Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования на тему: «Разработка стратегии инновационной деятельности», в том, что в последнее время вопросы совершенствования системы управления стратегией становятся всё более актуальными, так как методы управления стратегией претерпевают серьёзные изменения. Это происходит в связи с быстрым развитием мира и технологий, ростом конкуренции. Компании вынуждены внедрять новые подходы в управлении организацией, которые позволяют эффективно адаптироваться к быстро изменяющейся среде рынка, а также удовлетворять потребности своих клиентов.
В современных условиях важную роль играет создание стратегической бизнес-модели организации. По сути, стратегическая бизнес-модель – это опора организации, которая поможет переосмыслить стратегию, а также внутренние процессы и продукты, что в будущем обеспечит явное конкурентное преимущество на рынке.
Всё больше компаний начинают прибегать к использованию различных стратегических бизнес-моделей.
Инновационная стратегическая бизнес-модель – это уникальная концепция менеджмента, предполагающая применение новаторских подходов к созданию стратегии бизнеса для максимизации прибыли организации.
Данная работа посвящена исследованию разработки стратегии инновационной деятельности в системе менеджмента инновационных бизнес-моделей и анализу конкретных кейсов, их применения для эффективного управления организацией в современной экономике.
Данная тема является актуальной, поскольку для устойчивого развития компании необходимо постоянно анализировать рынок. Изучать потребности целевой аудитории и первыми придумывать и развивать стратегии инновационной деятельности.
Применение инновационных стратегий в управлении организацией не только способствует выходу на новый уровень конкурентоспособности, но и позволяет создать устойчивую, успешную структуру, способную эффективно реагировать на изменения внешней среды и достигать поставленных целей.
Предметом исследования является элементы, сущность и порядок внедрения инновационной стратегии.
Объектом исследования выступает стратегия, выстроенная в компании, предоставляющей телекоммуникационные услуги, цифровые и медийные сервисы под торговой маркой «МТС» - российской компании МТС.
Целью работы является разработка стратегии инновационной деятельности – это поиск векторов совершенствования стратегии через решение управленческой проблемы выбора наиболее эффективных инновационных бизнес-моделей для управления организацией и выявления ключевых факторов, которые влияют на успешную реализацию таких моделей.
Исследовательские задачи, которые необходимо выполнить:
- выделение существующих инновационных стратегий и их особенностей в контексте стратегического менеджмента;
- разбор успешных кейсов применения инновационных стратегий и выявление действенных шаблонов для оптимальной стратегии инновационной деятельности;
- оценка роли руководителей и сотрудников в процессе внедрения и использования стратегии инновационной деятельности;
- разработка рекомендаций по эффективному внедрению стратегии инновационной деятельности.
Метод исследования: контент-аналитика по теоретическим аспектам и практикам совершенствования стратегии инновационной деятельности.
Глава 1. Теоретические основы совершенствования стратегии инновационной деятельности
1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности
Буквально каждый день из новостных источников можно узнать о новых технологиях, прорывных решения, инновациях и их развитии. Современный мир настолько стремительно меняется, что инновации уже не воспринимаются с должным чувством восхищения гениальности прогресса. Особенно это касается инновационных бизнес-моделей. Парадигма инноваций и инновационной деятельности не что иное как результат научно-технического прогресса включая, но не ограничиваясь информационно-технологическими инновациями. Здесь уместно сразу привести пример:
Развитие и совершенствования цифровых двойников позволило вывести как стратегическое, так и тактическое планирование и прогнозирования на совершенно новый уровень [8, с. 25]. Концептуально, цифровые двойники были порождением риск-менеджмента, но сейчас они могут быть интегрированы практически в любую информационную систему (ERP, CRM, WMS и т.п.).
Сдвиг парадигмы имеет очень интересный генезис [1, с.12]: с одной стороны, цикл планирования существенно сократился (если раньше говорили о стратегическом планирование перспективе 10-15 лет, то сейчас и 5 лет считают долгосрочным стратегическим планированием менеджменте), с другой стороны само планирование стало более глубоким более дифференцированным и, соответственно, более точным. Вот именно это точность планирование обеспечивают цифровые двойники. Получается, топ-менеджмент может ясно представить будущее в настоящем используя цифровые двойники, при том что точность такого планирования достаточно высока несмотря на череду экономических кризисов пандемии воины санкции, так как всё это можно внести в объекты аналитики риск-менеджмента просчитать и подготовиться к разным вариантам развития событий.
Так же это касается и активности конкурентов, появления новых конкурентов, - всё можно легко представить в режиме цифровой двойник с целью выбрать наиболее оптимальный путь развития в какой бы то ни было агрессивный внешней среде с учётом внутреннего потенциала компании, его развития [5, с. 163].
