Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современная киноиндустрия – это конкурентная среда, где каждый продюсер и режиссер стараются привлечь наиболее обширную целевую аудиторию, понравиться зрителю, стать лидером по показам и просмотрам на специальных ресурсах. Однако для этого нужно выбирать такие стилистические средства и художественные приемы, которые будут оригинальными, непохожими на те, которые избирают для оформления собственного кинопродукта конкуренты.
В эпоху информационных технологий это обеспечить становится все сложнее, поскольку все находятся в равных возможностях, а успех фильма определяет его бюджет и креативные решения режиссера и продюсера. Одним из таких решений является привлечение русского фольклора как художественного средства выразительности, которое можно назвать наиболее эффективным, поскольку это прямая отсылка к корням, которая важна для коллективного бессознательного и может вызывать интерес у зрителей любых поколений.
Степень изученности проблемы. Вопрос о существовании тенденций обращения к русскому фольклору в современной отечественной киноиндустрии рассматривается в научной литературе лишь фрагментарно. Отсутствуют серьезные, полноценные исследования, которые бы раскрывали данный вопрос с теоретической и практической точек зрения. Поэтому в рамках данной курсовой работы проводится теоретически и практические значимое исследование, имеющие высокий уровень актуальности.
Цель курсовой работы – провести анализ тенденций обращения к русскому фольклору в современной отечественной киноиндустрии.
Объект курсовой работы – русский фольклор.
Предмет курсовой работы – тенденции обращения к русскому фольклору в современной отечественной киноиндустрии.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Дать общую характеристику русского фольклора.
2. Рассмотреть экранизацию как пространство для обращения к русскому фольклору.
3. Описать тенденции обращения к русскому фольклору в современных российских сериалах.
4. Привести общую характеристику телевизионного сериала «Ефросинья».
5. Исследовать тайгу как фольклорный образ в телесериале «Ефросинья».
6. Выявить носителей русского фольклора в телевизионном сериале «Ефросинья».
Материал исследования: телевизионный сериал «Ефросинья» (2010–2012 годы).
Методы исследования: анализ научной литературы и киноматериала, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения тенденций обращения к русскому фольклору в современной отечественной киноиндустрии.
Практическая значимость исследования обусловлена анализом обращения к русскому фольклору в телевизионном сериале «Ефросинья».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
В первой главе, «Теоретические аспекты изучения тенденций обращения к русскому фольклору в современной отечественной киноиндустрии», дана общая характеристика русского фольклора, рассмотрена экранизация как пространство для обращения к русскому фольклору, а также описаны тенденции обращения к русскому фольклору в современных российских сериалах.
Во второй главе, «Анализ обращения к русскому фольклору в телевизионном сериале «Ефросинья»», приведена общая характеристика телевизионного сериала «Ефросинья», исследована тайга как фольклорный образ в телесериале «Ефросинья», а также выявлены носители русского фольклора в телевизионном сериале «Ефросинья».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ ОБРАЩЕНИЯ К РУССКОМУ ФОЛЬКЛОРУ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНОИНДУСТРИИ
1.1. Общая характеристика русского фольклора
Понятие «русский фольклор» характеризуется как многогранное, поскольку его используют в разных значениях. В первую очередь, русским фольклором называют устное поэтическое творчество, которое принадлежит русскому народу и сложилось по определенным законам, сложным для понимания иностранцам .
Однако несколько позднее данное понятие стало рассматриваться гораздо шире и отражать комплексные характеристики духовной сферы, связанной с реализацией особенностей русской культуры. Кроме того, русский фольклор рассматривается в противовес современной массовой культуре как способ сохранения исконно русских традиций .
Русский фольклор включает в себя множество жанров. К нему относят былины, сказки, частушки, песни, поговорки и пословицы, заговоры и многое другое. Можно сказать, что все, что создано русским народом и имеет долгую историю, может считаться русским фольклором. Проблема заключается лишь в том, что носителей этого фольклора в России остается все меньше, поскольку уже несколько поколений в большей степени склоняется к стандартам массовой культуры, нежели к старинным обычаям и их воплощению в устном творчестве .
В научной литературе выделяется несколько основных характеристик русского фольклора, которые представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Основные характеристики русского фольклора
Таким образом, фольклор является неотъемлемой частью богатой русской культуры, которая выступает как основа, как обращение к истории России, ее народным традициям, складывающимся веками. Поэтому сохранение русского фольклора в контексте современной массовой культуры – явление позитивное и важное для обеспечения ценности историко-культурных знаний и нравственных традиций прошлого.
