Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В.В. Маяковский (1893-1930) был выдающимся поэтом русского художественного авангарда, новатором в поэзии и создателем уникальной стихотворной системы, оказавшей значительное влияние на развитие поэзии XX века. Его произведения, будь то лирика, поэтические эпосы или драмы, отличались исключительной оригинальностью и яркостью художественной индивидуальности. Талант Маяковского был признан почти всеми крупными поэтами того времени, даже теми, кто не соглашался с его воинствующей политической эстетикой.
Творчество Маяковского отличается от других литературных групп, таких как символизм и акмеизм, благодаря его нравственным принципам. Несмотря на отрицание классического наследия, Маяковский акцентирует внимание на сострадании и отзывчивости к боли окружающих («Послушайте!», 1914; «Мама и убитый немцами вечер», 1914). В своей трагедии «Владимир Маяковский» (1913) герой-поэт готов пожертвовать собой ради спасения людей от страданий.
«Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремленность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь выступает важнейшим индикатором счастья. Противоположность любви называется ненавистью» .
Из века в век литература пыталась найти ответ на непростой вопрос, что такое любовь. Каково её влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, а других толкает на самые ужасные преступления? Русские писатели и поэты, обращаясь к теме любви, искали пути разрешения проблем современности, национального бытия, грядущих судеб человечества. Самобытность русской литературы XIX-ХХ вв. сказалась в её вере в высокое назначение любви как проявления духовности, с одной стороны, с другой – основных противоречий эпохи. Творчество В.В. Маяковского открывает новую художественную страницу не только в постижении социальных противоречий эпохи рубежа веков, но и в летописи истинно возвышенного человеческого чувства, имя которому – любовь. Поэтому выбор темы нашей работы неслучаен.
Актуальность исследования определяется усилившимся в конце XX – начале XXI века интересом к национальному самосознанию и русскому характеру в отечественной литературе, а также возрастающим интересом к художественному миру В.В. Маяковского, в частности к проблеме изображения любви. В.В. Маяковский, известный как поэт-глашатай, также писал о любви, и его любовная лирика заслуживает более глубокого анализа и внимания. Многие мысли поэта созвучны современности. И это делает его творчество актуальным и сегодня. Исследование темы любви позволит глубже понять художественный мир В.В. Маяковского в целом.
Т.А. Маляева пишет: «За яркой (порой эпатажной) внешностью, звучной фамилией, могучим голосом скрывалась хрупкая, ранимая, мятущаяся душа «тончайшего лирика», находящегося в состоянии вечного поиска любви». Любовная лирика Маяковского, несмотря на ее значимость, на протяжении долгого времени оставалась в тени его более известных политических и социальных произведений. В советское время такая лирика не была широко освещена и воспринималась с недоверием, поскольку считалась менее важной по сравнению с гражданской темой. Однако именно в любовной лирике поэт раскрывает свои внутренние переживания, показывая, что любовь - это не только личное чувство, но и общественный феномен, способный затрагивать и изменять людей и их судьбы.
Л.Ф. Борусяк , исследуя поэтические предпочтения современной молодежи, отмечает: «В школе поэзию Владимира Маяковского традиционно представляли как гражданственную, позиционировали поэта как «агитатора, горлана, главаря». Но для большинства участников групп, посвящённых поэту , он в первую очередь лирик, остальная часть его творчества в той иной степени выносится за скобки. В Маяковском молодых участников привлекает прежде всего то, как он говорит о любви».
Предмет исследования: особенности воплощения темы любви в лирических текстах В. В. Маяковского
Объект исследования: произведения В. В. Маяковского.
Цель работы - проанализировать особенности воплощения темы любви в произведениях В. В. Маяковского.
Задачи работы:
• изучить и систематизировать критические и литературоведческие источники, в которых затрагивается проблема изображения любви в произведениях В. Маяковского;
• выяснить, как основные принципы футуризма реализовались в трактовке любовной темы в лирике В. Маяковского;
• проследить взаимоотношение гражданского и лирического в любовной лирике В. Маяковского;
• проанализировать наиболее характерные особенности поэтики В. Маяковского в раскрытии темы любви в стихотворениях и поэмах «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это», «Облако в штанах».
На современном этапе изучения наследия В.В. Маяковского тема любви в его произведениях подробному систематическому исследованию не подвергалась. В настоящее время имеются лишь отдельные наблюдения по интересующей нас проблеме.
Научная новизна работы определяется постановкой цели и задач: так как специальной монографической работы, посвященной изучению темы любви в поэзии В.В. Маяковского, пока не существует, нами была сделана попытка в определенной степени восполнить этот пробел: систематизировать уже имеющийся материал и провести комплексное изучение данной проблемы.
Методы и приемы исследования –анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования, а также сравнительно-сопоставительный метод.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее материалов и выводов в вузовском курсе «История русской литературы XIX века», в спецкурсах по изучению творчества В. Маяковского, а также в практике школьного преподавания литературы.
