Фрагмент для ознакомления
2
Конец XIX – начало XX века – сложная, со всех точек зрения, эпоха в российской истории, когда все больше нарастал конфликт между народом и императорской властью, откровенно высказывалось недовольство существующим социально-политическим порядком, что, в конечном итоге, вылилось в формирование революционных движений, которые начали активную деятельность в контексте ослабления России после Первой мировой войны .
В этот период в истории России зафиксировано множество различных событий, которые оказали существенное влияние на развитие социально-политической и культурной мысли и оставили след на многие века, поскольку такого разнообразия политических, социальных и культурных течений России до этого момента не знала .
Если во все время существования Российской империи каждый исторический период, время правления конкретного императора, в основном, характеризовались одним культурным течением и художественным стилем, то на рубеже XIX–XX столетий ситуация коренным образом изменилась .
Серьезное влияние европейской культуры на российскую действительность стало причиной формирования такого культурного явления как авангард, вбирающего в себя множество направлений, стилей и художественных манер, которые распространились на все виды искусства этого исторического периода .
Так, русская интеллигенция и те, кто пытался причислить себя к ней, находили не только новые пути для самовыражения, но и участвовали в хитром плане европейцев по развалу Российской империи, поскольку любая разрозненность, которая начинается с культуры, а затем переходит в социальную и политическую сферу, приводит к ослабеванию власти и государственного аппарата, а, значит, может быть прекрасным инструментом для разрушения существующей политической системы .
Ослабление Российской империи после Первой мировой войны, множество погибших воинов, семьи, которые потеряли своих близких, – все это стало причиной резкого недовольства императорской властью и началом конца сложившегося российского общества и крахом авторитета императора. Это и послужило причиной формирования кружков, группировок, обществ, которые зачастую под предлогом общения на тему искусства, продвигали свои революционные идеи .
Кроме того, искусство авангардного характера также выступало отличным инструментом пропаганды революционных идей среди народных масс, поскольку искусство – это самое массовое явление, способное затронуть практически все слои общества.
В таком историко-культурном контексте и возник декаданс – художественное направление, в основе которого лежат упаднические настроения, поскольку само слово в переводе с французского языка означает «упадок» .
При этом история термина «декаданс» оказывается очень давней. Еще в Древнем Риме этим термином называли государство, которое переживает упадок. В начале XIX века данный термин имел пренебрежительный характер и означал тех художников и писателей романтического направления, которых общественность считала неудачниками (например, Виктор Гюго) .
Однако конкретизация термина «декаданс» произошла в конце XIX столетия, во Франции, известным уже на то время философом и поэтом Шарлем Бодлером, который и был впоследствии признан родоначальником данного художественного направления и его идеологом.
Основные темы творчества, которое было реализовано в Европе и России в контексте художественного направления «декаданс», – это смерть, тоска, печаль, депрессия, безысходность. Каждый творец декаданса одинок и субъективно видит все, что происходит вокруг. В моде стала индивидуализация образом и представлений о жизни, поэт или художник старался использовать максимальное количество образных средств для того, чтобы показать, насколько страшен этот мир и как тяжело человеку в нем жить, не имея возможности найти какой-то выход .
Поэтическими продолжателями идей Шарля Бодлера во Франции стали Артур Рембо и Поль Верлен. Кроме того, к декадансу как единственно близкому для себя художественному направлению обращались в своем творчестве художники, известные во всем мире, в частности, Арнольд Беклин, Гюстав Моро и Густав Климт.
В русской культуре декаданс представлен, в основном, поэтами и художниками Серебряного века, в частности, основоположниками русского декаданса в поэзии были Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт и Федор Сологуб и др. В русском изобразительном искусстве конца XIX – начала XX столетия декаданс проявлял свои черты в работах таких художников как Михаил Врубель и Лев Бакст .
На рисунке 1.1 представлены основные функции в русском искусстве, которые брал на себя декаданс как художественное направление .
Рисунок 1.1. – Основные функции декаданса в русском искусстве
Надо отметить, неоднозначность исследовательского подхода, который выявлен в ходе анализа научной литературы, посвященной русскому варианту декаданса.
Одни исследователи считают, что декаданс невозможно выделить в самостоятельное направление, поскольку он находится на стыке других художественных течений и, в частности, может восприниматься лишь как определенная стадия развития культуры символизма. Одним из таких знатоков декаданса был, например, Андрей Белый .
Другие ученые и современники, наоборот, полагали, что русский декаданс, хоть и можно отнести по общим признакам к авангардистской художественной группе, но он абсолютно самостоятелен и составляет серьезную конкуренцию импрессионизму и символизму. Например, Константин Бальмонт находил в этих трех художественных течениях схожие черты, но считал, что они могут пересекаться только в определенных социально-культурных условиях, а, в случае их изменения, снова становятся отдельными художественными категориями, имеющими право на собственную идеологию и образные средства выражения .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования от 17 мая 2012 года (в действ. ред. от 29 декабря 2014 года) // Федеральные государственные стандарты. – 2024. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/?ysclid=m4djo2u6b6272624550 (дата обращения: 05.12.2024).
2. Атапина, О.Л. Формирование метапредметных знаний и умений на уроках мировой художественной культуры / О.Л. Атапина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2020/08/31/formirovanie-metapredmetnyh-znaniy-i (дата обращения: 04.12.2024).