Да, будущее стало ближе, стратегическое планирование точнее, а тактика более контролируема риск-менеджментом. И здесь не только заслуга цифровых двойников, современных информационных систем управления, есть ещё одна система или системы, которые позволяют оперировать будущим в настоящем. Речь о транснациональных корпорациях, а именно, их логистике, системы финансовых транзакций.
Например, AMAZON, способный гарантировать выполнение планов работы на период 5-10 лет, несмотря ни на какие глобальные катаклизмы санкции, войны, пандемии, - ничто не нарушит планы транснациональных корпораций, так как их влияние слишком велико, и они способны управлять будущим, подключение к системам этих глобальных компаний является гарантией надежности планов локальных компаний [2, с. 97].
В прошлом году (2023 г.), в августе, на Техно-ПРОМ прошли мероприятия Президентской программы подготовки управленческих кадров на X форуме в честь 25 выпуска на тему Сдвиг парадигмы управления - будущее в настоящем.
Спикеры Техно-ПРОМ представили очень много новых направлений менеджмента, дали обоснование инновационным векторам развития, сформулировали ранее сложные для практики применения методологии менеджмента актуальные на сегодняшний день, но требующие дополнительного образования [4, с. 79]. Это интеграция маркетинга в менеджмент причём доминация оказывается в руках маркетинга за счёт принципа клиентоориентированности, это создание мета-вселенных, уход от процессного к проектному менеджменту и т.п. Если есть цель глубже изучить данную тему, то можно обратиться за информации на форум Техно-ПРОМ.
На форуме Техно-ПРОМ можно найти много мнений по обсуждаемым ими вопросам сдвига парадигмы о будущем в настоящем, так как на форуме есть много кейсов, практик, положительного и отрицательного опыта использования инновационных технологий.
Особое внимание стоит обратить на тенденции развития инновационных экосистем – их стратегии доказали свою успешность.
Такие монолайнеры, как МТС, Яндекс, Сбер могут стать примером объединения крайне дифференцированного спектра бизнес активности.
Важно разобраться в трендах 6-го технологического уклада, новой концепции с критические названием «наука как индустрия» и пр. Особого внимания заслуживают вектора трансформации отечественного энергетического комплекса в современных реалиях роста роли ИТ-специалистов в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта [7, с. 584]. Важны и знания о корпоративных венчурных фондах - основных драйверов развития инновационной экосистемы России. Понимание актуальности наукоемкой экономики в контексте современной технологической перспективы и прочее, и прочее. Это целый комплекс из разных направлений современного развития менеджмента. Соответственно, здесь важен обмен опытом на основе качественно выстроенных коммуникаций и вообще доминантой выступает интерпретация информации применительно к конкретным проблемам развития каждой компании в индивидуальном порядке (для кого-то проблема в логистике, а кому-то актуальны блокчейн транзакции и т.п.) – так и формируется перспектива «будущее в настоящем»:
Инсайдеры пробуют новые технологии, рискуют, по факту получения профита – продают свой опыт. Поэтому, как никогда, виден прогресс на фоне компаний, которые остановились на достигнутом, но в современных реалиях, отсутствие прогресса – это уже регресс и вот в такой среде парадигма неминуемо сдвигается на «будущее в настоящем», что приносит в итоге максимум положительного, помогает преодолеть кризисы, развивает как субъекты экономики, так и её резидентов.
1.2 Сущность и содержание понятия инновационная стратегия
Инновационную стратегия можно представить на примере развития инновационных цифровых финансовых технологий и факторов, формирующих их причины появления в логике причинно-следственной связи: представим современное видение влияния цифровых экосистем на процесс покупки/продажи. Объект исследования - оценка изменений с появлением разнообразных финансово-технических сервисов, например, рассрочка покупки, бесшовные платежи и переводы.
Ключевые игроки на рынке российского финтеха: Сбер, Яндекс Маркет, МТС, OZON, Tinkoff и др. Все перечисленные кампании активно развивают финансово-технологические сервисы.
Например: экосистема Сбер, включающая 48 направлений бизнеса от доставки еды до серверного обслуживания. Экосистема Яндекс тоже хороший пример: поисковик имеет более 50 бизнес-направлений, объединённых в единую экосистему финансово-технологическими сервисами. Сотовый оператор «МТС» вырос до монолайнера, объединившего под своим брендом десятки компаний (создал экосистему), за счёт активного использования финансово-технологических сервисов. Ретроспектива по данной тематике показала, что маркетплейсы уже давно успешно используют новые возможности финансово-технических сервисов, например, Wildberries еще в 2021 году заключил соглашение с брокерской компанией Direct Credit, а также с несколькими банками для внедрения нового сервиса. Теперь покупатели могут приобретать товары на маркетплейсе в рассрочку и кредит. В основу сервиса заложен искусственный интеллект. По информации компании, в кредит можно приобрести любой товар из 11 млн наименований. А беспроцентная рассрочка предусмотрена только для продукции из категории «Бытовая техника или электроника». В процессе развития сервиса и на перспективу маркетплейс собирается расширить предложение. Представители Wildberries подтверждают рост продаж бытовой техники с помощью заемных средств [2, с. 488].
