Фрагмент для ознакомления
2
Важность процессуальных гарантий основана на обеспечении соблюдения прав физических и юридических лиц в исполнительном производстве. Регламент осуществления прав и обязанностей участников исполнительного производства должен соответствовать принципам, которые представляют собой совокупность установленных законом основных норм, определяющих сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве.
При этом для принципов права в целом и исполнительного производства характерной чертой является императивность, которая исключает возможность их применения, если она юридически не закреплена в процессуальных нормах исполнительного производства. Поскольку доктрина и законодательство о правоприменении находятся в стадии разработки, научное сообщество формулирует принципы правоприменения, которые могут быть закреплены в будущем [12].
О.В. Еременко, говоря о принципах гражданского процессуального права, справедливо отмечает, что они являются основой процессуальных гарантий защиты закона в целом, прав и законных интересов истца, истицы и других заинтересованных сторон в ходе производства по иску. Правовые гарантии участников исполнительного производства также гарантируются рядом принципов. Вопрос о составе принципов и их содержании четко не раскрыт в научных исследованиях.
Существуют различные классификации, выделяются различные типы принципов и дается различная интерпретация содержания отдельных принципов исполнительного производства. Таким образом, статья 4 Закона об исполнительном производстве закрепила ряд основополагающих принципов исполнительного производства.
Законом установлены принципы законности; своевременность исполнения и исполнительных действий; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимального имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи; соотношение объема требований должника и исполнительных действий (статья 4 Закона об исполнительном производстве).
Доктрина, помимо вышеуказанных принципов, включает принцип федерализма, сочетание отраслевой и территориальной организации исполнения, процессуальную деятельность судебного пристава, получение юридической помощи и другие.
Кроме того, нормативно закреплены принципы построения и функционирования государственной службы: федерализм, законность, единство правовых и организационных основ государственной службы, защита должностных лиц от незаконного вмешательства в их профессиональную деятельность как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц (статья 3 Закона о государственной службе).
Поскольку Федеральная служба судебных приставов является органом исполнительной власти и, следовательно, судебные приставы имеют статус государственных служащих, подробности и раскрытие этих принципов изложены в специальном законодательстве. Так, статья 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает следующие принципы государственной гражданской службы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной государственной службы и государственной службы субъектов РФ;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к государственной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональной и профессиональной деятельностью;
4) профессионализм и компетентность государственных служащих;
5) стабильность государственной службы;
6) доступность информации о государственной службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защита государственных служащих от незаконного вмешательства в их профессиональную деятельность [15].
Эти принципы распространяются и на осуществление судебным приставом своих полномочий, что, в свою очередь, призвано обеспечить его независимость, беспристрастность и справедливость по отношению к другим участникам исполнительного производства.
В научном сообществе при рассмотрении прав субъектов исполнительной власти, предусмотренных законом, выделяют следующую классификацию правовых принципов: общие правовые нормы и специфические. Общие правовые принципы традиционно включают принципы законности, равенства, целесообразности и справедливости. К принципам, присущим исполнительному производству, относятся: принцип распоряжения, национальный язык исполнения, неприкосновенность личности должника, неприкосновенность минимальных средств к существованию должника и членов его семьи, пропорциональность распределения взыскиваемых сумм между заявителями.
Конкретные принципы также играют важную роль в понимании сути исполнительного производства и в соблюдении прав субъектов исполнительного производства.
Принцип государственного языка исполнительного производства вытекает из норм гражданского процессуального законодательства и арбитражного судопроизводства.
В соответствии с Конституцией РФ официальным языком РФ на всей ее территории является русский. Федеральная служба судебных приставов, как федеральный орган исполнительной власти, отвечает за обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов и подчиняется Министерству юстиции РФ. Поэтому официальный язык – русский - подлежит обязательному использованию в деятельности службы.
В уголовном, гражданском и административном праве допускается использование государственного языка субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом. На данный момент законодательством не предусмотрена аналогичная норма, применимая к исполнительному производству. Однако в будущем представляется целесообразным внести соответствующие изменения [13].
Принцип неприкосновенности личности должника получил широкое толкование в науке. В частности, каждый человек имеет право на жизнь (статья 20 Конституции Российской Федерации), достоинство личности защищено государством (статья 20 Конституции Российской Федерации).
