Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эмоции и чувства играют ключевую роль в человеческой жизни, формируя его внутренний мир. Эмоциональное развитие и воспитание представляют собой одно из наиболее сложных и многогранных направлений в психологии и педагогике. Эмоции критически важны в организации образовательного процесса как в дошкольных, так и в школьных учреждениях. На положительном эмоциональном фоне учащиеся легче усваивают учебный материал и более эффективно развивают новые навыки и умения.
Нарушения в эмоциональной сфере могут вызывать снижение работоспособности, расстройства поведения и приводить к социальной дезадаптации, о чем говорили такие великие учёные, как Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев. Рассмотрение вопросов эмоционального развития у детей с нарушениями слуха имеет огромное значение, поскольку каждое отклонение влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха стало предметом исследования таких учёных, как Е.Г. Речицкая, Н.Г. Морозова, В. Петшак, Т.Г. Богданова и Т.Ю. Кулигина. У этих детей наблюдаются проблемы, которые негативно сказываются на их социальной адаптации, способности интегрироваться в общество и понимании окружающего мира. Эти нарушения также отражаются на их поведении в коллективе сверстников, вызывая конфликты и внутриличностные проблемы, а также проявления тревожности, гиперактивности, замкнутости и агрессивности. Учитывая, что развитию эмоциональной сферы у дошкольников уделяется недостаточно внимание, требуется целенаправленная работа по её коррекции и обогащению, что делает изучение этой темы особенно актуальным.
Объект исследования: особенности эмоционального развития старших дошкольников с нарушениями слуха.
Предмет исследования: пути изучения и развития эмоциональной сферы у данной категории дошкольников через специальные занятия с элементами игровой деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей с нарушениями слуха наблюдаются специфические особенности в развитии эмоциональной сферы, а специальная серия коррекционных занятий с применением игровых методов может способствовать улучшению этого развития.
Цель: Мы стремимся изучить особенности и создать условия для развития эмоционального восприятия у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста, уделяя внимание адекватному выражению своих эмоций.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать теоретическую литературу по теме.
Подобрать методики для проведения начального эксперимента.
Разработать методические рекомендации для серии занятий по коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями слуха через игровую деятельность.
Создать комплекс занятий, способствующих знакомству детей с миром эмоций в процессе игры.
Методы исследования:
Эмпирические: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, изучение соответствующей документации, педагогическое тестирование, начальный эксперимент, беседа.
Теоретические: изучение и анализ научной литературы, теоретический анализ.
Таким образом, реализуя указанные задачи и используя предложенные методы, мы надеемся значительно продвинуться в понимании и развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха.
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы у дошкольников
1.1 Развитие эмоциональной сферы у нормально развивающихся дошкольников
Эмоциональная сфера человека охватывает широкий спектр переживаний и чувств, выполняя множество важных функций: она стимулирует, регулирует, защищает и сигнализирует. Чувства представляют собой отражение социально значимых явлений, возникающих в результате соотношения обстоятельств с личными ценностями. Эмоции, в свою очередь, являются психическими процессами, оценивающими ситуацию с яркой субъективной окраской, и охватывают все виды человеческих переживаний. Это выражение состояния человека и его отношений с окружающим миром, включающее две составляющие: объективную (соматические и вегетативные реакции) и субъективную (внутренние мысли и переживания).
При возникновении эмоций происходит комплексное реагирование организма, включая изменения в сердцебиении, артериальном давлении и дыхании, а также изменения в пищеварительной системе. Однако реагирование на эмоциональные переживания индивидуально и не поддаётся строгим закономерностям.
Эмоциональные переживания — это состояния, которые характеризуются устойчивостью и достаточной длительностью после изменения ситуации. В литературе выделяются пять основных групп эмоциональных переживаний:
Аффект — кратковременная, но интенсивная реакция на внешний стимул, проявляющаяся в утрате самообладания и резком изменении жизнедеятельности, например, гневе или страхе.
Эмоции — временные переживания, связанные с внутренними или внешними событиями, которые могут быть как положительными (радость, интерес), так и отрицательными (гнев, страх).
Чувства — долгосрочные и устойчивые отношения человека к объектам, проявляющиеся через эмоции, такие как страсть и увлечение.
Настроения — длительные, хотя и не интенсивные эмоциональные состояния, которые окрашивают все поведение человека.
Стресс — физиологическая реакция на экстремальные условия, требующая мобилизации всех ресурсов организма.
