Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственный финансовый контроль является ключевым инструментом обеспечения экономической стабильности и эффективного использования бюджетных ресурсов. В современных условиях российская экономика сталкивается с рядом вызовов, включая необходимость повышения прозрачности государственных расходов, предотвращения финансовых нарушений и оптимизации контроля за реализацией государственных программ. Эти задачи требуют совершенствования системы финансового контроля и приведения ее в соответствие с международными стандартами. Анализ существующих проблем и перспектив развития государственного финансового контроля в России делает данную тему особенно актуальной.
Целью данной работы является выявление проблем государственного финансового контроля в России и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы и сущность государственного финансового контроля;
2. Провести анализ текущего состояния системы государственного финансового контроля в России;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного финансового контроля.
Объектом исследования является система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают проблемы и перспективы совершенствования государственного финансового контроля.
В процессе выполнения исследования использованы следующие методы:
• анализ нормативно-правовых актов и научной литературы;
• сравнительный анализ международных подходов к финансовому контролю;
• изучение статистических данных и отчетности контрольных органов;
• системный подход к выявлению проблем и предложению решений.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его понятие, классификация и международные подходы. Во второй главе представлен анализ текущего состояния финансового контроля в России, выявлены проблемы и рассмотрен международный опыт решения подобных задач. Третья глава посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию системы государственного финансового контроля в России, включая законодательные инициативы, внедрение цифровых технологий и адаптацию международного опыта.
При написании работы использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные статьи, монографии и исследования в области государственного финансового контроля, а также данные о международных практиках.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и сущность государственного финансового контроля
Анализ сущности и роли контроля за государственными и муниципальными финансами в рамках дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» связан с тем, что контроль отражает контрольную функцию финансов и реализуется на всех этапах финансовой деятельности: формировании, распределении, перераспределении и использовании денежных фондов. Переход от командно-административной модели к рыночной экономике, сопровождаемый трансформацией форм собственности, определяет новые экономические подходы к управлению и движение финансовых потоков. Принципы бюджетного федерализма и разграничение полномочий между субъектами Федерации создают основу для формирования новой системы бюджетного контроля, ставшего стратегически важным направлением государственного финансового управления [7].
Изучение данной проблемы требует обращения к теоретическим основам бюджетного контроля. Для этого важно исследовать различные подходы к категориям «контроль», «финансовый контроль», «государственный финансовый контроль», «муниципальный финансовый контроль», а также «бюджетный контроль». В экономической науке контроль традиционно рассматривается как одна из стадий управленческого цикла, включающего проектирование и постановку целей, организацию исполнения решений, а также контроль их выполнения. Например, А. М. Ковалева определяет контроль как процесс наблюдения, анализа, проверки и сопоставления работы управляемого объекта для оценки обоснованности и результативности решений, выявления отклонений и фактических результатов, а также принятия мер по устранению обнаруженных проблем [2]. Основная задача контроля — объективная оценка состояния проверяемого объекта и предотвращение влияния негативных факторов на реализацию управленческих решений.
Рассмотрение контроля как этапа управления способствует его эффективности, так как позволяет оценить влияние субъекта контроля на объект, а также результативность возникающих при этом взаимодействий. Особую роль играет механизм обратной связи, при котором результаты контроля используются для корректировки управленческого процесса и дальнейшего достижения поставленных целей. Финансовый контроль, как часть управленческого цикла, обусловлен спецификой финансовых отношений и выражает контрольную функцию финансов. Его роль проявляется в реализации распределительной и регулирующей функций финансов, направленных на повышение эффективности использования финансовых ресурсов [10].
Финансовый контроль является ценностным, то есть сопровождает все стадии движения денежных средств, начиная с оценки финансовых результатов. Он охватывает не только операции денежного оборота, но и бартерные сделки, а также взаимозачеты. Государственный финансовый контроль представляет собой правовую деятельность государственных и муниципальных органов, направленную на мониторинг формирования, распределения и рационального использования финансовых ресурсов, а также государственной и муниципальной собственности. Основная его цель заключается не только в выявлении нарушений, но и в их предупреждении.
С практической точки зрения, государственный финансовый контроль можно описать как комплекс мероприятий, проводимых законодательными и исполнительными органами власти, а также специализированными контрольными структурами для проверки финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Он служит инструментом реализации государственной финансовой политики, стабилизации финансовой системы, обеспечения интересов государства и других экономических субъектов. В эту деятельность входят разработка, утверждение и выполнение бюджетов, контроль за внебюджетными фондами, а также мониторинг финансовой деятельности государственных учреждений, банков и корпораций.
1.2 Классификация и виды финансового контроля
Финансовый контроль можно классифицировать по различным признакам, таким как объект контроля, субъект контроля, формы и методы проведения проверок. Рассмотрим основные подходы к классификации финансового контроля.
