Фрагмент для ознакомления
2
Моё исследование сосредоточено на важной и актуальной теме, касающейся развития волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Я чётко формулируете цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования, что создаёт ясную структуру для дальнейшего анализа и разработки вашего проекта.
Вот несколько ключевых аспектов, которые можно выделить из нашего текста:
Актуальность проблемы указывает на социальную значимость изучения эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР. Понимание этих аспектов может помочь в разработке эффективных коррекционных программ, которые будут способствовать социальной адаптации и улучшению качества жизни этих детей.
Основополагающие исследователи: Упоминание о работах дефектологов и психологов, таких как Л.С. Выготский, указывает на богатую научную основу нашего исследования. Это показывает, что разработка подходов к коррекции волевой сферы должна учитывать существующие теории и методологии.
Зависимость между эмоциями и волей: моя работа считает волевую сферу менее исследованной, что подчёркивает необходимость глубокого анализа. Особое внимание к трудностям детей в вербализации эмоций — важный аспект, который может помочь в разработке эффективных коррекционных мероприятий.
Методы исследования: Указанные методы, включая наблюдение, беседу, тестирование и анализ документации, демонстрируют комплексный подход к исследованию, что позволяет нам получить более полное представление о проблеме.
Психокоррекционная работа: я планирую не только изучать волевую сферу, но и подобрать методики для практической работы по её развитию. Это является важным элементом.
Цель исследования - выявление особенностей развития волевой сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР, и проведение комплекса упражнений и игр, способствующих развитию волевых качеств личности у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования - особенности волевой сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования - процесс формирования волевой сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: я предположила, что систематическая и целенаправленная работа по формированию волевых качеств личности у младших школьников с ЗПР, может привести к положительным изменениям в их волевой сфере.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности волевой сферы детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
3. Провести психокоррекционную работу по развитию волевой сферы младших школьников с ЗПР.
Многие учёные рассматривают проблему воли как одну из ключевых в психологии личности, включая таких выдающихся исследователей, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова и В.А. Иванников. Тем не менее, теоретическая база психологии воли остаётся недостаточно разработанной, что в свою очередь создаёт сложности в применении эффективных педагогических стратегий для формирования волевой сферы и волевых качеств. Эта проблема считается традиционной для отечественной психологии, однако многие методы, приёмы и формы воспитания волевой сферы, предложенные педагогами и психологами конца XIX века, ограничивались передачей навыков переноса социальных и физических нагрузок (например, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев) и соблюдением режима труда и дня. К основным механизмам формирования волевых качеств относились трудовая деятельность (по мнению П.Ф. Каптерева), подражание, примеры взрослых и инстинкты (И.А. Сикорский).
Тематика воспитания волевой сферы приобрела большую популярность в педагогике и психологии в 1940-60-х годах, что подтверждается значительным количеством публикаций, особенно работами советского психолога К.Н. Корнилова, который сделал более 15 публикаций по этому вопросу. Его работы выделялись ясностью и простотой подходов к формированию волевых качеств. Он подчёркивал важность применения принципа постепенности в воспитании: усилия падают при встрече с непреодолимыми препятствиями и развиваются, если препятствия преодолимы. Корнилов считал, что воля и характер формируются в процессе воспитания и самовоспитания, а не являются врождёнными. Эта концепция легла в основу педагогики формирования воли, соответствуя идеологическим принципам времени.
Среди условий успешного развития волевых качеств Корнилов выделял следующие: формирование цельного мировоззрения, правильная организация труда и создание чёткого режима, а также регулярные упражнения и тренировки волевого усилия. В советской психологии ширился подход, что волевые качества и характер формируются, что привело к разработке различных программ воспитания и самовоспитания с широкой публицистической популяризацией.
В 1950-70-х годах в отечественной психологии наблюдалось избыточное акцентирование на волевых характеристиках, связанное с идеологическими целями. Важно отметить, что в учебниках по психологии того времени можно было встретить более 30 волевых свойств личности, которые не всегда имели научное обоснование. Необходимость выделения этих свойств объяснялась сложностью определения термина «воля» и разнообразием её проявлений, которые рассматривались как критерии степени готовы к волевым действиям.
