Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы:
Современная система образования претерпевает значительные изменения, связанные с переходом к компетентностному подходу, индивидуализацией обучения и повышением роли внешкольной образовательной деятельности. В этом контексте система дополнительного образования приобретает особую значимость, предоставляя учащимся возможности для углубленного изучения интересующих их предметов, развития творческих способностей и профессионального самоопределения.
Физика, как одна из фундаментальных наук, играет важную роль в формировании научного мировоззрения, развитии логического мышления и инженерных навыков. Дополнительное образование по физике открывает перед учащимися широкие перспективы, позволяя не только глубже понять законы природы, но и подготовиться к олимпиадам, конкурсам и поступлению в вузы на естественно-научные и технические специальности.
Вместе с тем, эффективное функционирование системы дополнительного образования невозможно без объективной и надежной системы оценки знаний учащихся. Качественные контрольно-измерительные материалы (КИМ) являются неотъемлемым инструментом такой оценки. Они позволяют не только выявить уровень усвоения учебного материала, но и диагностировать пробелы в знаниях, корректировать образовательный процесс, а также стимулировать познавательную активность учащихся.
Однако, разработка КИМ для системы дополнительного образования имеет свою специфику, обусловленную разноуровневой подготовкой учащихся, вариативностью образовательных программ, ориентацией на индивидуальные образовательные траектории и практико-ориентированный характер обучения. Существующие подходы к формированию КИМ, разработанные для общеобразовательной школы, не всегда в полной мере отвечают потребностям дополнительного образования.
Таким образом, тема данной курсовой работы, посвященная формированию контрольно-измерительных материалов для оценки знаний учащихся в системе дополнительного образования по физике, является актуальной и востребованной.
Цель работы: разработать комплект контрольно-измерительных материалов для оценки знаний учащихся в системе дополнительного образования по физике, соответствующий современным требованиям и стандартам.
Задачи работы:
1. Проанализировать существующие подходы к формированию КИМ в области физики.
2. Изучить особенности образовательного процесса в системе дополнительного образования.
3. Определить принципы и критерии отбора содержания для КИМ.
4. Разработать структуру и содержание КИМ.
5. Разработать методические рекомендации по применению КИМ.
6. Апробировать разработанные КИМ (возможно, в качестве пилотного тестирования, если позволяет объем и время).
Объект исследования: процесс оценки знаний учащихся в системе дополнительного образования по физике.
Предмет исследования: контрольно-измерительные материалы для оценки знаний учащихся по физике в системе дополнительного образования.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, синтез, обобщение, проектирование, педагогическое наблюдение, возможно, анкетирование или тестирование (в зависимости от возможности апробации).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования контрольно-измерительных материалов для оценки знаний учащихся в системе дополнительного образования
1.1. Роль и место оценки знаний в системе дополнительного образования
Система дополнительного образования детей и подростков представляет собой важную составляющую единого образовательного пространства, призванную обеспечить развитие склонностей, способностей и интересов подрастающего поколения, а также их социальную и профессиональную адаптацию. В отличие от основного общего образования, которое является обязательным и стандартизированным, дополнительное образование носит вариативный и добровольный характер, ориентируясь на индивидуальные запросы и потребности учащихся.
Специфика оценивания в дополнительном образовании по сравнению со школьным заключается в следующем:
● Добровольность участия: Учащиеся самостоятельно выбирают направления и программы дополнительного образования, исходя из своих интересов и целей. Это подразумевает более высокую мотивацию к обучению и, как следствие, особый подход к оцениванию.
● Разноуровневая подготовка: В группах дополнительного образования, как правило, занимаются учащиеся с разным уровнем базовой подготовки по предмету. Это требует от педагога гибкости в выборе форм и методов оценки, а также разработки дифференцированных заданий.
● Ориентация на индивидуальные достижения: Оценка в дополнительном образовании в большей степени фокусируется на индивидуальном прогрессе учащегося, нежели на сравнении его результатов с результатами других.
