет собой компенсацию личных комплексов и детских обид. Лассуэль придавал особое значение пропаганде как важнейшему инструменту масс-медиа, который может управлять общественным мнением. Он определял пропаганду как форму умышленного манипулирования коммуникацией, направленную на изменение восприятия реальности у аудитории.
Концепция Лассуэла о пропаганде основывается на двух ключевых аспектах. Во-первых, он утверждает, что контроль над информацией позволяет управлять самой коммуникацией. Во-вторых, Лассуэль подчеркивает, что чрезвычайные ситуации, такие как войны и катастрофы, являются катализаторами быстрого развития технологий в сфере коммуникации. Суть пропаганды заключается в том, чтобы воздействовать на восприятие через идеологические и манипулятивные методы, делая точку зрения воспринимаемой как естественную и истинную без принуждения. Пропаганда воздействует на общественные установки, разделяя людей на «своих» и «чужих». Особое внимание Лассуэль уделяет эффектам пропаганды в тоталитарных режимах, где воздействие является особенно мощным из-за повсеместного контроля.
В своей работе "Структура и функции коммуникации в обществе" Лассуэль предложил модель анализа медиапроцессов, основываясь на пяти ключевых вопросах. Первый вопрос касается того, кто является источником коммуникации. По Лассуэлу, основными контроллерами сообщений в СМИ являются редакторы и манипуляторы, которые отбирают и адаптируют информацию. Процесс отбора новостей он назвал гейт-киппингом, который включает в себя несколько этапов: сокращение материала, его адаптация под требования СМИ, подготовка и распространение контента, а также креативное создание событий, которые затем подаются как новость. Второй аспект касается содержания сообщений, их концептуальной структуры. Далее, Лассуэль анализирует каналы распространения информации, а затем сосредотачивается на аудитории, получающей информацию. Последним элементом его анализа является оценка воздействия на аудиторию.
В рамках теории «магической пули» Лассуэль развивает концепцию безбарьерного воздействия СМИ на индивида. Он полагает, что влияние масс-медиа на личность не ограничено и воздействует на человека напрямую, без внешних препятствий. Индивид в этой модели полностью уязвим перед манипуляциями, что делает его восприимчивым к информационным воздействиям. Теория коммуникации Лассуэла предполагает, что процесс восприятия и усвоения информации в основном имеет однонаправленный характер, что делает аудиторию пассивной и зависимой от источников информации.
1.3. Роль СМИ в формировании и поддержке стереотипов.
Современные средства массовой информации, благодаря стремительному развитию технологий, оказали значительное влияние на общественное сознание. В последние годы они становятся основными агентами манипуляции мнением, навязывая обществу разнообразные стереотипы и предрассудки, что способствует информационно-психологической дезориентации населения.
Для глубокого анализа этой проблемы необходимо уточнить два ключевых термина, а именно «массовое сознание» и «стереотипы». Понятие массового сознания вошло в научный оборот в середине XIX века, а его широкое применение как специализированного термина началось в 20–30-е годы XX века. Сегодня массовое сознание принято воспринимать как совокупность мнений и представлений большого числа людей, сформированных под воздействием различных факторов, прежде всего через СМИ [1, с.89]. Понятием «социальный стереотип» в научную литературу был введен американским исследователем Уолтером Липпманом в 20-е годы ХХ века. Липпман определял стереотипы как упрощенные и уже заранее сформированные представления, не опирающиеся на личный опыт человека. Он рассматривал стереотипы как упорядоченные и стандартизированные образы, которые вырабатываются культурой и упрощают восприятие сложных социальных явлений. Такие стереотипы выполняют роль защиты ценностей и взглядов, поддерживают традиции и формируют общественные нормы [2, с.84].
Процесс формирования стереотипов объясняется различными теориями. Например, Г. Оллпорт утверждает, что стереотипы возникают из-за стремления человека к экономии усилий при познании окружающего мира, что выражается в стремлении воспринимать явления через общее и типичное [3, с.10]. Т. Шибутани рассматривает социальный стереотип как представление, которое формирует общее восприятие группы людей, основанное на легко различимых признаках и широко распространенных мнениях о характерных свойствах этих людей [4, с.324]. В свою очередь, И. С. Кон, российский социолог, определяет стереотип как предвзятое мнение, которое не исходит из непосредственного восприятия, а основано на стандартизированных оценках и ожиданиях относительно людей и явлений [5, с.198]. Исходя из этих подходов, можно утверждать, что социальный стереотип — это упрощенное представление, которое помогает человеку обрабатывать и интерпретировать большое количество информации без углубления в детали, при этом накладывая определенные шаблоны восприятия.