В ходе исследования учёные подчёркивают, что волевые черты формируются и закрепляются в процессах конкретной деятельности, через организацию и обогащение опыта. Акцент делался на практико-ориентированных исследованиях, связанных с учебной, трудовой, общественной и спортивной деятельностью. Эффективными условиями воспитания волевых качеств рассматривались взаимосвязанные аспекты: формирование у детей мотивов, запускающих механизм волевого действия, и развитие навыков регулирования своих поступков. Однако слабостью таких исследований было отсутствие системы и взаимосвязи с другими аспектами личности. Тем не менее, это направление стало одним из наиболее представительных в советской психологии этого периода.
Таким образом, основные положения «классической» теории воспитания воли можно свести к следующим тезисам:
Воспитание волевых качеств наиболее эффективно проходит в коллективной деятельности.
Формирование у детей осознания связи между мотивом и целью.
Содействие закреплению "правильных" форм поведения и сдерживанию "неправильных" через систему естественных и специальных упражнений.
Важной задачей для взрослых является контроль за выполнением поставленных задач. Значение постоянных повторений и упражнений в формировании навыков подчёркивалось ещё в начале XX века. Однако наблюдалось, что, несмотря на успешные эксперименты по развитию волевых качеств у детей, по завершении экспериментальной ситуации навыки часто быстро терялись, что свидетельствовало о формировании лишь внешних проявлений воли во время эксперимента.[9]
Критика традиционного подхода к воспитанию воли: существующие методики, направленные на «социальный тренинг» и формальные проявления волевых качеств, указывая на необходимость более глубокого понимания внутренней природы волевого поведения. Это действительно актуальный взгляд, который может привести к более эффективным методам коррекции и воспитания.
Постепенное развитие волевых качеств: Я акцентирую внимание на наличии двух этапов в формировании воли: сначала зарождение потребности к действию, затем обучение волевой регуляции. Это важный момент, согласующийся с современными психологическими концепциями, которые подразумевают важность внутренней мотивации.
Роль воли как личностного качества: Наше наблюдение о том, что воля является основой сознательной и свободной деятельности, делает акцент на том, что наличие воли позволяет человеку активно участвовать в своей жизни и стремиться к достижению целей. Это создаёт основу для качественного развития личности.
Актуальность в условиях современности: подчёркивая, что в условиях современных социальных изменений и отсутствия чётких стандартов поведения возрастает роль индивидуального выбора и проявления активности. Это создаёт дополнительные требования к воспитанию лидеров с высокоразвитыми волевыми качествами.
Произвольные и непроизвольные действия: Я показываю разницу между произвольным и непроизвольным поведением, что важно для понимания механизмов регуляции волевых действий. Наши примеры из повседневной жизни отлично иллюстрируют эти моменты и подчёркивают, как воля может проявляться в действиях, требующих значительных усилий.[20]
Воля и эмоциональное состояние: Мы затрагиваете проблему, связанную с искушением оставаться наблюдателем, несмотря на внутренние намерения и интересы. Это явление стоит обсуждать в контексте взаимодействия эмоционального состояния и волевого поведения, что открывает новые горизонты для исследований в области психологии.
Моё исследование хорошо освещает сложность и многогранность волевой сферы, её взаимосвязь с другими аспектами личности и важность формирования воли не только как способности преодолевать трудности, но и как процесса, который требует глубокого понимания и внутренней мотивации.[14]
Определение воли: Я чётко формулирую, что воля представляет собой сознательную саморегуляцию, которая включает в себя умение преодолевать трудности. Это позволяет выделить волю как важный элемент любой целенаправленной деятельности.
Разнообразие волевых качеств: Я обрисовал множество волевых качеств, таких как решительность, целеустремленность, мужество, смелость и настойчивость. Это помогает понять, что воля — это не одно свойство, а комплекс характеристик, которые влияют на поведение человека в различных ситуациях.
Взаимосвязь с личностью: Подчеркнув, что волевые качества строятся на моральных компонентах и типологических особенностях нервной системы, вы открываете важный аспект понимания воли как действующего фактора формирования личностных черт. Таким образом, воспитание волевой сферы — это не только вопрос морального и психологического формирования, но и вопрос, связанный с индивидуальными особенностями каждого человека.[16].
Практический аспект воспитания воли: акцентируя внимание на том, что волевые качества развиваются в процессе деятельности, а не произвольными упражнениями. Это важно для педагогов и родителей, поскольку подразумевает необходимость создания условий для практического применения и тренировки волевых качеств в реальных жизненных ситуациях.[17].
