Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы связана с растущей важностью эмоционального интеллекта в профессиональной сфере. Для повышения экономической эффективности организации необходимо регулярно осуществлять психологическую диагностику эмоционального состояния сотрудников, так как это влияет на их производительность и текучесть кадров.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1. Психологические аспекты эмоций в профессиональной деятельности
В условиях усиливающейся рыночной конкуренции в сфере торговли требования к деловым и личным качествам продавцов значительно возросли. Их личное благосостояние стало строго зависеть от результатов их работы. Иными словами, уровень жизни торговых работников и их семей теперь напрямую определяется исключительно их профессиональными навыками.
Профессиональная деятельность торгового работника (продавца) осуществляется в условиях, которые далеко не всегда являются комфортными, что требует значительных внутренних ресурсов и высокой эмоциональной устойчивости. К числу наиболее неблагоприятных факторов, влияющих на работу продавца, можно отнести: длительные и значительные нагрузки без достаточного времени и условий для полноценного восстановления, монотонность выполняемых задач, ограниченная подвижность, физическое и психическое напряжение, материальная ответственность, а также различные внешние факторы. Чаще всего на работника воздействует сложный комплекс этих факторов, хотя иногда достаточно и одного из них, чтобы вызвать изменения в его психическом состоянии [2].
Наиболее выраженным психическим состоянием, возникающим под воздействием негативных факторов профессиональной деятельности, является стресс. Это состояние, обладающее сложной природой, включает в себя психофизиологические, личностные и социальные аспекты. Именно поэтому психологические последствия стресса имеют большое значение. В данной профессии человеческий фактор играет крайне важную, а иногда и определяющую роль в успешной работе организации. Особое внимание следует уделять индивидуально-психологическим характеристикам сотрудников, работающих в «контактной зоне». Таким образом, одной из актуальных проблем торговых организаций становится вопрос психологического стресса.
1.2. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние
Я считаю, что эмоциональное благополучие и способность эффективно выражать свои мысли и чувства имеют решающее значение в нашей жизни. В условиях современного мира, где нестабильность, стресс и непредсказуемость могут значительно влиять на наше психическое и физическое здоровье, необходимость развития личностных качеств и профессиональных навыков становится все более важной.
Для улучшения эмоционального благополучия и способности выражать свои мысли и чувства можно применять следующие подходы:
Развивать навыки общения. Это может включать чтение специализированной литературы, участие в тренингах и курсах, а также практику взаимодействия с другими людьми. Эффективное общение является ключевым навыком для достижения успеха как в профессиональной, так и в личной жизни. Развитие этих навыков включает не только изучение теории, но и практическое применение. Важно уметь слушать, задавать вопросы и четко формулировать свои мысли и чувства. Также следует быть открытым к различным точкам зрения и уметь находить компромиссы для разрешения конфликтов. Кроме того, улучшение навыков общения может способствовать укреплению отношений с окружающими и повышению уверенности в себе.
Развивать навыки эмоционального управления. Человек способен обучаться контролю над своими эмоциями, чтобы они не мешали ему адекватно выражать свои мысли и чувства. Это может включать в себя практику медитации, применение дыхательных техник и методов релаксации, а также участие в терапевтических сессиях. Эмоциональная регуляция является ключевым навыком для успешного взаимодействия с клиентами. Исследования показывают, что люди, умеющие управлять своими эмоциями, лучше справляются со стрессом, улучшают свои отношения с окружающими и повышают свою продуктивность на работе. Поэтому я настоятельно рекомендую всем развивать навыки управления эмоциями для повышения своей профессиональной компетенции и личного благополучия [11].
Повышение самооценки. Человек может активно работать над улучшением своей самооценки, что поможет ему чувствовать себя более уверенно при выражении своих мыслей и эмоций. Это может включать сотрудничество с психологом, изучение литературы по самооценке, а также практику аффирмаций и позитивного мышления. Увеличение самооценки способствует более уверенной самовыраженности. Один из методов повышения самооценки заключается в работе над собственными убеждениями о себе, своих способностях и возможностях. Это может включать осознание и пересмотр старых убеждений, формирование новых позитивных установок, а также практику само-принятия и любви к себе. Кроме того, работа над самооценкой может включать заботу о здоровье, достижение поставленных целей и признание собственных успехов и достижений.