В зависимости от объекта, который контролируется, можно выделить следующие виды финансового контроля:
Контроль за расходами бюджета. Это контроль за процессом распределения и расходования бюджетных средств, проверка соответствия расходования средств утвержденным бюджетам. Основной целью является предотвращение нецелевого использования бюджетных средств.
Контроль за доходами бюджета. Включает в себя контроль за собираемостью налоговых и неналоговых доходов, проверку правильности расчета налогов, соблюдения налогового законодательства, а также контроль за поступлениями в различные бюджетные фонды.
Контроль за государственной задолженностью. Этот вид контроля направлен на предотвращение образования и увеличение государственного долга, а также на оценку его уровня в соотношении с возможностями погашения.
Контроль за эффективностью использования государственных активов. Включает в себя проверку того, как эффективно используются государственные активы, включая недвижимость, земельные участки, инфраструктуру и другие материальные ресурсы [5].
По субъектам контроля финансовый контроль можно классифицировать следующим образом:
Внешний контроль. Этот вид контроля осуществляется внешними организациями, которые независимы от органов исполнительной власти. Основной субъект внешнего контроля в России — это Счетная палата Российской Федерации, а также независимые аудиторские компании. Внешний контроль, как правило, направлен на проверку законности и целесообразности использования бюджетных средств.
Внутренний контроль. Это контроль, который осуществляется органами, непосредственно управляющими финансовыми средствами, например, министерствами, ведомствами и другими государственными структурами. Внутренний контроль направлен на обеспечение эффективного использования средств внутри организации и предотвращение возможных нарушений.
Общественный контроль. Это контроль, который осуществляется неформальными организациями, а также гражданами, через механизмы, такие как общественные слушания, петиции, народные инициативы и использование платформ открытых данных.
По методам проведения финансового контроля различают:
1. Документальный контроль. Включает проверку финансовых документов, таких как счета, акты, контракты, отчетность и другие бумажные или электронные документы. Этот метод является основным в процессе внешнего контроля и позволяет обнаружить нарушения на стадии документации.
2. Кассовый контроль. Направлен на проверку фактического движения денежных средств и их целевого использования. Такой контроль позволяет отслеживать, как деньги расходуются на уровне исполнения бюджета, а также выявлять случаи перерасхода или нецелевого использования средств.
3. Контроль на месте (инспекционный). Этот метод включает в себя выездные проверки и аудиты на местах (например, в государственных учреждениях, на предприятиях, получающих государственные субсидии или гранты). Инспекционные проверки часто проводятся для того, чтобы выявить возможные нарушения в реальном времени.
4. Аналитический контроль. Включает в себя анализ эффективности использования бюджетных средств, оценку результативности программ, проектов и деятельности государственных органов. Например, анализ затрат на социальные программы в сравнении с их результатами.
В зависимости от времени проведения проверки, финансовый контроль делится на:
1. Предварительный контроль. Осуществляется до того, как операция или сделка будет совершена. Это контроль, который проводится при разработке бюджета, утверждении программ или планов расходов.
2. Текущий контроль. Проводится в процессе выполнения финансовых операций, при расходовании бюджетных средств и при выполнении всех обязательств. Цель текущего контроля — обеспечение своевременного и правильного исполнения бюджета.
3. Последующий контроль. Осуществляется после того, как операция или проект завершены. Этот контроль позволяет оценить эффективность использования бюджетных средств, выявить возможные злоупотребления и предложить меры по улучшению.
Финансовый контроль может осуществляться в различных формах в зависимости от целей, задач и методов работы. Рассмотрим основные виды финансового контроля, которые активно применяются в разных странах и могут быть использованы для совершенствования российского законодательства [3].
Аудит является наиболее распространенной формой финансового контроля. Он включает в себя независимую проверку бухгалтерских и финансовых документов, а также оценку целесообразности и законности финансовых операций. Внешний аудит. Проводится независимыми аудиторами или аудиторскими организациями. В России внешний аудит проводится, например, Счетной палатой и внешними аудиторскими компаниями. Внутренний аудит. Проводится внутренними аудиторскими службами государственных и частных организаций для оценки внутренней финансовой дисциплины и выявления возможных нарушений.
Контрольная экспертиза включает в себя проверку законности и целесообразности исполнения финансовых обязательств, а также эффективность расходования средств на уровне бюджетных учреждений и государственных корпораций. Инспекционный вид контроля включает в себя выездные проверки и контроль на месте. Инспекционный контроль проводится на уровне государственных и муниципальных органов, а также в крупных государственных предприятиях. Финансовое планирование включает в себя разработку бюджетных проектов, а мониторинг — регулярное отслеживание выполнения бюджета [9].