Фрагмент для ознакомления
2
Под организационно-педагогическими условиями понимают совокупность внешних и внутренних обстоятельств при реализации функций управления областью образовательной деятельности. Эти условия обеспечивают сохранность целостности и полноты образовательного процесса, его целенаправленность, целесообразность и эффективность [9]. Учителя начальной школы организуют учебную деятельность младших школьников таким образом, чтобы иметь возможность оценить все результаты учебной деятельности, личностные, предметные и метапредметные.
Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы один вид деятельности учеников сменяется другим. Данный подход способствует вовлечению всех учеников в образовательный процесс. Задания, и задачи, подобранные учителем, должны быть направлены на выявление противоречий и проблем, а также, пути решения проблем с учетом концепции изучаемого предмета. Для этого учителя практики в своей педагогической деятельности используют инновационные педагогические технологии, проектные, игровые, исследовательские, активизирующие методики и др.
Рассмотрим это на практике в начальной школе на уроках математики. Чтобы нормально воспринимать окружающую деятельность необходимо овладение определенным объемом математических знаний и умений. Для этого необходимо знать и понимать, что такое математическое понятие, как оно возникло и др. [15].
Под математическим мышлением понимают развитие пространственных представлений субъекта, наличие хорошего образного мышления и владение изобразительно-графическими умениями. При этом человек также владеет приемами конструктивной деятельности. Всё это в совокупности вызовет интерес к изучению как математики, в целом, так и к геометрии, в частности.
Механически заучиваемые и воспроизводимые определения и теоремы превращаются в осмысленные и экспериментально проверенные понятия. В дальнейшем школьники умело составляют собственные суждения об их истинности. У многих из них развивается стремление к красивому и ясному изложению своих мыслей. Дети очень ценят результаты своих исследований, и у них возникает чувство авторства.
Учителю необходимо создать соответствующие условия для того, чтобы действия учеников активизировались. Для этого необходимо деятельность учеников направлять и контролировать. Лишь в этом случае можно будет говорить про успешную реализацию учебно-воспитательного процесса. Перед обучением математике, как и при обучении, любому другому предмету поставлен комплекс взаимосвязанных целей. Это триединая образовательная цель, которая подразумевает обучение, воспитание и развитие школьника [26].
Устный счёт, к примеру, в начальной школе не бывает случайным этапом урока. Устный счёт всегда находится в методической связи с основной темой урока и должен носить проблемный характер.
Устный счёт позволяет переключить ученика с одного вида деятельности на другой. В устный счёт могут быть включены задания на повторение и обобщение пройденного материала. Несомненно, что устный счёт детей активизирует их познавательную деятельность. При этом у детей развивается память, интеллект, внимание, речь, быстрота реакции и др.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики желательно отводить от 5 до 10 минут урока для устных вычислений. У детей развиваются вычислительные навыки, развивается математическая культура. Вариант устного счёта может выглядеть следующим образом:
-назовите сумму и разность чисел 7 и 3;
-расскажите всё, что вы знаете о числе 7;
-посчитайте двойками, начиная с 2;
-какие из чисел можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых: 2, 5, 4, 6 и др.
В начальной школе педагоги часто в своей работе используют игровые технологии и методики. Можно, к примеру, на доске написать два столбика примеров, и кто из учеников быстрее эти примеры решит, тот и выиграл. Вариантов игр и игровых элементов в этом вопросе существует много. Для активизации познавательной деятельности детей педагог может использовать элементы историзма и др. [10].
Это вполне возможно сделать в рамках обычного урока, заинтересовав школьника какими - либо историческими событиями, которые так или иначе с математикой связаны. При этом необходимо целенаправленно развивать устойчивый интерес к математике в целом.
При освоении математического содержания ученик чаще всего испытывает удовлетворение от решённой им задачи. Часто также удовлетворение возникает тогда, когда школьнику удаётся понять, как именно математика может быть связана с любыми иными образовательными областями.
При освоении математики ученик, прежде всего, овладевает определённого рода практической деятельностью. При этом рассматриваются различные объекты, с которыми он часто сталкивается в реальной жизни. Чтобы стимулировать школьника к проведению несложных рассуждений и поиску закономерностей, начинать новую учебную тему необходимо с более лёгкого материала.
Язык математики – это такой же язык, как и все остальные. Чтобы хорошо понимать содержание математики, необходимо хорошо владеть её языком. Интерес к математике вырабатывается тогда, когда школьнику понятно то, о чем говорит учитель и когда предлагаемые ему задачи интересны по содержанию или методам решения.
На практике подтверждено, что систематическое использование в школьном курсе математики элементов истории науки способствует развитию у учащихся прочного и устойчивого интереса к предмету. Знакомство учеников с фрагментами истории математики имеет следующие цели:
1. Сведения из истории повышают интерес школьников к изучению мате¬ма¬тики.
2. Ознакомление с историческими фактами расширяет умственный круго¬зор учеников и повышает их общую культуру.
3. Знакомство с историческим развитием математики способствует общим целям воспитания подрастающего поколения.
При этом, современная школьная программа указывает на необходимость знакомства учеников с фактами из истории математики и биографиями великих математиков. Знакомство учеников с историей развития математических понятий означает продуманное и планомерное ознакомление на уроках с наиболее важными событиями из истории науки, но это должно быть обеспечено в тесной связи с систематическим изучением программного материала [3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.
2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173 с.
3. Берсенева, О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Технологический аспект: учебно-методическое пособие / Берсенева О.В., Тумашева О.В. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 99 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70272.html (дата обращения: 03.12.2024).
4. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
5. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 03.12.2024).
6. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 03.12.2024).
7. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
8. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 03.12.2024).
9. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 03.12.2024).
10. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 03.12.2024).
11. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 03.12.2024).
12. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 03.12.2024).
13. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
14. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 03.12.2024).
15. Кондюрина, И. М. Пути к успешной межкультурной коммуникации / И. М. Кондюрина, П.А. Куноф. Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5 (111.5). - С. 87-89. - URL: https://moluch.ru/archive/111/28517/ (дата обращения: 03.12.2024).
16. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С.104-106.
17. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 03.12.2024).
18. Павлюченко, О.А. Инновационные формы и методы работы с детьми в условиях введения ФГОС. - 2017. - Текст: непосредственный https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292506-innovacionnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-r (дата обращения: 03.12.2024).
19. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 03.12.2024).
20. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 03.12.2024).
21. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев; науч. ред. И.Ю. Алексашина. – СПб.: КАРО, 2019. – 160 с.
22. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2019. – 468 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 03.12.2024).
24. Фугелова, Т.А. Образовательные программы начальной школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.А. Фугелова. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 467 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/476032 (дата обращения: 03.12.2024).
25. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2021. – 272 с.
26. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 03.12.2024).