Исследование собственных эмоций. Человек способен развивать навыки понимания своих эмоций и распознавания их проявлений на лицах, в телесных реакциях и поведении окружающих. Это способствует более глубокому осознанию себя и других, что, в свою очередь, улучшает коммуникацию. Освоение своих эмоций и умение их идентифицировать являются ключевыми аспектами психологического роста, позволяя человеку лучше осознавать свои потребности, мотивацию и причины своих действий. Кроме того, это помогает лучше понимать эмоциональные реакции других и строить более эффективные и глубокие отношения с людьми [3].
Искать поддержку. Человек может обратиться за помощью к друзьям, родственникам или психологу, чтобы обсудить свои мысли и чувства, а также получить советы и поддержку. Это может помочь ему почувствовать себя менее одиноким и более уверенно выражать свои эмоции. Поддержка окружающих играет важную роль в улучшении эмоционального состояния и способности делиться своими переживаниями. Общение с другими может предоставить новые идеи, взгляды и решения для возникающих проблем, а также создать ощущение поддержки и сочувствия. Важно помнить, что стремление к поддержке — это не признак слабости, а, наоборот, проявление здравого смысла и самоуважения.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель нашего исследования заключается в анализе уровня эмоциональной сферы у работников торговли. Исследование было проведено на базе супермаркета «Перекрёсток» (15 сотрудников) и студентов ВУЗов (15 студентов).
Для решения поставленных задач нашего исследования, нами были отобраны следующие психодиагностические методики.
1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тест на эмпатию Бойко), предназначена для оценки способности человека сопереживать и понимать мысли и чувства других.
Эмпатия, происходящая от греческого слова «empatheia», означает «сопереживание». Она подразумевает осмысленное восприятие внутреннего мира собеседника. Эмпатия проявляется быстрее и легче, когда наблюдается сходство в поведенческих и эмоциональных реакциях. Существуют различные формы эмпатии, такие как:
- сопереживание, которое заключается в том, что собеседник испытывает те же чувства, что и другой человек, ставя себя на его место;
- сочувствие, которое выражается в переживании из-за чувств другого. Способность к эмпатии у личности увеличивается с накоплением жизненного опыта.
Существует три типа эмпатии:
1. Эмоциональная эмпатия, которая основывается на механизмах подражания поведению других людей.
2. Когнитивная эмпатия, связанная с интеллектуальными процессами, такими как сравнение и аналогия.
3. Предикативная эмпатия, проявляющаяся в способности предугадывать реакции других людей в определённых ситуациях.
Методика позволяет оценить общий уровень эмпатии и развитие различных её компонентов: рационального, эмоционального и интуитивного каналов, а также установок, которые могут как способствовать, так и препятствовать эмпатии, а также способности к проникновению и идентификации в процессе эмпатии.
2.3 Методы математической статистики
Все данные будут оформлены в таблицы, с указанием порядкового номера сотрудника и студента, представлены диаграммы, рассчитан t-критерий Стьюдента для независимой выборки, корреляционный анализ. Будет дан обобщенный вывод по каждой методике.
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В исследовании приняли участие сотрудники супермаркета «Перекрёсток» (15 сотрудников) и студенты ВУЗов (15 студентов).
Сотрудники – исследуемая группа, студенты – контрольная группа.
Все данные будут оформлены в таблицы, с указанием порядкового номера сотрудника и студента.
3.1. Анализ особенностей эмоциональной сферы у работников торговли
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тест на эмпатию Бойко) (Приложения 1 и 3).
Обратим внимание на то, что из максимально возможных 6 баллов по каждому параметру показатели выше 4,6 баллов. Это говорит о преобладании высокого уровня развития всех параметров в структуре эмпатии.
У работников в сфере торговли наиболее развитыми оказались эмоциональный канал, установки, которые способствуют эмпатии и идентификация. Чуть менее развитыми оказались рациональный канал, интуитивный канал и проникающая способность.
Это значит, что для работников в сфере торговли характерна эмоциональная отзывчивость на переживания другого, они имеют устойчивую систему знаний, способствующую распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии и совершают адекватные действия, каким-либо образом выражающие свое сочувствие или сострадание, направленные на помощь и поддержку человеку, если он в ней нуждается.
Суммарный показатель 5 человек - средний уровень, 10 человек – высокий уровень эмпатии.
3.2. Анализ особенностей эмоциональной сферы у контрольной группы
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тест на эмпатию Бойко) (Приложения 1 и 3).
