Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В наш век научно-технических революций, стремительного развития информационных технологий трудно представить себе жизнь без компьютеров, интернета, телефона и других электронных устройств. Следствием научно-технической революции стало создание новой социокультурной среды. Таким образом, по мнению В.А. Плешакова, сегодня человек осуществляет свою жизнедеятельность параллельно в двух социализирующих средах: в привычной материальной реальности и в новой информационной реальности киберпространства.
Несомненно, появление компьютеров и Интернета произвело глубокие изменения во всех сферах жизни современного человека, произошли изменения в экзистенциальных, духовных, идеологических, социологических и экономических приоритетах. Согласно опросу Левада-центра, за последние два года количество пользователей Интернета увеличилось с 73% до 81% граждан, большинство из которых - дети, подростки и молодежь. Общая компьютеризация объясняется социально-техногенными факторами, простотой доступности и удобством использования технических новинок, которые позволяют легко покупать, не выходя из дома, и, что особенно важно, в условиях нынешней урбанизации экономить огромное количество времени на проведение профессиональной или образовательной деятельности, огромное количество информации, которая может быть использована для создания новых технологий. Конечно, можно долго перечислять все преимущества компьютеризации, но при этом не следует забывать и о негативных последствиях использования информационных технологий, в частности о возникновении игровой компьютерной зависимости у подрастающего поколения.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия влияния компьютерных игр на возникновение зависимостей у подростков.
Объектом исследования является процесс влияния компьютерных игр на возникновение зависимостей у подростков.
Предметом исследования являются основы и принципы влияния компьютерных игр на возникновение зависимостей у подростков.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для предотвращения влияния компьютерных игр на возникновение зависимостей у подростков.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть аддиктивное поведение как психологическую проблему в подростковом возрасте;
- изучить причины формирования зависимостей у подростков, их виды и методы их лечения и профилактика;
- детально проанализировать компьютерную игровую зависимость детей как педагогическую проблему;
- провести исследование психологических факторов формирования игровой компьютерной зависимости в подростковом возрасте;
- разработать рекомендации родителям по профилактике игровой и компьютерной зависимости.
Гипотеза исследования: психологические особенности и личностные черты подростков, имеющих патологическую склонность к компьютерным играм, существенно отличаются от таковых у подростков, не проявляющих такой склонности.
База исследования: Исследование проводилось среди 146 учащихся 5–6 классов общеобразовательных средних школ г. ______________, из них – 76 мальчиков и 71 девочка в возрасте от 10 до 12 лет (нужно указать Ваш город).
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
1.1 Аддиктивное поведение как психологическая проблема
в подростковом возрасте
В реальной жизни объекты зависимости, такие как психоактивные вещества, алкоголь, курение, еда, игры и религиозные культы, встречаются очень частно. Выбор человеком того или иного объекта зависимости определяется его специфическим воздействием на организм человека. Как правило, люди различаются по своей индивидуальной предрасположенности к определенным объектам зависимости. Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или перетекать друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, человек, зависимый от сурфактантов, пытается достичь ремиссии, употребляя табак или алкоголь.
Выделяются следующие типы аддиктивного поведения:
1. Химические зависимости: зависимость от поверхностно–активных веществ - алкоголя, наркотиков, токсичных веществ, курения. Внимание фиксируется на одном или нескольких химических веществах, которые изменяют психическое состояние. В этом случае жизнь несовершеннолетнего, находящегося на иждивении, разрушается гораздо быстрее, и к этому разрушению причастны близкие ему люди.
2. Нехимическая зависимость: переедание, голодание, собирательство, сексуальная зависимость, азартные игры, трудоголизм, компьютерные игры и Интернет, фанатское движение в музыке, просмотр мыльных опер, созависимость. Внимание подростка постоянно приковано к определенным объектам или занятиям и приобретает такой масштаб, который контролирует его жизнь, делает несовершеннолетнего беспомощным и лишает его воли к противодействию зависимости. Эти предметы или занятия постепенно вытесняют из жизни подростка нормальный контакт с людьми.
Основным мотивом лиц, склонных к аддиктивному поведению, является активное изменение их неудовлетворительного психического состояния, которое они чаще всего считают "серым", "скучным", "однообразным", "апатичным". В действительности такой несовершеннолетний не может найти сферы деятельности, которые могли бы надолго привлечь его внимание, доставить ему удовольствие или вызвать другую выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь не кажется ему интересной из-за своей обыденности и однообразия.
Зависимость имеет тенденцию убегать от реальности в форме своего рода "побега", когда вместо гармоничного взаимодействия со всеми аспектами деятельности происходит активация в одном направлении. Подросток ориентирован на узконаправленную сферу деятельности.
Согласно концепции Н. Песешкяна (немецкого невролога, психиатра и психотерапевта), существует четыре типа "бегства" от реальности:
1. "Личная гигиена" - происходит переориентация занятий, направленных на ваше собственное физическое или умственное совершенствование. В то же время увлечение оздоровительными мероприятиями, сексуальными взаимодействиями, собственной внешностью, качеством отдыха и возможностями релаксации становится гиперкомпенсирующим.
2. "Бегство в работу (учебу)" характеризуется дисгармоничной зацикленностью на школьных делах, которым подросток уделяет слишком много времени по сравнению с другими видами деятельности, и становится трудоголиком.