Перечисленные конституционные нормы основаны на принципе неприкосновенности личности должника. Проект Исполнительного кодекса Российской Федерации содержит ряд новых принципов, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что авторы проекта рассматривают их как специфические. В данном случае имеются в виду принципы поощрения добровольного исполнения и реальность обращения взыскания.
Научное сообщество предлагает другой анализ вышеупомянутых принципов. Согласно статье 9 проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации принцип поощрения добровольного исполнения означает, что принудительное исполнение исполнительного документа осуществляется только в том случае, если должник не выполняет требования исполнительного документа в установленный законом срок добровольного исполнения. Пункт 2 той же статьи проекта предусматривает, что должник, добровольно выполнивший требования исполнительного документа в установленный законом срок, освобождается от уплаты исполнительного сбора.
Проблема правовых стимулов в общей теории права рассматривается в терминах категории правовых стимулов.4 Роль поощрения обусловлена социальными функциями, которые побуждают к действию, хотя и не являются обязательными в соответствии с действующим законодательством, но ожидаемы для общества и имеют социальное значение. Следовательно, система исполнения основана на широком спектре принципов. В будущем эти принципы должны быть закреплены в кодифицированном законодательстве и отражены в судебной и внесудебной практике.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» // СПС Консультант Плюс.
3. Об исполнительном производстве. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
4. Алексий П. В. Гражданское процессуальное право России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 432 с.
5. Валеев Д. Х. Исполнительное производство. - СПб.: «Питер», 2008. - 400 с.
6. Валеев Д.Х. Принципы защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве // Ученые записки Ульянов. гос. ун-та. Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения. Вып. 2 (12) / Под ред. А.И. Чучаева. Ульяновск, 2000. С. 41–48.
7. Вдовина Ю.Г. Исполнительное право. - Электронный учебник. - Режим доступа: [http://www.e-college.ru/xbooks/xbook159/book/index/index.html?go=part-008*page.htm].
8. Викут М. Л. Гражданский процесс России. - М.: Юрист, 2006. - 384 с.
9. Вставская И. М., Савченко С. А. Исполнительное производство. - М.: Проспект, 2010. - 232 с.
10. Грицай О.В. Принципы современного исполнительного производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 6. – С. 35–43.
11. Гущина К. О. Гражданское процессуальное право. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 160 с.
12. Деготь Е.А., Деготь Б.Е. Исполнительный процесс: Научно-практическое пособие. - М.: Новый индекс, 2006. - 336 с.
13. Демичев А.А. К вопросу о принципах гражданского процессуального, арбитражного процессуального и исполнительного права // Вестник Российской правовой академии. 2005. № 2. С. 32–35.
14. Еременко О.В. Процессуальные гарантии защиты прав и законных интересов взыскателя, заявителя и других заинтересованных лиц по неисковым производствам: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 17.
15. Исаенкова О.В. К вопросу о принципах исполнительного права // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В.В. Яркова (отв. ред.), М.А. Викут, Г.А. Жилина и др. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2000. С. 484–497.
16. Исаенкова О.В., Балашов А.Н., Балашова И.Н. Исполнительное производство в Российской Федерации. Курс лекций М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 192 с.
17. Коваленко А. Г. Гражданский процесс. - М.: Инфра-М, Контракт, 2008. - 448 с.
18. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.
19. Мурзабулатов У.М. Концептуальные пробелы в законодательстве об исполнительном производстве // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 1. С. 44-47.
20. Панкратова Н.А. Система принципов исполнительного права // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвуз сб. науч. тр. Екатеринбург, 2000 С. 498–505.
21. Решетникова И.В. Стадии исполнительного производства: пособие по исполнительному производству для судебных приставов-исполнителей / под ред. И.В. Решетниковой. М., 2000. - 271 с.
22. Талмач Р. Развитие исполнительного производства в Республике Молдова // Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов : сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 8-11 июня 2011 г. / отв. ред. А.О. Парфенчиков и Д.Х. Валеев. М. : Статут, 2011. С 144-154.
23. Треушников М. К. Гражданский процесс. - М.: Городец, 2007. - 783 с.
24. Улетова Г.Д. К вопросу о системе принципов исполнительного права // Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар–Сочи, 23 мая 2002 г. Краснодар, 2002. С. 60–70.
25. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. В.А. Томсинов. М. : «ЗЕРЦАЛО», 2004. - 327 с.
26. Шакарян М. С. Гражданское процессуальное право. - М.: Проспект, 2007. - 584 с.