Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Необходимым условием модернизации любой образовательной системы является повышение профессионального уровня работников и формирование у них соответствующих профессиональных и личностных качеств. Такого рода проблемы и задачи решает профессиональная педагогика.
Под профессиональной педагогикой понимают область науки о подготовке субъекта к профессиональной деятельности. Профессиональная педагогика рассматривает закономерности профессионального образования и профессионального воспитания, разрабатывает соответствующие педагогические и информационные технологии, анализирует типы и виды профессиональных учебных заведений и систему их управления, обобщает знания о педагогических теориях, системах и способах проектирования инновационных профессиональных образовательных систем.
Современные парадигмы педагогического мышления позволяют говорить о разнообразии инновационных процессов в профессиональной образовательной среде, в том числе, с учётом поликультурного образовательного пространства. Не секрет, что успех профессиональной деятельности любого субъекта в первую очередь определяется его квалификацией и профессиональной компетентностью. Любая профессия или специальность в системе профессионального образования регламентирована нормативно-правовыми документами. Прежде всего речь идёт о профессиональных стандартах специалистов и ФГОС системы профессионального образования. Именно они влияют на профессиональную компетентность специалиста.
Современные стандарты образования и профессиональные стандарты представлены в категориях и терминах компетентностного подхода. Ключевыми понятиями в данной области являются профессиональная педагогика, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, профессиональные знания и умения, практический опыт и др.
Объект исследования: образовательный процесс в системе профессиональной подготовки кадров.
Предмет исследования: средства, способы и технологии в профессиональной педагогике
Цель работы: рассмотреть и изучить понятие, объект, предмет, задачи, функции профессиональной педагогики.
Задачи:
1. Провести анализ понятий профессиональная педагогика, профессиональная компетентность специалиста.
2. Рассмотреть объект, предмет и задачи профессиональной педагогики.
3. Описать средства и способы формирования профессиональной компетентности специалиста.
4. Описать функции профессиональной педагогики и их связь с профессиональной компетентностью специалиста.
5. Описать организационные условия формирования профессиональной компетентности специалиста в условиях профессионального стандарта.
6. Предложить методические рекомендации по формированию профессиональной компетентности специалиста.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования рассмотренных материалов специалистами в области профессионального образования и студентами вузов, колледжей и техникумов. Рассмотренные подходы и выводы могут быть полезны всем тем, кто изучает методологические основы инновационной профессиональной педагогики и актуальные педагогические технологии.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Анализ понятий профессиональная педагогика,
профессиональная компетентность специалиста
Суть любого современного образовательного процесса полностью регламентируют образовательные и профессиональные стандарты. В современной образовательной среде и на каждом образовательном уровне, начиная с дошкольного образования действуют соответствующие ФГОС, которые полностью регламентируют содержание обучения в рассматриваемой области. Глубоко все эти процессы изучает профессиональная педагогика. [14].
Под профессиональной педагогикой понимают отрасль научных знаний, которые позволяют решать определённые задачи в области профессионального образования, в частности:
-разработка теоретических и методологических основ профессионального образования;
-разработка методики в области профессиональной педагогики и методику проведения соответствующих исследований;
-изучение истории развития профессионального образования;
-выявление закономерностей в образовательной среде на всех уровнях;
- анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования;
- разработка профессиональных и образовательных стандартов и соответствующего дидактического и методического сопровождения;
-разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий.
Все эти процессы направлены на формирование профессиональной компетентности специалиста на любом уровне в целостной системе профессионального образования.
Деятельность кадров регламентируется профессиональным стандартом. Как ФГОС, так и профессиональный стандарт (ПС) предъявляют соответствующие требования к организации любой образовательной среды, в том числе, профессиональной. Эти подходы не должны противоречить содержанию современных парадигм педагогического мышления.
Компетентный специалист должен владеть всеми требованиями, которые регламентирует ФГОС на этапе обучения, и в дальнейшем необходимо освоение всех знаний, умений и опыта, которые представлены в профессиональном стандарте специалиста. Речь также идёт об освоении соответствующего практического опыта и всеми необходимыми средствами профессиональной коммуникации.
Любая профессиональная компетенция, или практический опыт подразумевают сформированность необходимых профессиональных ЗУН. Все они имеют множество самых разнообразных аспектов, и соответствующую глубину, от которой зависит профессиональная компетенция специалиста и его карьерной лестницы [20].
Каждая отрасль экономики нуждается в квалифицированных специалистах. Профессиональная педагогика позволяет вести подготовку профессионалов того, или иного профиля. При этом, в процессе обучения в системе профессионального образования не должно быть никакого расхождения между научным подходом и профессиональной практикой.
Для подготовки квалифицированного специалиста необходимо научить его не просто профессиональным знаниям и соответствующим умениям и навыком. Согласно требованиям ФГОС, к примеру, СПО, специалист должен владеть профессиональными и общими компетенциями. Сформированные профессиональные компетенции позволяют говорить о готовности и способности субъекта к выполнению того, или иного профессионального функционала. Сформированные общие компетенции позволяют демонстрировать свои личностно значимые и профессиональные качества,
Главным аспектом профессиональной компетенции специалиста, помимо наличия профессиональных знаний, умений и навыков является его коммуникативная компетенция. Это личностное качество специалиста, которое способно обеспечить успешное выполнение всех этапов выполняемых видов работы. К этим качествам можно отнести формирование информационной базы, понимание этапов профессиональной деятельности, объективную оценку всех выполненных собственных действий и др.
