Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время остро стоит вопрос о терминах, используемых в научном обороте, в академических кругах и, в частности, в политологии. Давайте попробуем определить понятие "новый мировой порядок" на основе анализа современных концепций политики. Проблема "нового мирового порядка", "современного глобального порядка", "порядка в современной глобальной политике" и, собственно, мирового политического порядка начала 21 века стала в последние годы одной из наиболее актуальных и обсуждаемых политических и теоретических проблем.
Есть много причин для дискуссий. Среди них различное толкование одних и тех же терминов и, прежде всего, ключевого понятия "порядок". Неправильное использование ряда других терминов также приводит к путанице. Термин "новый мировой порядок" восходит к временам Римской империи. Впервые его использовал поэт Вергилий [13].
Этот термин был возрожден во время зарождения американского государства и был помещен на оборотной стороне американской государственной печати. Термин активно использовался многими видными политическими деятелями (У. Вильсон, Ф. Рузвельт, Г. Трумэн, У. Черчилль, И. Сталин). Однако все они не касались прямого толкования значения этого термина, а использовали его только для того, чтобы очертить контуры желаемой политической структуры.
Первым шагом к пониманию значения термина "мировой порядок" стало создание международной исследовательской группы под руководством Р. Фолка и С. Мендловица, которая в 1968 году начала работу над "Модельным проектом мирового порядка" (ПММП). Авторы проекта указали, что новый мировой порядок это трансформированная мировая политическая система, основанная на гораздо большей взаимности, равенстве и даже солидарности.
Исследования значения этого термина проводились в 1970-х и 1980-х годах в рамках специализированных органов Организации Объединенных Наций (в частности, ЮНЕСКО) и Римского клуба. Мировой порядок рассматривался не только как политическая система, но и с точки зрения ее экономических, информационных и других аспектов. В 1990-х годах произошел новый скачок в интерпретации термина "новый мировой порядок".
Этот термин был использован на Генеральной Ассамблее конгрессменов США в 1991 году Президентом США Дж. Бушем, который заявил, что необходимо выполнить давнее обещание: построить новый мировой порядок, в котором жестокость не вознаграждается, а агрессии противостоит коллективное сопротивление. С тех пор многие политики и социологи перешли к чисто "американизированной" интерпретации "нового мирового порядка". Например, известный американский историк П. Шредер писал, что новый мировой порядок можно определить как международную систему, в которой Соединенные Штаты и их друзья и союзники, разделяющие их взгляды, действуют рука об руку под эгидой Организации Объединенных Наций в целях сохранения мира посредством поддержания международного права и верховенства закона и противодействия агрессии.
Однако, рассматривая понятие "новый мировой порядок" в более широком контексте, чем в его "американизированной" форме, можно выделить два фундаментальных научных направления, придерживающихся разных взглядов - реалистическое и идеалистическое. Идеалисты полагаются на доминирование демократических институтов, международных организаций и прав человека в мировом порядке [15].
Следуя этой логике, профессор А.М. Слотер из Принстонского университета объясняет, что мировой порядок описывает систему глобального управления, которая институционализирует взаимодействие таким образом, чтобы все государства и их народы могли достичь большего процветания и мира. Это отражает ценности их архитекторов. Эта интерпретация отражает идеалистический взгляд на мировые процессы и не учитывает возможного различия интересов участников мировой политики. Реалистическое направление исходит из того, что суверенные государства, способные установить баланс сил между собой, составляют основу всей международной политики (сторонниками этого мнения являются Р. Никсон и Г. Киссинджер).
Мировой порядок, по их мнению, есть не что иное, как результат стабильного распределения власти между ними. Примечательно мнение бывшего министра иностранных дел Франции Ю. Ведрина, который вообще отрицает существование нового мирового порядка, утверждая, что он никогда не верил, в отличие от оптимистичных заявлений президента Буша, что они вступили в эпоху нового мирового порядка, основанного на верховенстве международного права и обеспеченного войнами.
