Фрагмент для ознакомления
2
Современная рыночная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, которые взаимодействуют между собой, и объединяемых единым понятием – рынок.
Рынок – это организованная структура, в состав которой входят производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. Количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения [1].
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие, оптимальные условия производства, купли и реализации товаров.
Очень немногие отрасли сегодня способны противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную потребность в конкуренции.
Несмотря на это, в конкуренции можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны влияния на экономику. К положительным факторам относятся: развитие научно-технического прогресса, удешевление себестоимости продукции, балансировка нормы прибыли и уровня заработной платы. Негативные факторы: импульсивность бизнеса, создание условий для безработицы и инфляции. Стимулом, который мотивирует конкуренцию, является желание опередить других [2].
Актуальность темы заключается в том, что конкуренция является одним из основных элементов экономики, определяющих эффективность рыночных взаимодействий и находящихся в центре механизма саморегулирования. От степени ее развития зависят возможности экономического роста.
В процессе исследования мною были изучены работы различных авторов, таких как: Абдулазизов Ш.А. Бикмаева А.Д. Бурнашев Б.А. Иванова Е.А. Казакова Е.Б. Казакова И.Н., Заргарян Г.А. Калганов И.С. Канкулов А.М. Клинова С.П., Чернышов М.Н. Колчина В.В., Митрошкин И.С. Комаров М.А., Савченко Е.Д. Коноваленко И.Е., Корнилова Э.С. Кулешов Д.К. Лавлинская А.Л., Межонова Д.С. Ляскин Г.Г. Магомедов Р.М., Османова А.Р. Рябцев С.В. Семенова А.А., Голбан Ю.В. Сергеева И.А. Сериков Д.А., Морусов С.А. Скуба Р.В. Славин В.А., Ильина Л.А. Тимохина А.В. Филиппов А.А., Хроменкова Г.А. Чернякова И.С.
Несмотря на обилие проведенных исследований, тема не была объектом изучения специальной литературы, т.е. не были обнаружены интегрирующие работы, которые бы объединяли всю информацию по этой теме и делали общий вывод.
Цель – выявить особенности типов рыночных структур в экономике современной России. Задачи:
привести характеристику и типы рыночных структур в современной экономике;
описать механизм функционирования и условиях формирования рыночных структур;
провести оценку рыночных структур в современной российской практике;
привести характеристику и этапы формирования олигополии на рынке сотовой связи;
изучить ценовую политику на рынке сотовой связи;
выявить изменения стратегии основных участников рынка и перспективы их функционирования.
Объект – экономика современной России. Предмет - типы рыночных структур в экономике современной России.
Теоретическую основу исследования составляют учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты, публикации по вопросам сущности конкуренции.
Методами исследования при написании работы является поиск информации, анализ информации и применение информации на практике.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделённые на параграфы, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Характеристика и типы рыночных структур в современной экономике
Рыночная структура – комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка. Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т.д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции [3].
Ключевые характеристики типов рыночных структур:
количество фирм-продавцов в отрасли;
размеры фирм;
количество покупателей в отрасли;
вид товара;
барьеры для входа в отрасль;
доступность рыночной информации (уровень цен, спрос);
возможность отдельной фирмы повлиять на рыночную цену.
Важнейшая характеристика типа рыночной структуры – уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть, как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама).
Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции [4]:
1. Совершенная (чистая) конкуренция;
2. Монополистическая конкуренция;
3. Олигополия;
4. Чистая (абсолютная) монополия.
Таблица 1 – Основных типов рыночных структур [14]
Типы рыночных структур
Количество и размер фирм
Характер продукции
Условия входа и выхода
Доступность информации
Совершенная конкуренция
Множество мелких фирм
Однородная продукция
Свободный
Равный доступ ко всем видам
информации
Монополистическая конкуренция
Множество мелких фирм
Разнородная продукция
Свободный
Некоторые затруднения
Олигополия
Небольшое число крупных фирм
Разнородная или однородная продукция
Возможны отдельные препятствия
Некоторые ограничения
Монополия
Одна фирма
Уникальная
Непреодолимые
Закрытая
Конкуренция и монополия являются формами хозяйствования в экономике, основанной на товарном производстве, основными элементами рыночного механизма хозяйствования.
Проблемы конкуренции и монополии в условиях рыночной экономики разрабатывались в трудах зарубежных экономистов К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Чемберлина, Дж. Робинсон, П. Самуэльсона.
