Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современном обществе проблемы здоровьесбережения являются актуальными для всех слоёв населения. Чем раньше школьники будут целенаправленно решать такого рода проблемы и понимать, что такое здоровый образ жизни, тем успешнее они будут в жизни, поскольку от здоровья человека зависит практически всё.
Использование во внеурочной деятельности содержательных предметных ресурсов, различных средств, форм и методов обучения, средств наглядности во внеурочной деятельности позволяет обеспечить понимание школьников, что такое формирование здорового образа жизни.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большее значение. За время обучения в школе у большинства учеников существенно снижаются показатели здоровья. В качестве основных причин специалисты называют недостаток физической активности и общую организацию обучения. Также большую роль на формирование здорового образа жизни играют те природные условия, в которых живёт человек. На уроках географии школьники изучают особенности местоположения того, или иного региона страны. В рамках внеурочной работы ученики могут рассматривать вопросы здоровьесбережения и как именно природные факторы на это влияют.
Требованиями ФГОС на каждой образовательной ступени предусмотрено повышение качества образовательного процесса. В условиях ФГОС СОО в общеобразовательной школе должна быть успешно реализована урочная и внеурочная деятельность.
В школе ученики знакомятся с такими понятиями как здоровьесберегающие технологии. Под такими технологиями понимают средства, программы и методы, которые позволяют воспитывать у школьников культуру здоровья и формирование личностно важных качеств, которые способствуют укреплению здоровья и его приумножению. При этом очевидно, что роль природных факторов играет большую роль для сохранности здоровья человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека достаточно велика. От качества потребляемой воды, качества воздуха, почвы, различных климатических условий зависят состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие.
Люди стремятся в свой отпуск выехать туда, где они могут увидеть красивые пейзажи, солнечный свет, морской бриз и др., поскольку красивые пейзажи несомненно оказывают на каждого человека большое влияние. В сохранности здоровья людей и при лечении различных заболеваний, важная роль принадлежит природным факторам, таким как, целебные грязи, горный или морской воздух, минеральная вода, солнечные лучи и др.
Объект исследования: образовательный процесс в рамках внеурочной деятельности по географии.
Предмет исследования: средства и способы реализации внеурочной деятельности по географии при решении проблем здоровьесбережения человека.
Цель работы: изучить и обосновать роль природных условий и человека в формировании здорового образа жизни при использовании материалов во внеурочной деятельности по географии.
Задачи:
1. Провести анализ понятий «здоровый образ жизни» и «особенности влияния природных условий».
2. Рассмотреть средства и способы формирования здорового образа жизни человека.
3. Описать организационно-педагогические условия влияния природных условий на формирование здорового образа жизни (на примере внеурочной деятельности по географии).
4. Предложить методические рекомендации по формированию здорового образа жизни (на примере методических материалов для внеурочной деятельности по географии).
Проблемы формирования представлений школьников о здоровом образе жизни описывали в своих трудах исследователи И.А. Анохина, Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Н.И. Крылова и др.
В сочинении «О воздухе, водах и местностях» Гиппократ подчёркивал роль природных условий и человека в формировании здорового образа жизни. Г.Т. Холмогорова в работе «Гиппократ о здоровом образе жизни и профилактике болезней» отмечала, что конкретная окружающая обстановка, труд, индивидуальные наклонности личности определяют заболевание.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Таким образом, можно отметить, что роль природных условий и человека в формировании здорового образа жизни является основополагающей. Идеи такого рода были заложены ещё в трудах Гиппократа, и они не перестают быть актуальными в настоящее время. Более глубоко в этом вопросе поможет разобраться использование материалов во внеурочной деятельности по предмету «География».
Глава 1. Теоретические основы влияния природных условий на формирование здорового образа жизни
1.1. Анализ понятий «здоровый образ жизни» и «особенности влияния природных условий»
Многообразие взглядов на понятия здоровье и здоровый образ жизни достаточно велико. Понимание здоровья - понятие очень сложное. Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни
рассматривается всегда на государственном уровне. К сожалению, существует негативная тенденция для ухудшения состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России.
Ещё Гиппократ подчёркивал значимость роли природных условий и человека в формировании здорового образа жизни. В своём сочинении «О воздухе, водах и местностях» он отмечал, что большинство болезней зависят от поступков и мыслей человека, его действий, а также, от условий его жизни и природных факторов. Заболевание человека могут определять окружающая его обстановка, особенности и условия труда, индивидуальные наклонности личности и др.
Гиппократ выделял факторы, которые влияют на здоровье человека. К ним он относил погоду, климат, состояние воды и почвы, рельеф местности, состояние ветров и др. Им было установлено, что тип человека соответствует тому городу, в котором он проживает.
Каждому городу, в зависимости от его местоположения и направления ветров соответствует свой тип человека. Также существует взаимосвязь между той, или иной местностью и состоянием здоровья людей. Характер и умственные способности человека также зависят от местоположения территории и направления ветров.
Гиппократ обращал особое внимание на закаливание организма человека, а также, физическому труду и спорту. Он рекомендовал: «Сообразно с возрастом, временем года, привычками, страною, местностью, телосложением должно устраивать и образ жизни так, чтобы мы могли противостоять наступающим и жарам, и холодам, ибо только таким образом достигается наилучшее здоровье».
В своём трактате «О воздухе, водах и местностях» Гиппократ посвятил воде. По его наблюдениям, самые лучшие воды те, которые вытекают из возвышенных и земляных холмов. Данный трактат Гиппократа заложил основы медицинской географии и климатического детерминизма.
