Фрагмент для ознакомления
2
Рисование играет ключевую роль в понимании окружающего мира и формировании эстетического воспитания, так как оно тесно связано с самостоятельной практической и креативной деятельностью ребенка. Во время рисования у ребенка возникают и развиваются различные способности: восприятие формы глазами, пространственная ориентация и ощущение цвета. Также совершенствуются определённые навыки: координация глаз, владение кистью.
На уроках рисования в младших классах применяются разнообразные художественные материалы — от карандашей и фломастеров до акварели и гуаши. Однако используются и нетрадиционные материалы и подходы. Именно такие виды творчества пробуждают фантазию, развивают воображение, визуальное и ассоциативное мышление, а также память.
Методы, выходящие за рамки традиционного искусства, способствуют развитию воображения, творчеству, проявлению самостоятельности и самобытности. Их выбор как средства для стимуляции детского изобразительного творчества обусловлен. Часто это спонтанное рисование, где изображение появляется не через привычные техники, а через элементы игры.[4]
Нетрадиционные методы рисования:
1) расширяют у учащихся диапазон умений через знакомство с различными видами художественной деятельности и материалами;
2) создают благоприятные условия для самостоятельного мышления и выражения чувств через рисунок;
3) способствуют сенсорному развитию, выражаясь в полной мере в ментальном прогрессе;
4) позволяют учитывать интересы как целого класса, так и каждого ученика;
5) лишены эталона, что снимает барьер сравнения — каждый создает своё уникальное.
Эффективность освоения нетрадиционных техник измеряется методами и приёмами, используемыми педагогом для передачи знаний и навыков.[17]
Разнообразие техник велико, но из-за возрастных и технических аспектов младших классов не все подходят для уроков ИЗО. Стоит рассмотреть возрастные особенности начальной школы для выбора оптимальных подходов.
Развитие творческих способностей у младших школьников — это многогранный процесс, в котором важным аспектом является использование нетрадиционных техник рисования. Эти техники позволяют освободить воображение ребенка, предоставить ему возможность выразить свои чувства и мысли более свободно и всесторонне. В таком контексте важно учитывать мнения и труды отечественных педагогов и психологов, которые исследовали данную тему.[19]
Нетрадиционные техники рисования включают в себя использование различных материалов и способов нанесения изображения, таких как рисование пальцами, губками, палочками, нитями и даже применением нестандартных поверхностей. Эти методы позволяют детям выйти за рамки традиционного подхода к рисованию, открывая перед ними новые возможности для самовыражения. По мнению известного российского педагога и психолога Льва Выготского, творческое развитие ребенка во многом зависит от той свободы, которую ему предоставляют для самовыражения и экспериментов. Испытывая меньше ограничений, младшие школьники легче осваивают новые формы и методы, что способствует активизации их творческой энергии.
Кроме того, нетрадиционные техники рисования способствуют развитию мелкой моторики и сенсорных навыков. Так, например, при рисовании пальцами ребенок учится точно координировать движения, что в дальнейшем способствует более эффективному освоению письма. Валентина Кудрявцева, современный российский педагог, в своих трудах отмечала, что развитие моторики играет ключевую роль в общем интеллектуальном развитии ребенка. Занимаясь рисованием, дети не только развивают свои художественные навыки, но и укрепляют общую моторику и координацию.
Одним из ключевых аспектов использования нестандартных техник рисования является развитие дивергентного мышления. Согласно исследованиям известного отечественного психолога Геннадия Замякина, творческие способности во многом зависят от способности ребенка мыслить нестандартно и видеть несколько решений одной и той же задачи. Предоставляя детям возможность использовать необычные материалы и приемы, педагоги стимулируют развитие креативного мышления, учат их искать и находить новые решения.
Важным является и психологический аспект применения нетрадиционных техник. Работа с различными материалами и текстурами способствует сенсорному развитию детей, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии. Рисование, как процесс, оказывает терапевтическое воздействие, помогает снизить уровень стресса и напряжения. Российский детский психолог Людмила Петрановская в своих исследованиях подчеркивает, что творческая деятельность, в частности через арт-терапию, может значительно улучшить эмоциональное благополучие ребенка.