1.2. Экранизация как пространство для обращения к русскому фольклору
Под экранизацией в научной литературе понимается переложение какого-либо произведения, созданного в рамках одного из видов искусства, в частности, литературы, театра – как драматического, так и музыкального или хореографического – в киноформу и представленное в виде представления зрителю киноверсии данного произведения с соответствующим сюжетом и выбранной режиссером и сценаристом стилистикой .
При этом важно отметить, что многие научные источники фактически отвергают другие варианты произведений искусств, которые подвергаются экранизации, оставляя ее объектом только литературные произведения, хотя такое утверждение крайне спорно, поскольку, например, в советское время экранизации подвергались, например, театральные спектакли и превращались в телеспектакли, причем экранизировалось именно не литературное произведение, которое изначально лежало в основе этого спектакля, а сам спектакль .
Экранизация как социально-культурное явление появилась в тот момент, когда популярными стали игровые фильмы, что позволило привлекать режиссеров и актеров с учетом имеющихся новых на тот момент кинотехнологий воплощать на экране литературных героев, которые читали монологи, участвовали в диалогах и имели возможность взаимодействовать на речевом уровне .
Исследователи выделяют некоторые причины появления экранизаций как социально-культурного явления, среди которых можно указать :
– стремление визуализировать литературные образы, придать особой выразительности персонажам и описаниям, что становится возможным за счет средств кино;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амадестова, Ю.В., Симанкова, Е.Р., Чувилина, В.С. Современные аспекты обращения к русским традициями в экранизациях литературных произведений: основные проблемы и классификации былинных и сказочных образов / Ю.В. Амадестова, Е.Р. Симанкова, В.С. Чувилина // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2024. – № 7. – С. 50–58.
2. Арутюнян, С.М. Экранизация литературных произведений как специфический тип взаимодействия искусств. Дисс. на соиск. уч. ст. к. философ. н. / С.М. Арутюнян. – М., 2003. – 180 с.
3. Данте, Э. «Последний богатырь» и мифология: как в кино используют славянский фольклор / Э. Данте // Start. – 2024.– URL: https://start.ru/journal/poslednij-bogatyr-molot-vedm-folklor (дата обращения: 04.12.2024).
4. Каминская, Е.А. Традиционный фольклор: культурные смыслы, современное состояние и проблемы актуализации. Диссю на соиск. уч. ст. к. культур. / Е.А. Каминская. – Челябинск, 2016. – 365 с.
5. Коримльцева, О.В. Научные подходы к определению сущности фольклора / О.В. Кормильцева // KANT. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-v-opredelenii-suschnosti-folklora?ysclid=m4cx9l75aj228725706 (дата обращения: 04.12.2024).
6. Крюкова, А.Д. Фольклор как сфера словесного искусства / А.Д. Крюкова // Научный лидер. – 2021. – №31 (33). – URL: https://scilead.ru/article/767-folklor-kak-sfera-slovesnogo-iskusstva (дата обращения: 04.12.2024).
7. Кузнецов, А.А. Экранизация как форма киноискусства / А.А. Кузнецов // Молодой ученый. – 2018. – № 46 (232). – URL: https://moluch.ru/archive/232/53721/?ysclid=lty8fkhwis97901957 (дата обращения: 04.12.2024).
8. Марышева, А.И., Османова, А.Н. Современное российское кино: поиски социального смысла / А.И. Марышева, А.Н. Османова // Язык и текст langpsy.ru. Электронный журнал. – 2014. – № 4. – URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n4/langt_2014_n4_Marysheva_Osmanova.pdf?ysclid=ltzeg6he15415101898 (дата обращения: 04.12.2024).
9. Худякова, Л.А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций. Дисс. на соиск. уч. ст. к. философ. н. / Л.А. Худякова. – СПб., 2000. – 168 с.
10. Чжэньнань, Г. Место авторского кино в российском кинематографе / Г. Чжэньнань // Культура и цивилизация. – 2023. – Т. 13. №№ 1А–2А. – С. 124–127.
11. Шипилова, П. Использование фольклорных образов и сказочных мотивов в российских фильмах / П. Шипилова // Deziiing. – 2023. – URL: https://deziiign.ru/project/a241b3831ca14f70b538b39b66f6a36b (дата обращения: 04.12.2024).
12. Щанкина, Э.В., Крашенникова, Н.А. Фольклорная составляющая как элемент отражения русской картины мира / Э.В. Щанкина, Н.А. Крашенинникова // Молодой ученый. – 2011. – № 11 (34). Т. 1. – С. 210–213.
13. Щипин, С. Баба-Яга, Леший и Кикимора. Как славянская мифология покорила весь киномир / С. Щипин // Сноб. – 2022. – URL: https://snob.ru/entry/239703/ (дата обращения: 04.12.2024).