Учителя проблемам здоровьесбережения уделяют особое внимание. Существует большое количество вредных факторов, которые негативно влияют на здоровье людей. Сегодня люди мало двигаются, подвергаются электромагнитному излучению, быстро утомляются и др. Часто переутомляются глаза, увеличивается нагрузка на зрение и может возникать спонтанная головная боль. Предупредить такого рода проблемы можно в том случае, если понимать, что именно и при каких обстоятельствах влияет на здоровье людей.
На здоровье людей влияют многие факторы. Это могут быть инфекции, неправильное питание, перенапряжение, вредные привычки и др. При этом, большое влияние на здоровье человека оказывает окружающая среда. Много болезней у человека возникает от грязной атмосферы, некачественной питьевой воды, химически обработанных продуктов питания, повышенного электромагнитного излучения и др. По мнению исследователей, здоровье человека зависит на 50 % от образа жизни, на 20 % от воздействия окружающей среды, на 20% от плохой наследственности и только на 10% оно зависит от уровня здравоохранения.
К факторам внешней среды относят следующие:
-энергетическое воздействие и физические поля;
-характер атмосферы (химический и динамический);
-водный компонент;
-характеристики поверхности земли, механические, физические, химические;
-характер биосистем местности и ландшафтные сочетания;
-климатические условия;
-ландшафтные условия;
-ритм природных явлений и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
2. Баринова, И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / под ред. И.И. Баринова, Т.П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
3. Божович, Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / под ред. Е.Д. Божович. – М.: ПЕРСЭ, 2012. – 399 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / под редакцией Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2012. – 432 с.
5. Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Электронный ресурс] / Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Bogdanovskaya_et_al.phtml (дата обращения: 05.12.24).
6. Баринова К.К. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] /К.К. Баринова К.К, О.М. Мишагина. Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL:
http://www.scienceforum.ru/2017/2221/31094">www.scienceforum.ru/2017 (дата обращения: 05.12.24).
7. Булатова М.А. Представления педагогов о современных подростках
[Электронный ресурс] / Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
2017. http://www.scienceforum.ru/2017/2360/29611">www.scienceforum.ru/2017 (дата обращения: 05.12.24).
8. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / под ред. И.И. Вартанова //Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология». —2013. — N 4. — 18 с.
9. Гиппократ. О воздухах, водах и местностях. – Москва: Гос. изд-во биол. и мед. литературы, 1936. – 306 с. - [Электронный ресурс] https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005274224_1000221931/ (дата обращения: 05.01.25).
10. Герасимова, Т.П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии / Т.П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2014.
— 156 с.
11. Гонина, О.О. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие. - Тверь: ТвГУ, 2015. – 324 с.
12. Демченко, И.Г. Мониторинг качества учебного процесса / авт. - сост. Демченко, И.Г. – Волгоград: Учитель, 2014. – 56 с.
13. Жильцова, О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических
инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и
высоких технологий / О.А. Жильцова. — М.: Просвещение, 2012. – 156 с.
14. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 2010. – 221 с.
15. Иваньшина, Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий. Учебно-методическое пособие / Е.В. Иваньшева – СПб.: СПб АППО, 2013. – 56 с.
16. Исаченко, А.Г. Теория и методология географической науки / А.Г. Исаченко – М.: Академия, 2012. – 234 с.
17. Карабанова, О.А. Учимся учиться. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Электронный ресурс]. // URL:
http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12250 (дата обращения: 05.12.24).
18. Круговая, С.Е. Формирование универсальных учебных действий
на уроках географии [Электронный ресурс] URL:http://www.myshared.ru/slide/543497/ (дата обращения: 05.12.24).
19. Курганов, С.Ю. Учебный диалог и психологическое исследование мышления / Курганов, С.Ю., Соломатин, И.М. – М.: Просвещение, 2012. – 187 с.
20. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. чеб. Заведений / Е.А. Климов. - 4-е изд., стер. -М.: «Академия», 2010. - 304 с.
21. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев / Школьные технологии. – М.: Народное образование, 2014. – N 5. – С. 3 – 12.
22. Меньшикова, Л.А. Активное слушание [Электронный ресурс].
URL:http://www.maam.ru/detskijsad/metody-aktivnogo-slushanija-rebenka.html (дата обращения: 05.12.24).
23. Николина, В.В. Проектное обучение в школьной географии: теория и практика / В.В. Николина. – Н. Новгород: НГПУ, 2018. – С. 11-13.
24. Строкова, Т.А. Готова ли школа к реализации компетентностного подхода / Т.А. Строкова. - М.: Народное образование, 2012. – N 7. – С. 19-20.
25. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / интернет- журнал. – М.: Науковедение, – 2014. – 159 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL:
http://standart.edu.ru (дата обращения: 05.12.24).
27. Холмогорова, Г.Х. Гиппократ о здоровом образе жизни и профилактике болезней / Г.Х. Холмогорова. – Профилактическая медицина, 2018. – 21(3). – С.70-73 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mediasphera.ru/issues/profilakticheskaya-meditsina/2018/3/1230549482018031070 (дата обращения: 05.01.25).
28. Щенев, В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии / В. А. Щенев. - М.: Просвещение, 2012. – 193 с.
29. Шаров А.А. Современное понимание термина «Психолого-педагогическое сопровождение» и его трактовка в русле специального
образования [Электронный ресурс] / Психология, социология и
педагогика. - 2015. - N 11. URL:http://psychology.snauka.ru/2015/11/6080 (дата обращения: 05.12.24).