Фрагмент для ознакомления
2
Деятельность в области таможенного регулирования имеет стратегическое значение для экономики Российской Федерации, поскольку она направлена на стимулирование внешнеэкономической активности, содействие развитию национальной экономики и обеспечение экономической безопасности государства.
Таможенные платежи, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу, составляют значительную часть доходов бюджета Российской Федерации, что подчеркивает важность работы таможенных органов.
Таможенные органы Российской Федерации являются одними из основных участников таможенной деятельности. Для того чтобы они могли эффективно выполнять свои задачи и функции, необходимо своевременно и в достаточном объеме удовлетворять их потребности, включая обеспечение материально-техническими ресурсами, оснащение объектов таможенной инфраструктуры, а также предоставление социального и медицинского страхования для должностных лиц таможенных органов, их семей и пенсионеров.
Цель курсовой работы – исследовать организацию и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов.
Для достижения теоретической цели работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и задачи материально-технического обеспечения таможенных органов;
- провести анализ показателей материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации.
Цель расчетной части курсовой работы заключается в оценке эффективности таможенных постов и анализе структуры внешнеэкономического оборота России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– провести анализ структуры группы товаров «Прочие растительные текстильные волокна; бумажная пряжа и ткани из нее»;
– оценить динамику изменения товарооборота группы «Прочие растительные текстильные волокна; бумажная пряжа и ткани из нее»;
– проанализировать деятельность двух таможенных постов, рассчитав показатели их эффективности;
– оценить динамику изменений в работе двух таможенных постов.- решить задачи.
Объект исследования – система таможенных органов.
Предмет исследования – организация материально-технического обеспечения в таможенных органах.
Теоретическую основу данного исследования составляют научные работы авторов, посвященные рассматриваемым вопросам.
В качестве информационной базы использовались данные статистической отчетности, федеральные законы и другие нормативные правовые акты.
В процессе исследования применялись методы документального анализа, системного подхода, экономико-статистического анализа, расчетно-конструктивного метода, монографического исследования, а также синтез и дедукция.
Структура курсовой работы включает введение, основную часть, состоящую из теоретической и расчетной частей, заключение и список использованных источников.
В широком смысле материально-техническое обеспечение представляет собой совокупность мероприятий, направленных на планирование, своевременные закупки и комплексное снабжение объектов инфраструктуры различных организаций, предприятий и служб необходимыми ресурсами и материальными средствами. Это делается с целью обеспечения полноценного и бесперебойного функционирования, а также выполнения поставленных задач.
Нарушения в области материально-технического обеспечения могут привести к техническим сбоям, задержкам и некачественному выполнению текущих задач. В то же время, постоянный контроль за материально-технической базой может значительно улучшить рабочие процессы и помочь в решении сложных задач. Материально-техническое обеспечение является важным аспектом для всех организаций и государственных структур, включая Федеральную таможенную службу.
И. С. Полищук, отмечает, что «в сфере таможенной деятельности активно используются различные инструменты и технологии с целью оптимизации процессов и повышения эффективности таможенного контроля. Одним из таких инструментов является система управления рисками, которая позволяет определить наиболее вероятные риски и сосредоточить ресурсы на их контроле. Технические средства таможенного контроля, в свою очередь, обеспечивают более точное и быстрое обнаружение нарушений. Предварительное информирование позволяет заранее получать информацию о грузах и пассажирах, что способствует более эффективной организации контроля. Система межведомственного электронного взаимодействия и электронное декларирование упрощают процедуры и снижают возможность ошибок при предоставлении документов»[10].
Д. Н. Афонин, утверждает, что «в рамках действующего законодательства обеспечение материально-техническими ресурсами ФТС России в основном осуществляется двумя способами: централизованным и децентрализованным, а также через четыре основные функции: закупка, хранение, распределение и управление»[4].
Л. С. Качанова полагает, что «в общем понимании материально-техническое обеспечение представляет собой комплекс мероприятий по планированию, своевременным закупкам и комплексному обеспечению объектов инфраструктуры какой-либо организации, предприятия, службы необходимыми ресурсами и материальными средствами с целью обеспечения полноценного бесперебойного функционирования и выполнения поставленных задач. Нарушения, связанные с материально-техническим обеспечением, могут привести к техническим сбоям, несвоевременному и некачественному выполнению текущих задач, отставанию. В свою очередь постоянный контроль за материально-технической базой способен вывести рабочие процессы на новый, более качественный уровень, способствовать выполнению сложных задач. Материально-технические обеспечение – явление, которое присуще всем организациям и государственным структурам, включая Федеральную таможенную службу»[6, с. 37].