3. "Бегство от контактов или одиночество", когда общение становится либо единственным желательным способом удовлетворения потребностей, заменяя все остальные, либо сокращая количество контактов до минимума.
4. "Полет в фантазию" - интерес к псевдофилософским изысканиям, религиозный фанатизм, жизнь в мире иллюзий и фантазий.
Зависимая личность не переносит трудностей повседневной жизни, критикует окружающих, проявляет неумение жить, что формирует у этого несовершеннолетнего скрытый "комплекс неполноценности". Это становится гиперкомпенсаторной реакцией. От низкой самооценки, привитой другими, индивиды сразу переходят к завышенной. Возникает чувство превосходства над другими, которое выполняет защитную психологическую функцию.
Подросток с аддиктивным поведением приспосабливается к нормам общества и формально учится использовать социальные роли. Когда он устанавливает контакты, он использует манипулятивные техники и испытывает поверхностную эмоциональную связь. Он обманывает других и обвиняет их в собственных ошибках и недостатках.
Многие несовершеннолетние в этот период развития имеют акцентуации характера - определенное обострение индивидуальных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизм и наркомания).
Особенности подросткового возраста, составляющие группу факторов риска формирования аддиктивного поведения: 1. повышенный эгоцентризм; 2. стремление к сопротивлению, упрямству, протесту и борьбе с учебными заведениями; 3. амбивалентность и парадоксальность характера; 4. стремление к неизведанному, рискованному; 5. стремление к независимости и отделению от семьи; 6. незрелость моральных убеждений; 7. болезненная реакция на изменения и события подросткового возраста, неспособность принять свою развивающуюся сексуальность; 8. склонность преувеличивать степень сложности проблем;
Фрагмент для ознакомления
3
Бажин П. Шокирующая статистика Facebook / П. Бажин // Журнал Игромания. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromania.ru /news/132775/SHokiruyushaya_statistika_Facebook. htm
Безмалый В.Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернете / В.Ф. Безмалый [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book331. pdf
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: МОДЭК, 2003. – 111 с.
Дроздикова А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика / А.Р. Дроздикова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова. - Казань: Отечество, 2012. - 280 с.
Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: автореф… канд. пед. наук / В.Н. Друзин. - Ярославль: ГОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. - 23 с.
Евдокимова И.А. Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения / И.А. Евдокимова // Молодой ученый. - 2014. - № 4.
Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2003. - 271 с.
Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема: Проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном пространстве / А.А. Журин // Педагогика. - 2001. - № 4.
Змановская Е.В. Девиантология. - М.: Академия, 2008. – 288с.
Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М.С. Иванов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.medicinform.net/comp/ comp_psych17. htm
Иванова О.А. Азартные игры как угроза общественной нравственности / О.А. Иванова // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С.299-302.
Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий / Н.В. Корытникова // Журнал Социос. - 2010. - № 2. - С.70-79.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2019. – 940с.
Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф… канд. мед. наук / В.А. Лоскутова. - Новосибирск: НГМА, 2004. - 17 с.
Максс В.А. Компьютерная зависимость у подростков / В.А. Максс // Молодой ученый. - 2014. - №7.
Малкова Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медицинская психология в России. - 2012. - № 4 (15).
Марьина О.В. Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций / О.В. Марьина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011.
Медведева И.С. Проблема игромании в молодежной среде / И.С. Медведева, И.А. Чащин // Вестник СГТУ. - 2006.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: Городец, 2016. – 392с.
Методические рекомендации по профилактике игровой, компьютерной и интернет-зависимости / Под ред. И.В. Петровой Е.В. Мериновой. - Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК "Ладо", 2012. - 61 с.
Мунтян П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр / П. Мунтян [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedsovet. perm.ru/_pdocs/367. doc
Питерцева М. Ставка - или жизнь / М. Питерцева // Журнал практических советов. - 2008. - № 5. - С.16.
Прокурова С.В. Компьютерная и игровая зависимость и профилактическая деятельность по её преодолению. Современные проблемы науки и образования. 2015. - 283 с.
Решетникова О. Зависимость от компьютера. Школьный психолог. 2006. - 173 с.
Романова И.Н. Проблемы и перспективы развития азартных игр в России в специализированных игорных зонах / И.Н. Романова // Юрист. - 2008. - № 10.
Сидорова С.Н. Особенности влияния компьютерных игр на личность / С.Н. Сидорова, В.С. Ельчанинов, Н.К. Габдулхакова // Молодой ученый. - 2014. - №7.
Сочивко Д.В. Игровая зависимость личности: подходы к изучению и организации социально-психологической помощи / Д.В. Сочивко, Г.В. Щербаков, А В. Молоствов // Прикладная юридическая психология. - 2011. - № 1.
Тасаков С.В. Общественная нравственность и ее роль в преодолении кризиса / С.В. Тасаков // Российская юстиция. - 2009. - № 5.
Федоров А.Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков / А.Ф. Федоров, И.А. Власова // Молодой ученый. - 2013. - №5.
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт, 2019. – 458с.
Шепель Ю. Азартные игры как инструмент разрушения общества / Ю. Шепель // Власть. - 2007. - № 7.
Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.