Фрагмент для ознакомления
2
Социальные услуги - это действия или акты в сфере социального об-служивания, обеспечивающие оказание гражданам постоянной, регулярной и разовой помощи, в том числе экстренной, в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) повышения способности самостоятельно обеспе-чивать свои основные жизненные потребности. Основы правового регулиро-вания в сфере социального обслуживания в РФ установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ [5].
Вид социального обслуживания, в котором нуждается получатель со-циальных услуг, определяется с учетом его личных потребностей, определя-ется его социальным статусом, местом жительства, способностями к самооб-служиванию, семьей, финансами и многими другими обстоятельствами. Виды социальных услуг из перечня, описанного в ст.20 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ, указываются в индивидуальных программах и договорах на оказание социальных услуг в качестве одного из существенных условий.
В статье 20 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ законодатель называет вид услуги в соответствии с назначением, принимая во внимание их фактическую важность и востребованность. Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг относится к компетенции федеральных ор-ганов государственной власти в сфере социального обслуживания. На осно-вании этого перечня субъект Российской Федерации утверждает собственный перечень социальных услуг, которые применяются в конкретном регионе.
Предоставление мер социальной поддержки в виде услуг предусматри-вает оказание широкого спектра социальных услуг людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся:
- пожилые люди и инвалиды
- дети-сироты
- семьи с детьми
- беженцы и вынужденные переселенцы
- лица без определенного места жительства и занятий и т.д.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стацио-нарной форме.
В целях обеспечения реализации прав граждан на ежемесячные денеж-ные выплаты, социальные услуги и социальные доплаты к пенсии, качествен-ного и эффективного использования средств, направляемых на предоставле-ние ежемесячных денежных выплат, социальных услуг и социальных доплат к пенсии, ведется Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи [5].
Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государ-ственной социальной помощи, содержит следующие основные сведения:
-страховой номер лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
-фамилия, имя, отчество и фамилия при рождении;
-дата рождения;
-пол;
-адрес места жительства;
-серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи это-го документа, на основании которого соответствующие сведения внесены в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помо-щи, и наименование органа, выдавшего документ;
-дата внесения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получе-ние государственной социальной помощи;
-категория, к которой относится гражданин;
-реквизиты документов, подтверждающих принадлежность гражданина к данной категории;
-иные сведения, установленные Правительством РФ.
Органы, осуществляющие ведение Федерального регистра лиц, имею-щих право на получение государственной социальной помощи, и порядок ведения такого Федерального регистра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализа-ции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты граждан [6].
Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имею-щих право на получение государственной социальной помощи, обеспечивает предоставление сведений из указанного Федерального регистра в преду-смотренный частью 1 статьи 44.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препара-тами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечеб-ного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ передают персональные данные, необходимые для ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в органы, упол-номоченные на ведение такого Федерального регистра. Персональные дан-ные, содержащиеся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получе-ние государственной социальной помощи, безвозмездно предоставляются органам государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ обязаны соблюдать конфиденциальность полученных персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке.
Рассмотрим оплата предоставления гражданину социальных услуг.
С 01.02.2024 г. общая стоимость набора социальных услуг составляет 1 578,50 руб., из них (ч. 1 ст. 6.5 Закона № 178-ФЗ; п. 1 Постановления Пра-вительства РФ от 23.01.2024 № 46):
1215,80 руб. - на лекарства, медицинские изделия, а также специализи-рованные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;
188,08 руб. - на санаторно-курортное лечение;
174,62 руб. - на проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Размер средств, направляемых на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в по-рядке и в сроки, установленные законодательством РФ об индексации ежеме-сячных денежных выплат. Размер средств, направляемых на оплату предо-ставления набора социальных услуг (или одной социальной услуги, если гражданин воспользовался правом отказаться от предоставления одной из социальных услуг) и определяемых в соответствии с частью 1 ст.6.5 Феде-ральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ, реализуемого в соответствии с зако-нодательством РФ, составляет удерживается из ежемесячных денежных вы-плат, начисляемых гражданам [8].
Порядок финансирования расходов на оказание гражданам государ-ственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных настоящей главой, устанавливается Правительством РФ.
1.2 Порядок предоставления социальных услуг в РФ
Статья 6.3. ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ устанавливает порядок предо-ставления социальных услуг. Учет права гражданина на получение социаль-ных услуг, входящих в состав набора социальных услуг, осуществляется:
1. по месту жительства гражданина.
Местом жительства гражданина признается место, где гражданин по-стоянно или преимущественно проживает (п.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ). Место, где гражданин зарегистрирован для получения социальных услуг, определяется регистрацией по месту жительства;
2. с даты установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством РФ [7].