● Преобладание качественной оценки над количественной: В системе дополнительного образования более значимую роль играет содержательная характеристика достижений учащегося, нежели выставление отметок.
● Практико-ориентированный характер обучения: Многие программы дополнительного образования предполагают активную практическую деятельность учащихся, что требует разработки соответствующих форм оценки, например, оценки проектов, исследований, творческих работ.
Цели и задачи оценки знаний в системе дополнительного образования также имеют свои особенности. Основной целью является не столько контроль усвоения знаний, сколько создание условий для самореализации и личностного роста учащихся.
Задачи оценивания включают:
• Диагностика: Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся на разных этапах обучения для разработки индивидуальных траекторий развития.
• Мониторинг прогресса: Отслеживание динамики достижений учащихся с целью оценки эффективности образовательного процесса.
• Коррекция обучения: Выявление проблемных зон и адаптация программ для устранения выявленных затруднений.
• Мотивация: Поощрение интереса к обучению и повышение уверенности учащихся в своих силах.
• Формирование навыков рефлексии: Развитие способности к самоанализу, самооценке и осмыслению собственного пути обучения.
• Обратная связь: Обеспечение конструктивного взаимодействия между педагогом, учащимися и их родителями для повышения эффективности образовательного процесса.
Функции оценки знаний в системе дополнительного образования охватывают широкий спектр целей и задач, направленных на поддержку и развитие образовательного процесса. Они обеспечивают многогранное влияние на учащихся и педагогическую деятельность, способствуя созданию условий для их гармоничного развития.
Основные функции оценки знаний
• Диагностическая функция:
1. Эта функция заключается в выявлении текущего уровня подготовки учащихся, их сильных сторон и пробелов в знаниях, умениях и навыках. Диагностика помогает определить индивидуальные особенности усвоения материала, такие как скорость обучения, предпочитаемые способы восприятия информации (визуальный, аудиальный, кинестетический) и уровень мотивации.
• Результаты диагностики служат основой для построения индивидуальной образовательной траектории.
• Позволяет педагогу адаптировать программы под конкретные запросы группы или отдельного учащегося.
• Обучающая функция:
Процесс оценки выполняет обучающую роль, поскольку способствует не только проверке усвоения материала, но и его лучшему пониманию и закреплению.
• Учащиеся развивают навыки анализа и синтеза информации, осваивают методы самопроверки.
• Оценка стимулирует повторение и углубление изученного материала, а также освоение новых подходов к решению задач.
• Проводимые тесты, проекты и практические задания становятся частью учебного процесса, интегрируя новые знания в практическую деятельность.
• Воспитывающая функция:
Оценка играет важную роль в формировании у учащихся таких качеств, как ответственность, дисциплина, самоконтроль и стремление к достижению поставленных целей.
• Развитие адекватной самооценки и способности к саморефлексии позволяет учащимся осознанно подходить к своему обучению.
• Поддержка успехов и конструктивная критика помогают формировать позитивное отношение к процессу обучения, развивать уверенность в своих силах.
• Участие в оценочных мероприятиях, таких как конкурсы и публичные выступления, укрепляет навыки взаимодействия с другими людьми и развивает коммуникативные способности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) (ред. от 11.12.2020).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (ред. от 12.08.2022).
6. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с.
7. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. - 95 с.
8. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
9. Бутырин П.А., Каган В.М., Блехман Л.И. Дополнительное образование в современной России: проблемы и перспективы // Вопросы образования. - 2008. - № 2. - С. 184-207.
10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
12. Кадневский В.М. История тестов. - М.: Народное образование, 2004. - 464 с.
13. Качество дополнительного образования детей: Сб. метод. материалов / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2004. - 320 с.
14. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-центр, 2001. - 296 с.
15. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 96 с.
16. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. - М.: Народное образование, 2001. - 432 с.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 272 с.
18. Переверзев В.Ю. Технология разработки тестовых заданий. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 207 с.
19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.