Несмотря на плюсы, нетрадиционные техники рисования требуют и внимательного подхода со стороны педагогов и родителей. Задача взрослых — создать для ребенка условия, в которых он сможет свободно экспериментировать, не боясь ошибок и критики. Такое отношение способствует формированию положительной самооценки и уверенности в своих силах. Александр Запорожец, автор работ по психологии развития, отмечал, что поддержка и понимание со стороны взрослых значительно ускоряют процесс личностного и творческого роста младших школьников.
Таким образом, роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей младших школьников трудно переоценить. Они выступают мощным инструментом, способным значительно обогащать образовательный процесс, делая его более разнообразным и свободным. Главное — помнить, что за каждым художественным опытом стоит личность ребенка, его стремление к самовыражению и исследованию мира, и именно это должно быть в центре внимания педагогов и родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, Н. В. Нетрадиционное рисование: техники и приемы для школьников / Н. В. Андреева. — Москва: Просвещение, 2021. — 150 с.
2. Белова, А. С. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста / А. С. Белова. — Санкт-Петербург: Питер, 2022. — 200 с.
3. Белова, Т. А. Рисование как средство развития творческих способностей школьников / Т. А. Белова. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2021. — 196 с.
4. Борисов, И. И. Искусство и творчество в образовательном процессе / И. И. Борисов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2020. — 180 с.
5. Васильева, О. А. Техника рисования для развития детей / О. А. Васильева. — Красноярск: Сибирское университетское издательство, 2023. — 140 с.
6. Галкина, Т. М. Методы развивающего обучения в изобразительном искусстве / Т. М. Галкина. — Казань: Магариф, 2021. — 170 с.
7. Герасимов, Л. Н. Техника и технология живописи / Л. Н. Герасимов. — Екатеринбург: Издательство УГПУ, 2019. — 210 с.
8. Денисова, Ю. Е. Психологические основы художественного творчества у детей / Ю. Е. Денисова. — Новосибирск: НГПУ, 2020. — 210 с.
9. Ермакова, О. С. Современные подходы к обучению рисованию / О. С. Ермакова. — Казань: Издательство КФУ, 2022. — 134 с.
10. Калинина, Е. К. Креативные методы обучения изобразительному искусству / Е. К. Калинина. — Пермь: Урал-Пресс, 2023. — 165 с.
11. Карасев, П. Г. Инновационные техники в преподавании изобразительного искусства / П. Г. Карасев. — Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2021. — 178 с.
12. Лебедева, А. П. Арт-педагогика в работе с младшими школьниками / А. П. Лебедева. — Москва: Академкнига, 2019. — 144 с.
13. Лебедева, И. П. Нетрадиционные техники рисования в школе / И. П. Лебедева. — Оренбург: ОГУ, 2020. — 130 с.
14. Максимова, Л. И. Методы и приемы нетрадиционного рисования / Л. И. Максимова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. — 145 с.
15. Михайлова, Ю. В. Основы нетрадиционного рисования / Ю. В. Михайлова. — Казань: Издательство КФУ, 2020. — 198 с.
16. Некрасова, С. Ф. Творческое развитие младших школьников через искусство / С. Ф. Некрасова. — Волгоград: ВГСПУ, 2021. — 160 с.
17. Новиков, Е. С. Изобразительная деятельность в начальной школе / Е. С. Новиков. — Самара: Издательство СГУ, 2022. — 166 с.
18. Орлова, Е. А. Креативность и искусство: подходы и методики / Е. А. Орлова. — Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2019. — 148 с.
19. Петров, Д. В. Особенности художественного развития детей / Д. В. Петров. — Волгоград: Издательство ВГСПУ, 2021. — 172 с.
20. Сергеев, П. К. Техника и технология в изобразительном искусстве / П. К. Сергеев. — Нижний Новгород: ННГУ, 2020. — 220 с.
21. Серова, М. Г. Художественно-изобразительная деятельность: инновации и традиции / М. Г. Серова. — Уфа: Издательство БГУ, 2018. — 154 с.
22. Тихомиров, А. И. Развитие креативного мышления у детей / А. И. Тихомиров. — Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2020. — 167 с.
23. Трофимова, А. В. Свободное творчество: как развить способности у детей / А. В. Трофимова. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2023. — 185 с. Анисимов, И. В. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности у детей / И. В. Анисимов. — Москва: Просвещение, 2020. — 182 с.
24. Федорова, О. Е. Современные техники и материалы в рисовании / О. Е. Федорова. — Белгород: Издательство БелГУ, 2021. — 182 с.