В экономической теории под монополией понимается крупное предприятие (фирма), которое занимает доминирующее положение в производстве, реализации на рынке какого-либо товара. Кроме того, Дж. Робинсон отмечала: «Монополия должна быть гораздо больше, чем оптимального размера предприятие», она должна иметь организацию, «контролирующую цены и распределение выпуска продукции между отдельными производственными единицами».
Подобное по своей сути определение монополии дает и Э. Чемберлин. Он пишет: «Монополия обыкновенно означает контроль над предложением и тем самым над ценой».
Таким образом, обобщенная характеристика монополии включает ее три основных признака, представленных на рисунке [4].
Рисунок 1 - Основные признаки монополии [19]
В экономической литературе многообразие классификаций форм, видов монополий в условиях рынка объясняется тем, что они основываются на разных критериях. Общепризнанными организационными формами монополий являются картели, тресты, синдикаты.
М. Фридмен предложил выделять три вида монополий: монополию в промышленности; монополию в профсоюзах; правительственную и поддерживаемую правительством монополию.
И. Артемьев рассматривает шесть видов монополий (монополизма) [5]:
монополию, являющуюся результатом развития процессов концентрации и централизации капитала; олигополию технологическую;
монополию, основанную на производстве и реализации дифференцированного продукта;
монополию лидера научно-технического прогресса (временные);
естественную, государственную монополию;
монополию, сформированную в условиях командно-административной экономики.
Используя два критерия (функциональное назначение, уровень управления) для классификации форм монополии можно выделить организационную, естественную, технологическую, экономическую монополии, а также монополию государства на организацию экономики, монополию министерств и ведомств, монополии предприятий и организаций.
Обобщая представленные классификации форм монополии, можно выделить наиболее распространенные из них в условиях рынка: монополия как высококонцентрированное, централизованное производство; государственная монополия; естественная (технологическая), инновационная монополия на дифференцированный продукт [6].
Далее рассмотрим монополию не только как субъекта, но и организационно-хозяйственную форму, рыночную структуру.
Монополия представляет собой структуру рынка, характеризующуюся:
наличием одной или небольшого количества фирм, на долю которых приходится значительный объем производства;
дифференцированным продуктом, продаваемым по ценам и в объеме, отличном от того, который типичен для свободной конкуренции;
барьерами входа.
Под монополизмом понимают тип экономических отношений, способность наиболее сильных хозяйствующих субъектов навязывать свои интересы, то есть диктовать условия, связанные с производством и реализацией товаров менее слабым участникам рынка.
Монополизм хозяйствующих субъектов в условиях рынка может быть основан на инновационной деятельности, выпуске дифференцированного продукта, обладании редкими экономическими факторами производства.
В экономической литературе для характеристики монополизации экономики используются понятия степень (уровень), количественные показатели монополизации экономики. Необходимо уточнить содержание самой категории монополизация [7].
Авторы проекта Закона Шермана обозначали термином монополизация «...активные действия, направленные на достижение монополии и выходящие за рамки обладания монопольной властью вследствие наивысшей эффективности».
Монополизация как качественная характеристика состояния экономики - это явление, характеризующее наличие условий и факторов, способствующих развитию рыночной власти монополий [8].
Рыночная власть предполагает способность монополии влиять на цену товара, ею предложение на рынке.
Таким образом, монополизация экономики - это процесс рыночного взаимодействия конкуренции и монополии при доминировании последней. Он присущ как странам с развитым рынком, так и экономикам, где рынок только формируется.
Монополии оказывают как положительное, так и негативное воздействие на экономику и общество в целом [9].
Степень монополизации рынков в значительной степени зависит от степени государственного регулирования экономических процессов и народнохозяйственной эффективности монополизации или демонополизации рынков. Отражая интересы общества, государство в ряде стран принимает меры, направленные против монополий.
Механизм функционирования и условия формирования рыночных структур
В чем же основной механизм естественной монополии для экономики страны? Как правило, оно обуславливается тем, что монополии возникают в стратегически важных для государств сферах. Возьмем, к примеру, Россию. В нашей стране естественной монополией принято считать железнодорожные перевозки, услуги по передаче электроэнергии, транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также, транспортировка газа и т.д. Здесь следует обратить внимание, что государство зависит от эффективности работы компаний, то есть, естественных монополий. Законодательство Российской Федерации в праве ограничивать монополии, тем самым, создавая конкурентную среду, которая предполагает соперничество между фирмами – производителями отдельных товаров [10]. К сожалению, нельзя избавиться от зависимости посредством искусственно созданной конкурентной среды путем дробления компаний. Дело в том, что одной из особенностей естественных монополий считается то, что долгосрочные средние издержки для экономики будут минимальны лишь тогда, если на рынке будет функционировать только одна фирма – производитель [11].