Рисунок 6. Данные теста на эмпатию В.В. Бойко студентов
Рациональный канал эмпатии проявляется в том, что внимание, восприятие и мышление эмпатирующего сосредоточены на сущности другого человека — его состоянии, проблемах и поведении.
Эмоциональный канал эмпатии отражает способность эмпатирующего находить эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать и участвовать в их переживаниях.
Интуитивный канал эмпатии. Оценка в баллах отражает способность респондента воспринимать поведение партнеров и действовать в условиях недостатка информации о них, опираясь на подсознательный опыт.
Установки, которые способствуют или мешают эмпатии, соответственно облегчают или усложняют функционирование всех эмпатических каналов.
Способность к эмпатии рассматривается как важное коммуникативное качество, которое способствует созданию атмосферы открытости, доверия и душевности.
Идентификация является важным условием для успешной эмпатии. Это способность понять другого человека через сопереживание и умение поставить себя на его место.
Для более подробного выявления ведущего канала эмпатии рассмотрим распределение студентов по следующим параметрам в структуре эмпатии (Приложение 3).
3.3. Сравнительный анализ эмоциональной сферы у работников торговли и контрольной группы
По методике диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тест на эмпатию Бойко) сотрудники торговой сферы набрали высокое значение по показателям эмпатии. Студенты набрали средний показатель эмпатии, что подтверждает нашу гипотезу о том, что для работников торговли характерно проявлять эмпатию в большей степени.
Это указывает на то, что участники группы работников в сфере торговли развили способность наблюдать и воспринимать поведение своих партнеров в конфликтных ситуациях, а также действовать более уверенно, принимая во внимание индивидуальные особенности оппонентов.
Люди с умеренным уровнем эмпатии считаются психически здоровыми и не представляют опасности для общества. Они способны легко оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и предоставить эмоциональную поддержку в нужный момент. Они заботятся о своих личных границах и чувствах, чтобы избежать эмоционального перенапряжения или травм.
Если проблемы других людей наносят слишком глубокие раны душе, срабатывает механизм самосохранения, который временно снижает уровень эмпатии, чтобы защитить разум и эмоции человека.
3.4. Программа по развитию эмоциональной сферы работников торговли
Для снижения эмоционального выгорания у сотрудников в сфере торговли можно внедрить следующую программу:
Оптимизация рабочей нагрузки. Необходимо перераспределить задачи с учетом текущей рыночной ситуации, целей бизнеса, а также интересов и навыков сотрудников. Важно четко планировать достижение целей, разбивая их на этапы и временные промежутки, а также обучить сотрудников делегировать задачи друг другу.
Обеспечение сотрудников необходимыми ресурсами для работы. Следует предоставить доступ к CRM-системам, офисным программам с функцией совместной работы, платформам для видеозвонков и виртуальных презентаций, а также инструментам для автоматической рассылки рекламных и маркетинговых материалов.
Способствовать развитию личности и профессиональных навыков. Организовывать тренинги и мастер-классы с участием как внутренних, так и внешних экспертов, проводить ролевые игры, а также внедрять систему наставничества и коучинга.
Стимулировать и поддерживать баланс между работой и личной жизнью. Предоставлять гибкий график, возможность гибридной работы, а также инициативы по улучшению здоровья сотрудников, такие как абонементы в фитнес-клубы, компенсация за здоровое питание и бесплатные медицинские обследования.
Предоставление обратной связи и признание успехов. Необходимо разработать прозрачную систему вознаграждений за выдающуюся работу и регулярно предоставлять сотрудникам конструктивные отзывы.
Также стоит рассмотреть возможность участия в программе по профилактике профессионального выгорания, такой как «Гармония души». Она включает в себя групповые тренинги, сеансы релаксации, практические семинары, индивидуальные консультации и коррекционные занятия по рекомендации психолога.
Занятие №1
Тема: «Эмоциональное выгорание: методологические основы, причины и источники стресса в профессиональной деятельности сотрудников в сфере торговли, а также эффективные способы их преодоления».
Цель: Ознакомление с понятием «Эмоциональное выгорание». Определение уровня синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у сотрудников в сфере торговли. Анализ личных источников негативных эмоций на рабочем месте и выявление ресурсов для профессиональной деятельности. Снижение напряжения через выражение накопленных негативных эмоций и получение психологической поддержки.