Эти слова отразили скептическое отношение французского министра к идее создания мира по "американскому образцу" и присущее французской нации стремление противостоять навязыванию идей извне. Известный российский специалист по международным отношениям Е.Я. Баталов в своих работах, основанных на исследованиях Х. Булла, проводит интересную цепочку понятий, которые в конечном итоге приводят его к прямым выводам относительно изучаемого нами термина. Попробуем проследить ход его рассуждений в контексте взаимосвязи между понятиями "порядок", "социальный порядок", "политический порядок", "международный порядок" и, наконец, "мировой порядок".
Начнем с определения порядка как такового. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает следующее толкование: "Порядок - это правильное, хорошо функционирующее состояние, расположение чего-либо, а также правила, по которым что-либо делается; существующее устройство, режим".
Политический строй является неотъемлемой частью "социального порядка" и определяется политологами как структура системы общественных отношений (материализованная в различных институтах, принципах, правилах), сохраняющая целостность конкретной социальной системы – от небольшого поселения до целого государства.
Таким образом, политический порядок предполагает определенную взаимосвязь между элементами социальной системы, которая поддерживается рядом политических инструментов. Наконец, необходимо определить две принципиально важные категории - "международный" и "мировой" порядок, которые являются своего рода политическим порядком. По определению П.А. Цыганкова, международный порядок - это структура международных (в первую очередь межгосударственных) отношений, призванная удовлетворять основные потребности государств и других институтов, создавать и поддерживать условия для их существования, безопасности и развития [18].
Согласно Буллу, в отличие от международного порядка, мировой порядок является "более широким", "более фундаментальным" и "более изначальным". Однако мир и международный порядок тесно взаимосвязаны, поскольку последний является составной частью первого. Международный порядок - это, по сути, совокупность взаимодействий между традиционными участниками международных отношений, в частности национальными государствами. Мировой порядок не ограничивается отношениями между государствами, он также включает в себя других негосударственных субъектов (ТНК, неправительственные организации, крупные города и т.д.).
Глобальный характер, инклюзивность, взаимосвязанность и взаимозависимость международных отношений характерны для мирового порядка, что проявляется в интенсивном процессе глобализации, увеличении числа участников международных отношений, развитии интеграции, повышении прозрачности взаимодействий на мировой арене и создании интегрированной системы международных отношений. Выражает общность. глобальная международная система. Таким образом, понятие "международный порядок" можно назвать скорее историческим, и можно констатировать, что в конце 20-го века начался переход от международного порядка к мировому.
М.Л. Лагутина, преподаватель Государственного университета Св. Петербург, описывает современную мировую политическую реальность как глобальную систему взаимодействия, понимаемую как объективно развивающаяся в эпоху глобализации система глобального взаимодействия всех субъектов мировой политики (государственных и негосударственных), основанная на совокупности доминирующих политических принципов мировой политики, норм международного права и условий для их реализации.
Интересен подход профессора К.С. Гаджиева к пониманию нового устройства мировой политики, который он рассматривает через призму синергетических эффектов. Гаджиев понимает мировой порядок в двух основных смыслах (как мировое сообщество в целом, то есть как многоуровневую суперсистему или надсистемный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных, взаимозависимых, кооперативных и конфликтующих подсистем, представленных национальными государствами, международными, межправительственными и неправительственными организациями и транснациональными корпорациями) и как единое целое. система, состоящая из множества взаимосвязанных, кооперативных и конфликтующих подсистем, представленных национальными государствами, международными, межправительственными и неправительственными организациями и транснациональными корпорациями [16; 23].
В то же время, исходя из второго варианта рассмотрения миропорядка, Гаджиев уверяет, что международная политическая система и, следовательно, миропорядок не являются результатом полностью или преимущественно сознательных, спланированных действий какого-либо государства или группы государств.