В 2023 году Совет Федерации предложил Минцифры создать государственную платформу развития искусственного интеллекта – ИИ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов / А.А. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 259 с.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия = The New Corporate Strategy. — Питер, 2021. — 416 с.
3. Ансофф И. Стратегический менеджмент: Классическое издание: Пер. с англ. / И. Ансофф. – Классическое изд. – СПб: Питер, 2017. – 287 с.
4. Анцупов Ф.Я. Стратегическое управление: монография. - 4-е изд. И перераб. – Москва: Проспект, 2020. – 344 с.
5. Бережной, В.И. Прикладные научные исследования: экономика и инновационные технологии управления / В.И. Бережной, О.В. Бережная, Е.В. Бережная. - М.: Русайнс, 2021. - 832 c.
6. Василевская, И. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / И. В. Василевская. – 3-e изд. — Москва: РИОР, 2019. — 129 с.
7. Гершун, А. Технологии сбалансированного управления / А. Гершун, М. Горский. - М.: Олимп-Бизнес, 2022. - 416 c.
8. Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва: ИНФРА-М, 2019. — 311 с.
9. Задачи и функции стратегического менеджмента в современных условиях. Никифоров С.Д., Романович В.К. Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 1-2 (107). С. 96-99.
10. Инновационные тренды в международном бизнесе и устойчивом менеджменте. Материалы III Международной научно-практической конференции / Ростов-на-Дону, 2024.
11. Использование искусственного интеллекта в сфере финансовых технологий. Шушанян Н.С., Туний Е.А. В сборнике: Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2023. С. 487-489.
12. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Портер М.Е., - 6-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 453 с
13. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. а англ. Н.И. Алмазовой. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2017. – 336 с.
14. Мурашова, А. П. Инновационный подход в управлении предприятием / А. П. Мурашова // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 567-577.
15. Никулин Л.Ф., Масленников В.В., Бусалов Д.Ю. Методология: иерархия и сети в менеджменте. Уч. пос. Прима-пресс Экспо, 2018. - 412 с.
16. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. – 288 с.
17. Погодина, Т. В. Инновационный менеджмент: учебник / Т.В. Погодина, Т.Г. Попадюк, Н.Л. Удальцова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 343 с.
18. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов / [Е.И. Всяких и др.] - Москва: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2019. – 320 c.
19. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.Н. Родионова. - 3-е изд., испр. и перераб. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 106 с.
20. Славнецкова, Л. В. Основы инновационного менеджмента: Учебное пособие / Л. В. Славнецкова. – Саратов: амирит, 2020. – 161 с.
21. Современные тенденции и тренды управления компанией в условиях новой реальности. Никитин С.А., Феськова А.Н. В сборнике: Менеджмент новой реальности: концепция 5.0. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. Орел, 2024. С. 301-307.
22. Современный стратегический анализ: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
23. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 576 с.
24. Стратегический менеджмент: учебник / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 290 с.
25. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева; Под ред. проф. Н.А. Казаковой. - М.: НИЦ Инфра-М, 2018. - 320 с.
26. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж., - 2-е изд. - М.: Альпина Пабл., 2016. -365 с.
27. Томпсон-мл. А. А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа: Учебное пособие / А. А. Томпсон-мл, А. Дж. Стрикленд III. – 12-е изд. – М.: Вильямс, 2016. – 315 с.
28. Управление результативностью: как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами Учебное пособие / Кокинз Г., Тимофеев П.В., - 2-е изд. - М.: Альп. Бизнес Букс, 2016. - 318 с.
29. Цифровые экосистемы как инструмент управления потребительским поведением. Богданова О.С., Голова А.Г. Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2021. № 2. С. 19-33.
30. Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М.А. Чернышев и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2019. -506 с.
31. Черняков, М. К. Управление инновационной деятельностью / М. К. Черняков, К. Ч. Акберов, Е. Н. Сарычева; под редакцией М.К. Чернякова. – Курск: Закрытое акционерное общество «Универ, 2020. – 104 с.
32. Эволюция системного менеджмента. Цветков Д.В. В сборнике: Экономика и менеджмент: современные вызовы, тенденции и перспективы. Сборник статей. Москва, 2024. С. 23-28.