Развитие эмоциональной сферы личности является важнейшим аспектом его формирования и влияет на успешность усвоения знаний. Развитие этой сферы зависит от внутреннего и внешнего окружения, включая социальные условия, наследственность и физическое состояние.
Следует разграничивать понятия эмоциональной и волевой сферы личности. Эмоциональная сфера охватывает широкий диапазон чувств и переживаний, в то время как волевая сфера обобщает качества человека, такие как сила воли и целеустремленность.
Этапы развития эмоциональной сферы совпадают с основными этапами психического развития, начиная с раннего детства и заканчивая подростковым возрастом. На каждом этапе проявляются определённые типы нервно-психического реагирования, включая эмоциональные и характерологические особенности.
При рассмотрении младенческого и раннего периодов (0–3 года) отмечается соматовегетативный тип реагирования, проявляющийся в повышенной эмоциональной возбудимости, что может сопровождаться расстройствами пищеварительной системы. В дошкольном возрасте (3–7 лет) характерен психомоторный тип, связанный с повышенной эмоциональной возбудимостью, негативизмом и агрессией. Эти особенности чаще всего проявляются в критические периоды возрастного развития, такие как кризисы 3–4 и 7 лет. В три - четыре года наблюдаются реакции упрямства и протеста на фоне эмоциональной возбудимости. К семи годам формируются устойчивые эмоциональные реакции, что ведёт к закреплению личностных характеристик.
В старшем дошкольном возрасте эмоции непосредственно влияют на процесс воспитания и обучения, определяя поведение ребёнка. Их проявление зависит от удовлетворённости или неудовлетворённости потребностей детей. На этом этапе эмоциональность проявляется сдержанно, конфликты возникают по серьёзным поводам, а сильные аффективные всплески наблюдаются крайне редко.
В этом возрасте происходит переход от мотивов к желаниям, и формируется механизм предвосхищения действий, что имеет важное значение для оценивания результатов и взаимодействия с окружающими. Дошкольный период — это этап активного познания отношений между людьми, где игра служит важным инструментом для развития коммуникационных навыков и формирования творческого воображения. Таким образом, данный период можно охарактеризовать как начальное формирование личности.
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха
Проблема эмоционального воспитания детей с нарушениями слуха становится актуальной с тех пор, как Л.С. Выготский начал исследовать общие закономерности развития как нормально развивающихся детей, так и детей с различными патологиями. Важнейшими аспектами его работы стали взаимодействие биологических и социальных факторов и активная позиция ребёнка в процессе его психологического формирования, а также выделение сензитивных периодов и определение ведущих видов деятельности на различных возрастных этапах.
С конца XIX века вопрос эмоционального развития детей с нарушениями слуха привлек внимание специалистов. Например, в 1822 году Нейтанн выделил такие черты, как низкое самообладание и импульсивность, как присущие детям с этой патологией. Позже, в 1900 году, Е.С. Боришпольский отметил, что детям с нарушениями слуха знакомы разные чувства — любовь, товарищество, сострадание, и что проявление этих эмоций во многом зависит от воспитательных влияний.
В области сурдопсихологии исследуется эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха. Особенное внимание уделяется недостаткам их психического развития и специфике формирования речевой функции. В младенчестве (6-7 месяцев) у таких детей начинается формирование чувства безопасности и привязанности к матерям. Исходя из мнений Е.И. Исениной, тип привязанности ребёнка определяет множество качеств, как положительных, так и отрицательных, определяющих психологический климат в семье.
Т.Г. Богданова подчёркивает важность эмоционального общения для младенцев с нарушениями слуха, указывая на значимость реакции сосредоточения и улыбки для развития коммуникации. В 1987 году Е.Н. Винарская акцентировала внимание на средствах эмоционального познания и коммуникации, которые играют важную роль в представлениях о раннем развитии детей. У детей с нарушениями слуха могут наблюдаться признаки врождённой нервности и нарушения поведения, если не обеспечивается должной медицинской и социальной поддержки.
Ранний дошкольный возраст (от 3 до 3,5 лет) сопровождается изменениями в привычных жизненных стереотипах, что часто приводит к усилению психоневротических реакций и девиантному поведению. Лица с нарушениями слуха могут столкнуться с соматовегетативными реакциями, влияющими на их общее состояние и поведение, особенно если своевременная помощь не оказывается.