До сих пор не существует единого общепринятого определения нового мирового порядка или мировой политической системы. Нам кажется, что мы должны руководствоваться следующими концептуальными рамками:
- международный порядок - это система межгосударственного взаимодействия, основанная на четкой иерархии государственных субъектов и вертикальном подчинении;
- новый мировой порядок или мировая политическая система 21 века - это сложная система взаимодействия всех субъектов мирового сообщества (государственных и негосударственных), характеризующаяся многоуровневыми отношениями и глобальной взаимозависимостью. Поэтому, на наш взгляд, мировой политический порядок следует интерпретировать как систему взаимосвязанных отношений между участниками мирового политического процесса, к которым относятся государства (остающиеся основными участниками), межправительственные и неправительственные организации, а также отдельные граждане и группы граждан, которые в силу финансовых, политических или иных возможностей, оказывающих заметное влияние на глобальный политический процесс, могут быть вовлечены в него [14; 21].
В то же время это глобальные связи, более или менее структурированные и стабильные, но в то же время достаточно динамичные и, прежде всего, соответствующие определенной модели поведения и институциональным моделям. Считается, что такой порядок направлен на обеспечение функционирования и развития мировой политической системы в соответствии с целями и ценностями, господствующими в мире (на данном этапе исторического развития).
1.2 Проблемы становления нового мирового порядка
После окончания холодной войны формирование нового мирового порядка стало очевидным. Хотя холодная война закончилась около 30 лет назад, вопрос о современном мировом порядке все еще остается спорным. Мировой порядок - это система отношений, которая развивается внутри мирового сообщества. Ключевым термином, определяющим мировой порядок, является "система".
В 1979 году основатель теории неореализма, выдающийся американский политолог Кеннет Уолц, в своей работе "Теория международной политики" описал международные отношения как систему, разделив ее на элементы и структуры. Мировой порядок отражает структуру или, другими словами, положение элементов в системе. Основными элементами системы международных отношений являются субъекты - государства и международные институты.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты и источники
1. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС в г. Санья, от 14 апреля 2011 года. URL: http://президент.рф/ref_notes/907 (Дата обращения: 01.12.2024).
2. Делийская декларация БРИКС от 29 марта 2012 года. URL: http://события.президент.рф/справки/118 (Дата обращения: 01.12.2024).
3. БРИКС в год седьмого саммита: фокус на Африку: сборник материалов круглого стола «БРИКС - Африка: реконфигурация международных приоритетов африканских стран» (Москва, 3 декабря 2014 г.) / отв. ред.: Дейч Т.Л., Корендясова Е.Н. М.: Институт Африки РАН, 2015. 156 с.
4. БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия: сборник трудов международной конференции (Москва, 2010) / под ред. В.М. Давыдова, Ю.Н. Мосейкина. М.: Институт Латинской Америки РАН, 2010. 232 с.
5. Интервью С.В. Лаврова китайскому информационному агентству «Синьхуа»//http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/B0DE2FCB7D3B8998C32578710034F1C0.html. 3.06.2012.
6. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС (утв. Президентом России 21 марта 2013 г.) // Официальный сайт Президента России. URL: static.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf (дата обращения: 01.12.2024).
7. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС. Йоханнесбург, ЮАР, 26 июля 2018 года. п. 4. – http://interkomitet. ru/blog/2018/07/26/johannesburgskaya-deklaratsiya-desyatogo-sammita-briks/
8. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (аналитический материал) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/.html .
9. Соглашение между правительствами стран БРИКС о сотрудничестве в области культуры // Официальный сайт председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2015-2016 гг. URL: brics2015.ru/load/383085 (дата обращения: 01.12.2024).
10. Стратегия экономического партнерства БРИКС // Официальный сайт председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2015-2016 гг. URL: brics2015.ru/load/382484 (дата обращения: 01.12.2024).
11. Мировое экономическое положение и перспективы в 2012 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН - Режим доступа: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/index.shtml. Обзор: первая официальная встреча руководителей стран БРИК имеет важное значение // 17.06.2009. http://russian.china.org.cn/international/txt/2009-06/17/content_17967772.htm.
12. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех (доклад ПРООН о человеческом развитии в 2011 г.) // Human Developing Reports. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2011/download/ru/ 25.
Научная литература и учебные пособия
13. Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве: Материалы Научного семинара. Москва, 9 октября 2012 г. / Отв. ред. и сост. Беликова К.М. - М.: Сенат Пресс, 2012. - 251 с.
14. Барышев И.С. БРИКС: эволюция развития и российско-бразильские отношения в его системе // Мир и политика. №12 (75). Декабрь, 2012.
15. Баталов, Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок [Текст] / Э.Я. Баталов. – М.: РОССПЭН, 2005. - 382 с.
16. БРИКС - Основные тенденции сотрудничества. - Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=133&type=news&mm_menu=58&newsid=1043.html&newsid=1043.
17. БРИКС: сотрудничество в целях развития: сборник материалов IV Международной научной конференции (Москва, 28 мая 2014 г.). М.: РУДН, 2014. 178 с.
18. Виноградов А.В. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира // Сравнительная политика. 2014. № 1 (14). C. 47–52.
19. Гаджиев, К. Миропорядок сквозь призму синергетики [Текст] / К. Гаджиев // Международные процессы. Сентябрь-декабрь 2005. – Т. 3, № 3 (9).
20. Давдов В. БРИКС как фактор становления полицентричного режима международных отношений // Международная жизнь. 2011. № 5. С.99.
21. Джексон Б. Эпоха странных заблуждений [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 2018. №6. URL: https://globalaffairs.ru/number/Epokha-strannykh-zabluzhdenii19830/ (дата обращения: 01.12.2024).
22. Диких Г., Мяло Е. БРИКС: Становление многополярности мира к 2050 году. Новые угрозы и возможности // Геополитика.ру. 17.05.2012.
23. Исаченко Т. Страны БРИКС во внешнеэкономической стратегии России: поиск альтернатив // Международная жизнь. 2012. №11. С.85-86.
24. Климов А. БРИКС: уже не только саммиты // Международная жизнь. 2014. № 10. C. 35–43.
25. Колдунова Е.В. Роль стран БРИКС в глобальном управлении // Сравнительная политика. 2014. № 1 (14). C. 60–64.
26. Лавров С. БРИКС - глобальный форум нового поколения // Международная жизнь. 2012. № 3. С. 1 - 6.
27. Лагутина, М.Л. Формирование новой системы международных отношений [Текст] / М.Л. Лагутина // Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке. – СПб, 2006. – C. 53–65.
28. Ли Синь. Страны БРИКС: укрепляя сотрудничество // Международная жизнь. 2012. № 2. С. 33 - 44.
29. Марков С. БРИКС и ШОС против диктата США. – https://iz.ru/news/588608
30. Медведев Д.: Реформа мировой финансовой системы не учитывает роли БРИКС // http://top.rbc.ru/economics/29/03/2012/643966.shtml. 01.12.2024.
31. Панова В.В. Место России в БРИКС: видение и практические результаты. Влияние внешних игроков на процесс взаимодействия в "клубе" // Вся Европа. 2012. № 7 - 8 (68).
32. Пелевина К.А. Инвестиционное сотрудничество стран БРИК // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 2 (31). С.96-100.
33. Сергеев М. Группа БРИК превратилась в БРИКС // Независимая газета. 27.12.2010.
34. Строкань С. На свой страх и БРИКС // Коммерсантъ. № 46 (5077). 19.03.2013.
35. Толорая Г.Д. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России. 2011. № 8. 23. Труш С.М. Россия между Китаем и США // Россия и Америка в XXI в. 2011. № 3.
36. Хаас Р. Чем закончится мировой порядок [Электронный ресурс] // Foreign Affairs. 2019. №1. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2018-12-11/how-world-order-ends/ (дата обращения: 01.12.2024).
37. Яковлев П. От БРИК к БРИКС: тенденции двусторонних отношений // Перспективы. 21.11.2011.