3. Афанасьева, Е.Ю. Подходы к историко-культурной идентификации рубежного времени XIX–XX веков в России / Е.Ю. Афанасьева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-istoriko-kulturnoy-identifikatsii-rubezhnogo-vremeni-xix-xx-vekov-v-rossii?ysclid=m4dfzk9dxy435916792 (дата обращения: 05.12.2024).
4. Вознесенская, А.П. Особенности ценностной парадигмы субкультуры русской интеллигенции второй половины XIX – начала XX веков / А.П. Вознесенская // Молодой ученый. – 2012. – № 10 (45). – С. 413–420.
5. Галудзина, В. Начало путешествия: понятие декаданса и его отличительные черты / В. Галудзина // ИКСТАТИ. – 2023. – URL: https://spb.hse.ru/ixtati/news/881643899.html?ysclid=m4dfr1eyvb440167883 (дата обращения: 05.12.2024).
6. Гальцова, Е.Д. Институционализация «декаданса» во Франции в 1885–1886 годы: к вопросу о формировании терминологии литературного процесса на рубеже XIX–XX веков / Е.Д. Гальцова / Stephanos. – 2024. – № 4. – URL: https://stephanos.ru/izd/2017/2017-24-3.pdf (дата обращения: 05.12.2024).
7. История. Базовый уровень (для 10–11 классов образовательных организаций) Федеральная рабочая программа среднего общего образования // Федеральное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования». Официальный сайт. – 2023. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/29_ФРП_История_10-11-классы_база.pdf (дата обращения: 04.12.2024).
8. Лущикова, К.С. Научные подходы к интерпретации понятия «Метапредметность в образовании» / К.С. Лущикова // Magister Dixit. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-interpretatsii-ponyatiya-metapredmetnost-v-obrazovanii?ysclid=m4doit6bfp52879490 (дата обращения: 04.12.2024).
9. Марченко, Ю.Г. Русская культура в XX веке: трансформация системообразующих оснований. Дисс. на соиск. уч. ст. д. культ. / Ю.Г. Марченко. – Новосибирск, 2009. – 409 с.
10. Зенкин, С.Н. «Декаданс» в идейном контексте современности / С.Н. Зенкин // Неприкосновенный запас. – 2014. – № 6. – URL: https://magazines.gorky.media/nz/2014/6/dekadans-v-idejnom-kontekste-sovremennosti.html (дата обращения: 05.12.2024).
11. История и основные идеи декаданса как направления культуры и искусства // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2012. – URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012000379">https://scienceforum.ru/2012/article/2012000379 (дата обращения: 04.12.2024).
12. Литература. Базовый уровень (для 10–11 классов образовательных организаций) Федеральная рабочая программа среднего общего образования // Федеральное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования». Официальный сайт. – 2023. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_ФРП-Литература-10-11-классы.pdf (дата обращения: 04.12.2024).
13. Козьменко, О.П. Основные направления в развитии русской культуры XIX – начала XX века / О.П. Козьменко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-v-razvitii-russkoy-kultury-xix-nachala-xx-v?ysclid=m4dg7me0x222371189 (дата обращения: 05.12.2024).
14. Петровская, Н. Жизнь в пространстве декаданса / Н. Петровская // Studia Slavica Hung. – 2002. – № 47/1-2. – С. 133–145.
15. Покидченко, И.М. Феномен декаданса в европейской культуре второй половины XIX – начала XX века. Дисс. на соиск. уч. ст. к. культур. / И.М. Покидченко. – М.: Государственный институт искусствознания, 2019. – 254 с.
16. Савельев, К.Н. Новые подходы в осмыслении понятия «декаденс» / К.Н. Савельев // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-v-osmyslenii-ponyatiya-dekadans?ysclid=m4dfax3smn628976167 (дата обращения: 05.12.2024).
17. Станкевич, О.В. и др. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС / О.В. Станкевич и др. // Молодой ученый. – 2017. – № 50 (184). – С. 271–274.
18. Филиппова, Е.Г. Россия рубежа XIX–XX веков. Историко-культурная ситуация / Е.Г. Филиппова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2017. – URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/04/03/rossiya-rubezha-xix-xx-vekov-istoriko-kulturnaya-situatsiya (дата обращения: 05.12.2024).
19. Холодилова, Е.В. Актуальность школьной дисциплины «Мировая художественная культура» в современной парадигме образования / Е.В. Холодилова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-shkolnoy-distsipliny-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-v-sovremennoy-paradigme-obrazovaniya?ysclid=m4dogfzpoi412652617 (дата обращения: 04.12.2024).
20. Янин, И.Т. Культура России на рубеже XIX–XX веков и в 90-е годы ХХ века: историко-сравнительный анализ. Дисс. на соиск. уч. ст. д. ист. н. / И.Т. Янин. – М., 1999. – 366 с.
21. Gautier, T. Charles Baudelaire / Т. Gautier // Baudelaire, C. Les Fleurs du Mal / С. Baudelaire. – Paris: Calmann-Lévy, 1868. – P. 16−17.
22. Morley, N. Decadence as a Theory of History / N. Morley // New Literary History. – 2004. – Vol. 35. No 4. – P. 573−585.