Ход занятия:
Упражнение «Знакомство». Участники передают мяч или клубок по кругу, называя свое имя и делясь двумя положительными и двумя отрицательными качествами.
Дискуссия. «Эмоциональное выгорание у сотрудников в сфере торговли: причины и симптомы». Основные понятия: определение «Эмоционального выгорания», причины его возникновения у сотрудников в сфере торговли и методы преодоления. Обсуждение.
ВЫВОДЫ
В исследовании приняли участие сотрудники супермаркета «Перекрёсток» (15 сотрудников) и студенты ВУЗов (15 студентов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успех торговых предприятий напрямую зависит от того, как их сотрудники взаимодействуют с людьми. Работники должны уметь находить общий язык не только с коллегами и руководством, но и с постоянными и потенциальными клиентами. С самого начала телефонного разговора и до момента, когда клиент покинет заведение, каждое слово в диалоге между сотрудником и покупателем играет важную роль в успешной сделке. Это особенно актуально, поскольку общение между персоналом сервисного предприятия и его клиентами, как правило, происходит в формате один на один.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барретт, Л. Ф. Как рождаются эмоции: Революция в понимании мозга и управлении эмоциями / Пер. с англ. Е. Поникарпова. M.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 432 с.
2. Ведерников, В. В. Инновационные технологии в управлении персоналом: Социально-психологический климат/ В. В. Ведерников // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2022. – № 2. – С. 118-124.
3. Вербина, Г. Г. Психология эмоций : учебное пособие / Г. Г. Вербина. – Чебоксары : Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2008. – 308 с.
4. Глухенькая, Н. М., Токарев, А. Г., Токарева, Ю. А. Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход. Монография. Щадринск. – ШГПУ. 2021. – 216 с.
5. Горбунова, М. Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова. М.: Владос-Пресс, 2018. — 223 c.
6. Джанерьян, С. Т. Психология эмоций и воли: Учебное пособие / Джанерьян С.Т. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2016. - 141 с.
7. Жихарева, Л. В. Современное состояние проблемы эмоций и чувств в отечественной психологии / Л. В. Жихарева, С. Р. Сейтмамбетова // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 2(31). – С. 314-322.
8. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 464 с.
9. Караяни, А. Г. Психология общения и переговоров : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения», «Правоохранительная деятельность», «Обеспечение законности и правопорядка» / А. Г. Караяни, В. Л. Цветков. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2023. - 247 с.
10. Косоногов, В. В. Регуляция эмоций - расслабление или напряжение: данные психофизиологии и психологии развития / В. В. Косоногов // Подросток в мегаполисе: поиск вопросов и ответов : Сборник трудов XVI Международной научно-практической конференции, Москва, 04–05 апреля 2023 года. – Москва: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. – С. 67-70.
11. Кравченко, Ю. Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования : учебное пособие / Ю.Е. Кравченко. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2024. — 544 с.
12. Куликов, Л. В. Психология эмоций и чувств : учебное пособие / Л. В. Куликов, Д. А. Донцов. — Москва : Русайнс, 2024. — 246 с.
13. Леонтьева, А. А. Л.С. Выготский в 21 веке: влияние на психологию эмоций (на основе англоязычных диссертаций) // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. C. 136—144.
14. Мадоян, М. А. Психология стресса и стрессоустойчивого поведения : учебное пособие / М.А. Мадоян, С.М. Мадоян. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 138 с.
15. Одинцова, М. А. Психология жизнестойкости : учебное пособие / М. А. Одинцова. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020. - 292 с.
16. Осипова, А. С. Психология эмоций / А. С. Осипова, А. Н. Сударик, С. Н. Федотов. – Москва : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2019. – 141 с.
17. Практикум по общей психологии: эмоции и воля / Ю. В. Селезнева, А. В. Гришина, А. С. Коленова, А. М. Кукуляр. – Ростов-на-Дону : Донской государственный технический университет, 2022. – 88 с.
18. Чиркин, В. М. Психология эмоций / В. М. Чиркин // ТРАДИЦИИ и ИННОВАЦИИ в СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 15 апреля 2019 года. – Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. – С. 178-180.
19. Чумаков, М. В. Эмоционально-волевая сфера личности : учебное пособие для вузов / М. В. Чумаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 106 с.
20. Шапиро, Д. На эмоциях: Как улаживать самые болезненные конфликты в семье и на работе : практическое руководство / Д. Шапиро. - Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 452 с.