По мнению, О. А. Кузминовой, «формирование материально-технической базы таможенных органов реализуется в рамках двух этапов. На первом выполняется составление сводных заявок, разработка технических заданий, заключение государственных контрактов, их оформление, а также контроль за выполнением условий договоров. Второй этап предусматривает строительство, косметический, капитальный ремонт эксплуатируемых объектов; техническое их оснащение; продовольственное, вещевое, медицинское обеспечение; а также взаимодействие с другими структурными подразделениями. Полномасштабное материально-техническое обеспечение таможенных органов реализуется централизованным и децентрализованным способами при использовании механизма государственных закупок в свете лимитов бюджетных обязательств и смет расходов и доходов, доведенных до органов таможни»[7].
К. А. Новоселова отмечает, что «материально-техническим обеспечением деятельности структурных подразделений таможни, а также центрального аппарата ФТС России занимается тыловая служба в лице Отдела материально-технического обеспечения. Отдел напрямую подчиняется начальнику таможни, а также его заместителю, непосредственно обеспечивающему контроль за его деятельностью.
К задачам отдела следует отнести два направления его работы: организацию материально-технического обеспечения деятельности структурных подразделений таможни и определение потребности в материально-технических ресурсах.
Первая задача реализуется посредством: - строительства, косметических и капитальных ремонтов эксплуатационных объектов таможенных органов;
- технического оснащения;
- продовольственного, вещевого, а также медицинского обеспечения;
- взаимодействия с другими структурными подразделениями и т.д.
Вторая задача сводится к формированию сводных заявок и технических заданий, контролю за соблюдение договорных обязательств и оформлением и заключением государственных контрактов»[9].
Таможенные органы, как и любые другие государственные структуры, не могут эффективно работать без соответствующих ресурсов. Для решения этой и других задач создана тыловая служба, которая включает в себя широкий спектр отделов, работающих совместно для обеспечения тыловой поддержки таможенных органов.
М. С. Лебедев, полагает, что «все направления тылового обеспечения очень важны и каждое вносит свой вклад, начиная от строительных работ и транспортного использования, заканчивая обеспечением социальных и медицинских нужд служащих. Однако в первую очередь тыловое обеспечение таможенных органов направлено на оснащение их определенными материально-техническими средствами, которые в свою очередь используют другие отделы тыловой службы и прочие виды служб. Именно по этой причине следует особо выделить такое направление как – материально-техническое обеспечение»[8].
Согласно статье 272 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ, «материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации»[1].
«Материально-техническое обеспечение таможенных органов осуществляется в централизованном и децентрализованном порядке путем поставки продукции по государственным контрактам, заключаемым по результатам размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд согласно законодательству РФ»[2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ
2. Приказ ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении Положения о порядке планирования, организации и схеме обеспечения таможенных органов РФ материально-техническими средствами»
3. Приказ ФТС России от 26.11.2018 № 1918 «Об утверждении Положения о Главном управлении тылового обеспечения»/URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312472/.
4. Афонин, Д. Н. Организация обеспечения таможенных органов Российской Федерации техническими средствами таможенного контроля / Д. Н. Афонин // Бюллетень инновационных технологий. – 2021. – Т. 5, № 4(20). – С. 15-20. – EDN ODIARN.
5. Гупанова Ю.Е. Экономика таможенного дела: учебник. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 444 с
6. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022. – №2. – С. 37-41.
7. Кузминова, О. А. Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / О. А. Кузминова, Л. С. Качанова, Т. А. Саадулаева // Экономическая безопасность. – 2022. – Т. 5, № 4. – С. 1549-1564. – DOI 10.18334/ecsec.5.4.116331. – EDN HUVEEO.
8. Лебедев, М. С. Место материально-технического обеспечения в тыловой службе таможенных органов / М. С. Лебедев // Вестник науки. – 2024. – Т. 4, № 6(75). – С. 177-183. – EDN BXCESL.
9. Новоселова, К. А. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов / К. А. Новоселова // Синергия Наук. – 2018. – № 29. – С. 1453-1464. – EDN YPEXFJ.
10. Полищук, И. С. Информационно-техническое обеспечение деятельности таможенных органов / И. С. Полищук, В. В. Черникова, А. А. Рустамова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 3-2(109). – С. 62-65. – DOI 10.24412/2411-0450-2024-3-2-62-65. – EDN MIQLDM.
11. Саадулаева Татьяна Анатольевна, Царева Анна Сергеевна МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖНИ С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ // Столыпинский вестник. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialno-tehnicheskoe-obespechenie-tamozhni-s-pozitsii-effektivnogo-ispolzovaniya-byudzhetnyh-sredstv (дата обращения: 12.12.2024).