При этом стоит отметить тот факт, что в Российской Федерации естественные монополии жестко контролируются со стороны государства, отсюда возникает проблема того, что отсутствует взаимодействие между субъектами экономики, из которого, по идее могли бы вылиться грамотные для экономики страны решения, но вместо этого, наблюдается тотальный контроль со стороны властей [18].
Из теории монопольного спроса вытекает проблема воздействия монополизма на поведение фирмы. В связи с тем, что монополист является единственным производителем этого продукта, то с рыночным спросом будет совпадать спрос на его продукт, а с кривой рыночного спроса, являющейся убывающей, будет совпадать кривая спроса на производство продукта монополистом, с помощью снижения цены, возможно, увеличить объем продаж.
В результате чего данный придельный доход будет меньше цены товара, в связи с этим всегда ниже кривой спроса лежит кривая предельного дохода MR (рисунок 2). Предельный доход составляет половину угла наклона линии спроса, изображая спрос в виде прямой наклонной линии.
Рисунок 2 - Спрос на продукцию монополистической фирмы [26]
Величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, увеличивает предельные издержки считается в качестве измерителя монопольной власти. В 1934-м году был предложен данный метод определения монопольной власти экономистом Аббой Лернером и получил название показатели монопольной власти Лернера:
(1)
Между 0 и 1 всегда находится численное значение коэффициента Лернера. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.
Также в терминах эластичности спроса, с которой сталкиваются предприятия, может быть выражен данный коэффициент монопольной власти:
(2)
где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.
К реальным барьерам, препятствующим входу в отрасль, относятся:
1. Эффект масштаба. В условиях крупного производства, которое обусловлено монополизацией рынка, достигается высокоэффективное производство с низкими издержками. Часто такую монополию называют «естественной», поскольку она в состоянии уменьшить цены продукции на время и ликвидировать конкурента.
2. Представление исключительных прав. Правительство в ряде стран Европы, Америки и в России предоставляет предприятиям статус единственного поставщика на транспортные услуги, газоснабжение, услуги связи и др. Тем не менее, за правительством сохраняется право регулирования действий данных монополий для исключения злоупотребления монопольной власти, и защиты интересов немонополизированных отраслей и граждан.
3. Патенты и лицензии. Новым продуктам и производственным технологиям государство гарантирует патентную защиту, тем самым обеспечивая производителю на рынке монопольные позиции.
4. Собственность на важнейшие виды сырья. Благодаря безраздельному владению источниками производственных ресурсов некоторые компании являются монополистами.
Минусов у монополии как системы гораздо больше, чем положительных сторон.
По мнению специалистов, она снижает эффективность экономики. Тому есть три причины. Объем благ, производимых монополией ниже, а стоимость их выше, чем в условиях конкуренции. Единственный продавец на рынке, обычно, не стремится снижать издержки. И для новых фирм путь на рынок в этих условиях будет весьма нелегким. По этим причинам и снижается экономическая эффективность рынка.
Термин “олигополия” относится к отрасли, в которой работает лишь небольшое число фирм. В условиях олигополии ни одна фирма не обладает значительной рыночной властью. Таким образом, ни одна фирма не в состоянии поднять свои цены выше цен, которые существовали бы при сценарии совершенной конкуренции. В условиях олигополии все фирмы должны были бы вступить в сговор, чтобы повысить цены и получить более высокую экономическую прибыль. Большинство олигополий существует в отраслях, где товары относительно недифференцированы и в целом обеспечивают одинаковую выгоду для потребителей.
Основная причина существования олигополий - это сотрудничество. Фирмы видят больше экономических выгод в сотрудничестве по определенной цене, чем в попытках конкурировать со своими конкурентами. Контролируя цены, олигополии могут повысить свои барьеры для входа на рынок и защитить себя от новых потенциальных участников рынка. Это очень важно, поскольку новые фирмы могут предлагать гораздо более низкие цены и, таким образом, ставить под угрозу долговечность прибылей фирм, вступивших в сговор.
На большинстве рынков существуют антимонопольные законы, направленные на предотвращение ценового сговора и защиту потребителей. Тем не менее, фирмы разработали способы достижения ценового сговора, которые не были обнаружены регулирующими органами. Например, фирмы могут выбрать ценового лидера, которому поручено руководить изменениями цен до того, как другие фирмы последуют их примеру, чтобы “отреагировать на конкуренцию”. Фирмы также могут договориться об изменении своих цен в определенные даты; в таких случаях изменения могут рассматриваться просто как реакция на экономические условия, такие как колебания инфляции.