Трудности в развитии волевых качеств: справедливо упоминая о том, что в развитии волевых качеств могут возникнуть трудности, особенно если они связаны с врождёнными особенностями. Это подчёркивает значимость индивидуального подхода в воспитании и коррекции волевой сферы, что является важным для педагогической практики.
Моральный компонент воли: Упоминание о нравственном аспекте волевых качеств — это важный момент, который требует внимания. Это связано с формированием сознательных мотивов действий, что, в свою очередь, влияет на социальное взаимодействие и адаптацию человека в обществе.[4].
Таким образом, в связи с тем, что различные волевые качества связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании человека и развитии у него волевой сферы. Однако в этих качествах кроме морального компонента проявляется ещё и генетический: волевая сфера тесно связана с типологическими особенностями свойств нервной системы. Поэтому страх и отсутствие способности у человека владеть собой при его возникновении, а также неспособность долго терпеть усталость, принимать быстрое решение, и так далее, могут иметь врождённую основу. Но это вовсе не значит, что развитие волевой сферы в этом случае бесполезно. Однако в отношении некоторых волевых качеств, в существенной мере зависящих от врождённых особенностей человека, нужно избегать стандартных подходов в их развитии и излишнего оптимизма. Необходимо знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, родителей, учителей требуются педагогическая мудрость, терпеливость и чуткость (нельзя, например, боязливому приклеивать ярлык «трус») [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аликулова С., Нургали А. Особенности развития детей с задержкой психического развития. Современный научный вестник, 2020, №1, с. 222-225.
2. Архарова О.В., Зайченко Т.П., Шубина Е.Н. Мотивационно-волевая сфера младших школьников как фактор успешности обучения по новым образовательным стандартам. Научный альманах, 2021, №8 (10), с. 1491-1497.
3. Батыршина А.Р. Подходы к формированию и воспитанию волевых качеств в отечественной педагогике и психологии. Омский научный вестник, 2023, №1 (135), с. 100-102.
4. Батыршина А.Р. Проблема формирования и воспитания волевых качеств личности в отечественной психологии. Высшее образование сегодня, 2021, №10, с. 26-30.
5. Германова Е.Ю. Первичность коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития. В: Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сб. докладов XIV Междунар. науч. конф. (г. Липецк, декабрь 2020 г.). Научное партнерство «Аргумент», 2022, с. 167-171.
6. Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ. Молодой ученый, 2021, №3, с. 959-964.
7. Жесткова Н.А. Развитие мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе обучения. Символ науки, 2020, №6-2, с. 254-257.
8. Жмуров В.А. Психиатрия детско-подросткового возраста. М.: Медицинская книга, 2021. 550 с.
9. Ибрагимова Г.Г. Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с задержкой психического развития. Молодой ученый, 2022, №12, с. 748-751.
10. Ильмурзина Л.М. Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020, №2, с. 32-35.
11. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика: Психокоррекция нарушений развития. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2021. 348 с.
12. Конева И.А., Рыжова Ю.В. Коррекция волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития продуктивными видами деятельности. Теоретические и прикладные аспекты современной науки, 2020, №9-5, с. 53-55.
13. Лебеденко И.Ю. Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Арзамас: РИО АГПУ, 2021. 132 с.
14. Мамайчук И.И. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии. М.: Эко-Вектор, 2020. 416 с.
15. Мандель Б.Р. Общая психокоррекция: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2022 352 с.
16. Монроз А.В. Индивидуально-типологические особенности структуры волевых качеств на ранних этапах становления волевой саморегуляции. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2021, №2, с. 63-76.
17. Монроз А.В. Структура волевых качеств детей на ранних этапах онтогенеза. Вопросы психологии, 2021, №3, с. 21-29.
18. Семенов С.С. Особенности поведения младших школьников с нарушением эмоционально-волевой сферы. Обучение и воспитание: методики и практика, 2022, №27, с. 68-72.
19. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2023, №11 (Т. 4), с. 1292-1294.
20. Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2023. 143 с.
21. Степанова М.А. Особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения в начальной школе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2022, №9, с. 134-140.
22. Филиппова К.А. Содержание основных психологических процессов, составляющих структуру эмоционально-волевой сферы человека. Научное обозрение. Серия 2: гуманитарные науки, 2020, №3, с. 85-91.