Человек – субъект социальный и постоянно стремится взаимодействовать с окружающими людьми. Овладение навыками конструктивного общения и взаимодействия становится одной из главных компетенций любого специалиста. Человек может непрерывно продвигаться по карьерной лестнице, но от наличия коммуникативной компетенции всегда будет зависеть успешность выполнения его профессиональных действий.
Предназначение инновационных процессов заключается в развитии любой образовательной организации как педагогической системы. Это необходимо для достижения заданных результатов. Одним из направлений политики государства в области профессионального образования, является стремление к увеличению качества подготовки квалифицированных профессионалов разных областей [3].
Многие учёные и исследователи занимались разработкой теории и методологии профессиональной педагогики. Это И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и др. Профессиональная компетентность субъекта – это его способность и готовность выполнения профессиональных должностных обязанностей на заданном квалификационном уровне, подтверждённым соответствующим документом. Требования профстандарта и должностная инструкция специалиста определяют такого рода требования к выполнению каждого из видов профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт определяет профессиональную компетентность специалиста в целом, регламентируя при этом соответствующие профессиональные знания, профессиональные умения и практический опыт. Перечень заявленных групп компетенций в соответствующем ФГОС, к примеру, общих и профессиональных компетенций определяют состав его целостной профессиональной компетентности.
В процессе профессиональной подготовки или профессионального образования будущий специалист осваивает свою будущую профессиональную деятельность через соответствующую теорию или практику, решая при этом множество профессиональных проблем и задач. Все эти процессы могут осуществиться лишь благодаря профессиональной педагогики, которой владеют педагогические кадры системы профессионального образования
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов, Н.В. Стресс-факторы в социокультурном пространстве современного мегаполиса / Н.В. Анисимов. - Молодой ученый. — 2018. — N 11. — С. 1840-1842.
2. Воробьева, М.А. Формирование системы мотивации педагогических работников / М.А. Воробьева. //Педагогическое образование в России. - 2016. – N 2. - С. 57-61.
3. Вертий, И.А. Мотивация как фактор развития профессионализма педагогов /И.А. Вертий - текст: непосредственный // Кафедра государственного управления и таможенного дела. - Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко https://scientifictext.ru/images/PDF/2018/DNO-7-29/motivatsiya2.pdf (дата обращения 03.12.2024).
4. Виноградова, Г.А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога / Г.А. Виноградова. //Вестник Самарского государственного университета. - 2015. – N 4. - С. 197.
5. Головина, Г.В. Культура досуга как условие адекватного
развития личности / Г.В. Головина. [Электронный ресурс]. URL:
http://analiculturolog.ru (дата обращения 03.12.2024).
6. Галеева, Н.Л. Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы /Н. Л. Галеева. - Методист. - 2015. – N 3. - С. 2-12.
7. Гурова, И.М. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности / И. М. Гурова. О.В. Гурова Н Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. – N 18. - С. 106-119.
8. Зубов, Н.К. Как руководить педагогами: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Н.К Зубов. – М.: АРКТИ, 2019. – 144 с.
9. Ильенко, Л.П. Новые модели службы в общеобразовательных учреждениях / Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2011. – 64 с.
10. Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования / В.А Кальней, С.Е Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
11. Кулагин, В.П. Механизмы формирования мотивации персонала с целью повышения эффективности управления инвестиционными ресурсами компании / В.П. Кулагин - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. – с. 4159-4174.
12. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2012. – 136 с.
13. Куриленко, Л.В. Развивающаяся школа – школа инновационная / Л.В. Куриленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2018. – 166 с.
14. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2008 – 328 с.
15. Магасумова, Г.Ф. Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) / Г.Ф. Магасумова, А.В. Коптелов. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. – N 2. - C.5-11.
16. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. –N 1. - С. 60-61.
17. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2011. - 366 с.
18. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке: учебное пособие / В.И. Маслов. - М.: Эксмо, 2008. - 365 с.
19. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н Меньшикова. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 128 с.
20. Морозова, Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений / Т.В. Морозова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
21. Монахов, В.М. Проблемы стандартизации и инструментализации современной профессиональной деятельности / В.М. Монахов. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - N1. - С. 40-53.
22. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой. Диагностика школьников старших и средних классов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psycabi.net/testy/457- metodika-opredeleniya-dominiruyushchej-lichnostnoj-napravlennosti-podrostka-i-d-egorychevoj-diagnostika-shkolnikov-starshikh-i-srednikh-klassov/ (дата обращения 03.12.2024).
23. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям профстандарта / М.П. Нечаев. // Воспитание школьников. - 2015. -No3. - С. 22 - 27.
23. Сушко, А. В. Оценка ценностей – один из инструментов управления мотивацией персонала / А.В. Сушко - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 7. – с. 82-89.
24. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учеб. для
бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 478 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394020117.html (дата обращения 03.12.2024).
25. Яковлев Е.В. Педагогическая система с позиции системного подхода / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева //Актуальные проблемы управления качеством образования. No6 – Челябинск, 2001. – 136 с.
26. Ямбург, Е.А Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.