Структура работы определяется ее темой, основной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы включает 25 источников.
Глава 1. Черты футуризма в любовной лирике В.В. Маяковского
1.1. Вещность и телесность в любовной лирике В.В. Маяковского
С.Л. Константинова пишет, что словом «кубо-футуризм» создатели этого кардинального течения авангарда подчеркивали овеществление самой зрительной природы языка, «новую видоизмененную предметностьслова», его конкретно-материальную природу. Слову возвращали его связь с чувственным опытом зрения и осязания.
Н.В. Живолупова отмечает, что в поэме Маяковского «Облако в штанах» (1915) «любовные страдания» лирического субъекта «поддерживаются» образом страдающей плоти «города» и всего «мира»: «Дождь обрыдал тротуары, / лужами сжатый жулик, / мокрый, лижет улиц забитый булыжником труп, / а на седых ресницах – / да! – / на ресницах морозных сосулек / слезы из глаз– / да!– / из опущенных глаз водосточных труб».
Ряд персонификаций, создающих образы мертвого, старого, страдающего, замерзшего тела, делают страдания субъекта не проблемой его личного выбора или судьбы, а частным проявлением общего закона, само осознание которого – уже путь к возможной духовной свободе через смирение, т.е. признание объективного хода вещей, или, что более соответствует сущности антигеройности, – к бунту против «Вселенной».
Лирический субъект поэмы «Облако в штанах» обладает мощной индивидуальностью, несмотря на то, что представлен в образе антигероя. Его откровения о телесности задают тон произведения, который можно охарактеризовать как резкий и необузданный.
А. Якобскон пишет: «Трагическое мироощущение и реальнейшая земная любовь - вот что лежит в основе мифа Маяковского, мифа любви».
Н.В. Живолупова отмечает, что в поэме Маяковского «Облако в штанах» (1915) слова лирического субъекта «тело твое просто прошу, / как просят христиане – / «хлеб наш насущный / даждь нам днесь» – это травестия евхаристического превращения тела в сакральную плоть, скрытое метафорическое уподобление тела возлюбленной святому хлебу причастия. Только теперь возможно в культурном сознании это пародийное обыгрывание телесного: здесь, очевидно, семантика телесности теряет связь с комплексом сакральных значений, бывших скрыто актуальными в культурном сознании предшествующего столетия, по крайней мере, оппозиция «святость – греховность» в аспекте тела уже не абсолютна, она семантически «готова» к пародийному переосмыслению.
Это трансформирует и концепт любви. Трансформация идеи «святого тела», сакральность которого в эпатирующей автохарактеристике субъекта сохраняется уже только в качестве стилистической коннотации (шутливо-иронической), демонстрирует эту негативную свободу от данности религиозной культуры.
Сложность автохарактеристики любовного чувства лирическим субъектом Маяковского, сопрягающей интенсивность любовного переживания с ироническим отстранением от собственной телесности, его объективацией в лирическом сюжете, – это знак новой свободы от самого себя. Здесь это дано как «удвоение» лирического переживания, когда в границах лирического сознания «любовь» и «вожделение тела» одновременно и проживаются субъективно как эмоционально ценные, и являются объектом для осмеяния. Характерное для антигероя отчуждение от собственной телесности: «Меня сейчас узнать не могли бы:/жилистая громадина/ стонет,/корчится./ Что может хотеться этакой глыбе?/ А глыбе многое хочется…» – достигается эффектом двойного видения, когда только на уровне страдания тела сохраняется ощущение принадлежности телесного лирическому субъекту, а смысловой уровень «текст – читатель» создает иллюзию возможной свободы лирического героя от тела.
Свобода лирического субъекта от тела и телесного достигается еще и смысловым размещением тела где-то внизу ценностной шкалы, верхние ступени которой традиционно отданы душевному и духовному. В аксиологии лирического субъекта творчество – то, в чем поэт равен Создателю: «Имя твое я боюсь забыть,/ как поэт боится забыть/ какое-то/ в муках ночей рожденное слово,/ величием равное Богу» .
«Любовь» как духовное самосозидание оказывается близко к этой максимальной ценности, несмотря на самоиронию субъекта: имя, о котором говорится, «Мария», содержит, помимо биографического жизнеподобия (имя реального прототипа), еще и закрепленную в культуре сильную семантическую связь с сакральным и, что здесь сверхзначимо, с чудом преодоления плотского (богородичный аспект).
1.2 Гиперболизация и языковая игра в любовной лирике В.В. Маяковского
О.С. Андреева пишет, что в поэзии В. Маяковского тема любви предстает как «воинствующая, всепоглощающая, всевластная. Олицетворения - «эта тема придет, прикажет», «придет, велит», «замутит, оттянет от хлеба и сна», «нырнет под события, в тайниках инстинктов готовясь к прыжку», «приказала», «пришла, остальные оттерла», «грозой раскидала людей и дела» - показывают всемогущество любви, ее силу, непредсказуемость» .