Важно отметить, что в реальных олигополиях игры (случаи сговора) происходят последовательно; это означает, что поведение одной фирмы в одной игре может повлиять на исход игры в последующие периоды. В этом сценарии мы видим, что оптимальный результат, который приносит наибольшую совокупную прибыль, достигается в случае сговора обеих фирм. Такая ситуация была бы наилучшей долгосрочной равновесной ситуацией, которая принесла бы наибольшую выгоду всем фирмам.
Фрагмент для ознакомления
3
Канкулов, А.М. Сущность, функции и структура рынка. Классификация рыночных структур / А.М. Канкулов // Моя профессиональная карьера. - 2020. - Т. 2. - № 8. - С. 48-52.
Казакова, И.Н., Заргарян, Г.А. Структура рынка и типы рыночных структур / И.Н. Казакова, Г.А. Заргарян // В сборнике: Современная наука: ключевые проблемы и инновационные разработки. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2022. - С. 422-428.
Тимохина, А.В. Факторы влияния структуры и концентрации собственности на рыночную стоимость компаний / А.В. Тимохина // Экономика. Бизнес. Банки. - 2020. - № 12 (50). - С. 27-34.
Колчина, В.В., Митрошкин, И.С. Особенности анализа состава, структуры и динамики прибыли коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики / В.В. Колчина, И.С. Митрошкин // Наука и бизнес: пути развития. - 2020. - № 8 (110). - С. 104-108.
Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение // Сборник материалов ХII-й научно-практической конференции с международным участием / 2021.
Тимохина, А.В. Влияние структуры и концентрации собственности на рыночную капитализацию российских компаний / А.В. Тимохина // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 2-3 (60). - С. 200-203.
Рябцев, С.В. Структура финансовой системы в развитой рыночной экономике / С.В. Рябцев // Балтийский экономический журнал. - 2022. - № 2 (38). - С. 75-87.
Сергеева, И.А. Типы рыночных структур в современной экономике / И.А. Сергеева // В сборнике: Актуальные исследования и инновации в науке и технике. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 2024. - С. 336-341.
Кулешов, Д.К. Стратегии развития предпринимательских структур в условиях развития конкурентной рыночной среды / Д.К. Кулешов // Торговля и рынок. - 2020. - Т. 2. - № 4-2 (56). - С. 153-159.
Оценка рыночной стоимости в структуре управления недвижимостью / Бандуров В.И., Шиховцов А.А., Саакян К.К., Катрич А.Е. // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 10 (135). - С. 1351-1354.
Моделирование рыночных структур с использованием игровой теории / Джамирзова А.Н., Магомедов А.Ш., Косников С.Н. // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 5. - С. 40-44.
Клинова, С.П., Чернышов, М.Н. Сравнительный анализ типов рыночных структур / С.П. Клинова, М.Н. Чернышов // В сборнике: Актуальные проблемы развития отраслевых рынков: национальный и региональный уровень. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Гоголевой. - 2020. - С. 28-30.
Структура и эффективность производства и реализации животноводческой продукции в рыночных условиях / Маликов И.А., Анваров И.М., Баротов А. // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2020. - № 10-1. - С. 202-207.
Абдулазизов, Ш.А. Вопросы формирования структуры сельскохозяйственного производства в условиях изменения рыночной конъюнктуры / Ш.А. Абдулазизов // Экономика и предпринимательство. - 2024. - № 11 (172). - С. 128-132.
Магомедов, Р.М., Османова, А.Р. Развитие и совершенствование организационных структур управления строительных предприятий в рыночных условиях / Р.М. Магомедов, А.Р. Османова // В сборнике: Современные строительные технологии и материалы. сборник научных трудов. Махачкала, 2023. - С. 104-107.
Скуба, Р.В. Теоретические аспекты отраслевой организации рыночных моделей конкурентных структур / Р.В. Скуба // Столыпинский вестник. - 2020. - Т. 2. - № 4. - С. 23.
Трансформация этносоциальной структуры населения в полиэтничном башкортостане в условиях рыночной экономики (1979-2010 гг.) / Ишемгулов М.Н., Камалетдинов Д.А., Кульшарипов Ф.Р. // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. - Т. 12. - № 8 (89). - С. 2862-2871.
Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение // Сборник материалов XV-й научно-практической конференции c элементами научной школы для молодых учёных (с международным участием) / Москва, 2024.
Семенова, А.А., Голбан, Ю.В. Влияние структуры капитала на стоимость компании в условиях рыночной неопределенности / А.А. Семенова, Ю.В. Голбан // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2024. - № 6 (229). - С. 3-11.
