Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В правовом государстве в качестве высшей ценности выступают права и свободы личности, ее честь и достоинство, закрепленные в Конституции Российской Федерации . Признание, соблюдение и защита таких прав являются особенно важным, если речь идет о сфере безопасности граждан.
В последние годы все чаще в мире возникают вооруженные конфликты между государствами, вспыхивают различные вооруженные столкновения на внутригосударственном уровне. Политическая и правовая нестабильность в условиях всемирного экономического кризиса актуализировала проблему использования различных частных военных компаний.
Современный этап функционирования Российской Федерации связан с проведением специальной военной операции, начавшейся 24 февраля 2022 г., в рамках которой российской армии, добровольческим формированиям противостоят вооруженные силы, в том числе и укомплектованные наемниками.
Данный факт предопределяет необходимость дополнительного анализа и совершенствования института наемничества в отечественном уголовном законодательстве.
Исходя из представленной актуальности темы, были определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект – общественные отношения, связанные с институтом наемничества в Уголовном праве Российской Федерации.
Предмет - совокупность теоретических положений и норм права, регулирующих наемничество в Уголовном праве в настоящее время.
Цель данной работы заключается в исследовании особенностей наемничества, а также выявление проблем и выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Обозначить эволюцию наемничества.
2. Раскрыть.
3. Дать уголовно-правовую характеристику наемничества в Уголовном праве Российской Федерации.
4. Проанализировать современные проблемы института наемничества в Уголовном праве Российской Федерации.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и др. законы.
В ходе научной работы использовались следующие методы исследования: формально-юридический.
Структура работы: содержание, введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
По мнению Д.И. Мейера, каждая наука имеет свою историческую сторону, а современные юридические воззрения являются только сутью результата всей предшествовавшей юридической жизни .
Действительно, чтобы в полной мере проанализировать современное состояние того или иного юридического института, стоит раскрыть динамику его развития.
Н. С. Таганцев писал, что в том случае, когда нам надо провести анализ какого-либо института, который существует в данный момент для более грамотного его освоения, нам надо в обязательном порядке проследить его историческое развитие. Изучить все видовые изменения этого юридического института, которые произошли в его историческом развитии в силу которых появилось данное учреждение. Рассмотреть те или иные видоизменения, которым подвергся данный институт в своем развитии.
Наемничество было известно с древности. Г. А. Алибаева, рассматривая историю наемничества, выделила три основных этапа развития данного социального явления .
Первый этап – 2–3 вв. до нашей эры – XIX в., второй этап – XX в., третий этап – современное состояние, XXI в. Впервые стали использовать наемные армии правители Египта, Персии, Древнего Рима и Древней Греции.
Основной причиной создания наемных армий служили войны между государствами, а также социально-экономические факторы, проблемы трудовой занятости, когда у значительной части мужчин не было иной возможности обеспечить себя и свою семью кроме как служением в наемных войсках.
Так, в XIX веке наемничество прославил французский король ЛуиФилипп I. Для Франции того времени была довольно актуальна перспектива колонизации Алжира.
Собственных военных ресурсов было недостаточно для успешного выполнения столь глобальной и перспективной задачи. Королю пришла довольно интересная идея – создать наемную армию из эмигрантов.
Так был создан «Иностранный легион» – военная сила для покорения Алжира, состоящая из отчаянных и на все готовых иностранцев. Им платилось хорошее жалование. Более того, был более мощный стимул для службы в данном легионе – возможность в дальнейшем получить французское гражданство.
Также хочется отметить особенность применения данного легиона – согласно приказу короля, «Иностранный легион» мог применяться только за пределами территорий Франции. Таким образом, «Иностранный легион» является своего рода прообразом современных ЧВК: иностранные наемники и возможность использования только за пределами государства заказчика
В качестве преимуществ использования наемников можно выделить следующие: отсутствие у них социальных этнических связей в том государстве, которое их использовало, у них не было собственных интересов ни в политическом, ни в экономическом, ни в социальном плане, поэтому они были заинтересованы только в своевременной оплате их труда.
Наемнические войска отличались достаточно высоким уровнем дисциплины, профессионализма. Среди недостатков можно отметить то, что в любой момент их могли перекупить за большую плату, они могли пойти на службу к противоположной стороне военного конфликта .