Задержка в формировании произвольной регуляции и трудности в освоении сюжетно-ролевой игры также являются проблемами для детей с нарушениями слуха. Но при активном участии педагогов и семейное окружение может создать условия для полноценного эмоционального развития. Важно учитывать, что дети с нарушениями слуха в семьях глухих родителей показывают большую независимость и личную зрелость, а в семьях с слышащими родителями могут испытывать трудности в эмоциональном восприятии и общении.
Исследования показывают, что недостаток эмоционального понимания между родителями и детьми с нарушениями слуха может привести к негативным эмоциям и социальной изоляции. Вызванные этим проблемы в коммуникации отмечаются также и в отношениях между братьями и сёстрами, что требует индивидуального подхода в психокоррекции.
Когда дети с нарушениями слуха воспитываются в семьях слышащих родителей, их эмоции, как правило, менее положительны, и наблюдаются явные негативные реакции, особенно в отношении отца. Напротив, эмоционально положительный фон в семьях глухих детей помогает создать атмосферу взаимопонимания, что способствует их развитию.
Необходимость психокоррекции отношений детей с нарушениями слуха и их родителей является важным аспектом их эмоционального воспитания. Например, исследования 1998 года подтвердили, что коррекционная работа может существенно улучшить эмоциональное развитие детей. Важно, что положительные эмоциональные проявления у детей глухих родителей приближаются к нормам, что не наблюдается у детей слышащих родителей.
Поддержка со стороны семьи является критически важной в эмоциональном развитии детей с нарушениями слуха. Она выступает в качестве защитного фактора и источника уверенности для ребёнка, особенно в кризисные моменты. Коррекционная работа с семьёй также играет значительную роль в интеграции ребёнка с нарушениями слуха в общество.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86.
2. Вопросы психологии глухонемых и умственно-отсталых детей: сборник статей / под ред. Л. В. Занкова, И. И. Данющевского. - М.:
3. . Вилюнас, В. К. Эмоции и деятельность / В. К. Вилюнас//Психология эмоций: хрестоматия по психологии. - СПб.: Питер, 2004. - С. 285 - 303.
4. . Арнольд, М. Б. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности / М. Б. Арнольд, Дж. А. Гассон // Психология эмоций: хрестоматия по психологии. - СПб.: Питер, 2004. - С. 197 - 210
5. . Березина, Д.В. Узнавание эмоций по выражению лица детьми с ЗПР/ Д. В. Березина // Ананьевские чтения - 2000: тезисы научно- практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 169 -170.
6. . Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоционально-оценочной лексики глухих детей младшего школьного возраста во внеурочное время: автореф. дис. ... канд. педагог, наук : 13.00.03 / Кулигина Татьяна Юрьевна. - М., 2008. - 21 с.
7. . Михайлова, Ю. А. Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.04 / Юлия Андреевна Михайлова. - М., 2014. -29 с.
8. . Речицкая, Е. Г. Формированию универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: монография / Е. Г. Речицкая. М.:, 2011. - 186 с.
9. . Петшак, В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи / В. Петшак // Дефектология. - 2021. -№ 6. - С. 18 - 24.
10. . Исенина, Е. И. Дословесная коммуникация у глухих и слышащих детей / Е. И. Исенина // Дефектология. - 2019. - № 6. - С. 3 - 7.
11. . Граш, Н. Е. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения: книга для учителей и родителей / Н. Е. Граш. - СПб.: СОЮЗ. -2011. - 192 с.
12. . Петшак, Влодимеж. Особенности понимания глухими школьниками эмоциональных состояний человека :дис. ... канд. псих. наук:/ВлодимежПетшак. - М.: 2020. - 137 с.
13. . Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман.- СПб.: Питер, 2010. - 334 с.
14. . Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам . - М.: Книголюб, 2004.- 104 с. (Специальная психология).
15. . Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.:ТЦ, Сфера,2012. - 170 с.
16. . Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994
17. . Выготский Л.С.. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.
18. . Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. - М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2023. - 160 с.
19. . Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М., 1969
20. . Леонгард Э.И. Особенности обучения устной речи в детском саду для глухих и слабослышащих детей // Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф.Ф. Pay. - М, 2015.
21. . Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 224 с
22. . Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. / В.Е. Дружинин. - М., 2003.
23. . Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц
24. . Заболтина, В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Автореферат. / В.В. Заболтина. - М., 2007.
25. . Специальная педагогика, Ч. 2. Сборник студенческих работ, М.: Студенческая наука, 2022. Редактор: Ушамирская Г.Ф.
26. . Речицкая Е.Г., Кулигина Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. //Учебно-методическое пособие.- М.: Книголюб, 2016. Издание 2, дополненное.