Кулешов, Д.К. Формирование конкурентных стратегий и конкурентных преимуществ в деятельности предпринимательских структур в условиях развития конкурентной рыночной среды / Д.К. Кулешов // Торговля и рынок. - 2020. - Т. 2. - № 3-2 (55). - С. 131-137.
Коноваленко, И.Е., Корнилова, Э.С. Бухгалтерская отчетность предпринимательских структур и ее роль в рыночной экономике // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2020. - № 1 (50). - С. 266-272.
Славин, В.А., Ильина, Л.А. Особенности рыночных структур с позиции регулярно-динамической теории / В.А. Славин, Л.А. Ильина // AlterEconomics. - 2023. - Т. 20. - № 2. - С. 415-436.
Бурнашев, Б.А. Организация деятельности в структуре экономической программы предприятия в рыночной экономике / Б.А. Бурнашев // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Т. 10. - № 12-1. - С. 209-214.
Тимохина, А.В. Обоcнование эконометричеcкой модели для проведения иccледования о влиянии структуры и концентрации cобcтвенности на рыночную капитализацию компании / А.В. Тимохина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - Т. 1. - № 6 (114). - С. 16-20.
Филиппов, А.А., Хроменкова, Г.А. Влияние цены и структуры капитала на рыночную стоимость компании / А.А. Филлипов, Г.А. Хроменкова // Инновационная наука. - 2023. - № 2-2. - С. 65-67.
Лавлинская, А.Л., Межонова, Д.С. Структура капитала как фактор роста рыночной стоимости компании / А.Л. Лавлинская, Д.С. Межонова // Финансовый вестник. - 2023. - № 1 (60). - С. 10-18.
Кулешов, Д.К. Теоретические основы формирования стратегии развития предпринимательских структур в изменяющихся рыночных условиях / Д.К. Кулешов // Торговля и рынок. - 2021. - № 4-1 (60). - С. 195-204.
Иванова, Е.А. Рыночные структуры и конкуренция в современных условиях России / Е.А. Иванова // В сборнике: Конкуренция и монополия. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, научно-педагогических работников и специалистов в области антимонопольного регулирования. Кемерово, 2023. - С. 110-112.
Казакова, Е.Б. Структура и особенности законодательства о защите прав потребителей на современном этапе развития рыночных отношений / Е.Б. Казакова // Наука. Общество. Государство. - 2021. - Т. 9. - № 4 (36). - С. 27-36.
Рыночные структуры в сельском хозяйстве / Бегчаева М., Сапаров А., Нурмухаммедова А. // Cognitio Rerum. - 2023. - № 3. - С. 79-81.
Сериков, Д.А., Морусов, С.А. Исследование структуры спроса и оценка перспективных рыночных ниш при формировании маркетинговой концепции проектов / Д.А. Сериков, С.А. Морусов // Практический маркетинг. - 2020. - № 11 (285). - С. 22-28.
Бикмаева, А.Д. Динамика структуры экономики российской федерации: с начала рыночных реформ до современности / А.Д. Бикмаева // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2023. - № 1 (169). - С. 14-19.
Ляскин, Г.Г. 3.3. Основные типы рыночных структур / Г.Г. Ляскин / В книге: Экономика. Барсукова С.Ю., Верников А.В., Вольчик В.В., Гильмундинов В.М., Глинский В.В., Гордячкова О.В., Епифанова Н.С., Кирдина-Чэндлер С.Г., Князева И.В., Куницын Д.В., Курышева А.А., Литвинцева Г.П., Лукашенко О.А., Ляскин Г.Г., Мельников В.В., Новгородов П.А., Петров С.П., Петухова С.В., Полозков М.Г., Радионова Е.А. и др. Новосибирск, 2024. - С. 221-235.
Комаров, М.А., Савченко, Е.Д. О роли рыночной структуры и конкуренции в экономике / М.А. Комаров, Е.Д. Савченко // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития современного общества и экономики. Сборник научных статей 3-й Всероссийской научно-практической конференции. - В 2-х томах. - Курск, 2024. - С. 231-234.
Чернякова, И.С. Рыночная устойчивость предпринимательских структур перерабатывающих отраслей АПК в системе устойчивого развития / И.С. Чернякова // Научный вестник Луганского государственного аграрного университета. - 2022. - № 1 (14). - С. 278-286.
Калганов, И.С. Влияние цифровых платформ на трансформацию рыночных структур и форм конкуренции / И.С. Калганов // Экономические науки. - 2022. - № 217. - С. 259-263.