Криминологические исследования, связанные с феноменом наемничества, стали появляться с середины прошлого века, это работы И. Н. Арцибасова, Ю. Н. Астафьева, С. А. Гуревича, А. Я. Вышинского и других ученых.
Тенденция развития социально-политических межгосударственных и внутригосударственных кризисов в последнее время привели к существенным изменениям самой структуры наемничества, целей и задач деятельности частных военных компаний, использование наемничества характеризуется ситуациями, связанными с эксплуатацией естественных ресурсов, захватом и переделом собственности, совершением террористических актов с целью запугивания населения и в целом международного сообщества, расширением спектра видов насилия, совершаемого наемниками.
Следует отметить, что наемничество – достаточно распространенное явление, несущее в себе негативную составляющую: помимо использования в вооруженных конфликтах и военных действиях лиц, не имеющих гражданства государств, на территории которых эти действия происходят, эти лица могут состоять в незаконных вооруженных формированиях.
Криминологическая характеристика наемничества также включает деятельность по вербовке, обучению и материальному обеспечению наемников частных военных компаний и незаконных вооруженных формирований .
Одной из особенностей наемничества является вербовка наемников.
Так, в настоящее время помимо собственно экономических механизмов для вербовки наемников используется психологическое и религиозное воздействие. Особенности религиозных средств воздействия при вербовке, как правило, реализуются путем смены религии, причем не просто смены религии, а принятие крайне радикальных религиозных взглядов.
Разделяя функции, выполняемые наемниками, можно выделить несколько типов наемников. Прежде всего это собственно рядовые наемники, как правило, мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, выходцы из разных стран.
Вторую группу составляют руководители частных военных компаний, незаконных вооруженных формирований, как правило, мужчины, имеющие военное образование и боевой опыт, специальные компетенции в сфере ведения вооруженных действий.
К третьей группе наемников относятся лица, осуществляющие вербовку будущих наемников, среди них есть представители религиозных организаций, как правило, радикальных течений, этих людей отличают высокоразвитые коммуникативные способности, умение оказывать психологическое воздействие на человека.
В четвертую группу можно отнести лиц, участвующих в финансировании частных военных компаний и вооруженных формирований, собственно, заказчиков. Последние – люди, обладающие высоким уровнем доходов, имеющие экономические, геополитические, иные интересы, целью которых является изменение порядка функционирования и устройства тех или иных государств, рынков сбыта и т. д.
Еще одной особенностью наемничества является то, что использование наемных войск не вызывает недовольства со стороны местного населения, соответственно, не провоцирует социальную напряженность в обществе, связанную с призывом на военную службу граждан для участия в боевых действиях, таким образом, наемные структуры являются привлекательными для населения.
При этом следует учитывать, что, как правило, в вооруженных конфликтах потери среди личного состава частных военных компаний, а именно наемников, не придают гласности и не учитываются в специальных сводках потерь. Вместе с тем следует отметить и отрицательное психологическое воздействие, связанное с действиями наемников, а именно формирование у населения ощущений угрозы миру и стабильности, появление страхов, связанных с применением наемниками и незаконными вооруженными формированиями насилия.
Современные криминологи, изучающие проблему наемничества, считают, что его следует рассматривать несколько шире, чем оно отражено в современной уголовно-правовой характеристике, так как помимо непосредственного участия в военных конфликтах и вооруженных действиях наемники совершают иные преступные действия, связанные с террористическими, экстремистскими актами, а также с транспортировкой и продажей оружия и наркотиков .
Впервые вопрос о привлечении к ответственности за преступные действия наемников был отражен в Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907 г.).
Само понятие наемника определялось в ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.* В этом протоколе наемник определяется как лицо, специально завербованное как в самом государстве, так и заграницей для участия в вооруженном конфликте.
Это лицо фактически участвует в военных действиях, при этом руководствуется желанием получения выгоды; не является гражданином страны, на территории которой он участвует в военных действиях, постоянно не проживает в ней; не входит в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и не направлено государством для выполнения каких-либо официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил (имеется в виду государство, которое не является стороной конфликта).
В 1989 г. была принята Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, которая практически повторила определение наемничества, данное в ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям.
Таким образом, если внимательно «листать страницы истории». наемничество имеет длинную историю своего развития.
Использование наемных армий для поддержания государственной власти в историческом аспекте всегда имело как свои преимущества, так и недостатки.