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан РФ утвержден приказом Минтруда России от 22 января 2015 года №35н. Данный Приказ устанавливает правила осуществления ежемесячных денежных выплат, в том числе перевода ежемесячных денеж-ных выплат с одного основания на другое, перерасчета и начисления ежеме-сячных денежных выплат, а также организации доставки ежемесячных де-нежных выплат гражданам из числа имеющих право на ежемесячные денеж-ные выплаты в соответствии с законодательством РФ.
Размер ежемесячной выплаты рассчитывается с учетом всех обстоя-тельств, влияющих на ее размер, таких как отказ от получения социальных услуг (социальной услуги), предоставление социальных услуг (социальной услуги) и выраженное гражданами желание возобновить предоставление со-циальных услуг (социальной услуги).
Периодом возникновения права на получение социальных услуг явля-ется календарный год. При этом период предоставления социальных услуг гражданам, приобретшим право на социальное обслуживание в текущем го-ду и утратившим право на социальное обслуживание в календарном году, также составляет календарный год.
В первом случае период предоставления социальных услуг составляет с даты приобретения гражданином права на социальное обслуживание по 31 декабря текущего года.
Во втором случае - это период с 1 января до даты утраты гражданином права на социальное обслуживание.
Несмотря на такой фиксированный период, нет обязанности предостав-лять лечение в санатории каждый год, несмотря на то, что лечение в санато-рии входит в набор социальных услуг.
По мнению Конституционного Суда РФ, установление хронологиче-ских ограничений продолжительности предоставления мер социальной по-мощи является необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в том числе права на путевки на лечение в санаториях и профилакториях [9].
Граждане имеют право отказаться от получения социальных услуг.
Способы отказа от получения социальных услуг:
-посредством обращения в ТО СФР, осуществляющее ежемесячные де-нежные выплаты гражданам;
-через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
-иными способами (в том числе путем направления заявления в форме электронного документа).
Граждане имеют право отказаться от получения всех социальных услуг, отказаться от получения одной социальной услуги или отказаться от получения двух любых социальных услуг.
Такое заявление может быть подано до 1 октября текущего года на пе-риод с 1 января по 31 декабря года, следующего за годом, в котором подано заявление. Если гражданин подает заявление о возобновлении предоставле-ния серии социальных услуг (социального обслуживания) в текущем году, предоставление социальных услуг (социального обслуживания) возобновля-ется только с 1 января следующего года.Заявление о возобновлении предо-ставления серии социальных услуг (социальных услуг) может быть подано до 1 октября текущего года на срок с 1 января года, следующего за годом, в котором подано заявление.
Если заявление направляется иным способом, идентификация и про-верка подписи гражданина осуществляется:
-нотариусом или способом, предусмотренным в п.2 ст.185.1 ГК РФ;
-учреждение (организация), с которым СФР заключил соглашение о взаимном признании подписей. Типовая форма указанного соглашения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляю-щим функции по выработке и реализации государственной политики и нор-мативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты граждан;
-при подаче заявлений через единый портал государственных и муни-ципальных услуг или с использованием электронной подписи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" // «Собрание законодательства РФ», 2013, № 52 (часть I), ст.7007.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699
4. Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 № 46 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2024 году" // Собрание законодательства РФ, 29.01.2024, № 5, ст. 696
5. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.2014 № 1215-р Об утверждении Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 14.07.2014, № 28, ст. 4106
Научные и учебно-методические издания
6. Афтахова А.В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 240 с.
7. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
8. Виды государственной социальной помощи / А. Н. Аверин, А. В. Понеделков, С. А. Стельмах, И. В. Омельченко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 4-2. – С. 157-159.
9. Воронцова М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Воронцовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 330 с.
10. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
11. Кудрявцева, Е. Ю. цифровизация в оценке качества предоставления социальных услуг / Е. Ю. Кудрявцева, П. И. Кудрявцев // Научный Лидер. – 2024. – № 2(152). – С. 49-51.
12. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 406 с
13. Рахматуллина, З. Б. Цифровизация сферы социальных услуг в России / З. Б. Рахматуллина, В. Ф. Ковров // Современные гуманитарные исследования. – 2023. – № 3(112). – С. 6-8.
14. Роик В.Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 478 с.
15. Роик В.Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Роик. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 400 с.
16. Сперанская Л.В. Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование // СПС КонсультантПлюс. 2023.
17. Сыртланова, Ю. Р. Методы контроля качества предоставления социальных услуг / Ю. Р. Сыртланова // Научный Лидер. – 2023. – № 22(120). – С. 82-83.
18. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
19. Что влияет на размер страховой пенсии по старости? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
20. Шестакова, Е. Е. Социальная политика в интересах развития человеческого потенциала: мировой опыт / Е. Е. Шестакова // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 85. – С. 167-188.
21. Янаева, М. В. Принципы построения информационных социальных систем и систем оказания услуг / М. В. Янаева, М. С. Климов, Р. А. Степаненко // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). – 2022. – № 3. – С. 55-57.