Фрагмент для ознакомления
2
В то же время Закон устанавливает более конкретные ограничения прав человека в повседневной трудовой и служебной деятельности. Так, ст.5 предусматривает, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, должна быть немедленно прекращена, если достигнута законная цель или стало очевидным, что эта цель не может или не должна быть достигнута путем ограничения прав и свобод граждан. Закон также запрещает сотрудникам полиции прибегать к пыткам, насилию и другим жестоким или унижающим достоинство видам обращения. В отношении граждан сотрудники полиции обязаны представиться, назвав свою должность, звание и имя, внимательно выслушать и объяснить, в чьей компетенции находится принятие соответствующих мер в рамках своих полномочий или решение поставленных вопросов. В случае принятия мер, ограничивающих права и свободы граждан, сотрудник полиции обязан разъяснить причины и основания таких мер, а также вытекающие из них права и обязанности граждан.
Информация о частной жизни граждан, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, не может быть передана какому-либо лицу без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Полиция обязана обеспечить всем гражданам доступ к документам и материалам, непосредственно затрагивающим их права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" устанавливает, что любые ограничения прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимы только при наличии оснований и в порядке, установленных федеральным законом (ст.6). Сотрудникам полиции запрещается побуждать к противоправным действиям, то есть подстрекать, склонять или побуждать, прямо или косвенно, кого-либо к совершению противоправных действий. Сотрудникам полиции также запрещается ссылаться на профессиональные интересы, экономические удобства, незаконные требования, приказы и распоряжения начальства или другие обстоятельства для оправдания собственных действий или бездействия.
1.2.Роль правоохранительных органов в закреплении прав и свобод человека
Верховенство права и права человека имеют общие закономерности в своем генезисе, функционировании и развитии. В современном цивилизованном мире права человека и гражданина являются неотъемлемой частью статуса личности в обществе. Это обусловлено прежде всего тем, что совокупность прав субъекта определяет его способность вступать в те или иные правоотношения, а также устанавливает его индивидуальную принадлежность. Легализация прав обеспечивает баланс личных и общественных интересов, поскольку права прямо признаются и защищаются государством, а также предотвращает возможность возникновения конфликтов между людьми из-за совмещения свобод одного субъекта со свободами другого.
Когда речь заходит о содержании, классификации и распределении прав, этот вопрос был и остается актуальным среди правоведов. В этой связи можно отметить, что современный перечень прав человека, закрепленный в конституциях и иных нормативных правовых актах правовых государств, является результатом достаточно длительного исторического формирования стандартов и критериев, ставших нормами современных демократических обществ. Таким образом, и по сей день права - это свободы, полномочия и возможность делать и реализовывать что-либо, определенные законами государства.
Роль правового государства в сфере соблюдения механизмов реализации и защиты прав человека может быть рассмотрена с точки зрения объективного и субъективного аспектов.
Первый предполагает, что деятельность по обеспечению верховенства права правовыми средствами основана на верховенстве закона. Иными словами, она обеспечивает в широком смысле такие ключевые принципы, как принцип законности. Это осуществляется через режим правовых ограничений государственной публичной власти.
Субъективный аспект правового государства заключается в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в наиболее полном объеме.
Сущность правоохранительных органов заключается в охране права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Роль правоохранительных органов в закреплении прав и свобод человека заключается в реализации, охране и защите этих прав и свобод. Они призваны всесторонне обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина теми субъектами правовых отношений, которые их нарушают или намереваются нарушить.
Выделим функции правоохранительных органов в этой сфере: конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование правонарушений; обеспечение безопасности; исполнение судебных решений; оперативно-розыскная деятельность; охрана общественного порядка; оказание юридической помощи; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.
Права человека можно определить как социально-историческое явление. Учитывая современное представление об этом феномене, его новизну, специфику и разнообразие содержания, важно не забывать о существовании исторической преемственности с ранее сформулированными идеями. Принимая во внимание существующие концепции правового государства, можно утверждать, что степень и статус прав человека в том или ином государстве является показателем уровня правового развития этого государства.
В этой связи В.С. Нершехамп "Права человека - это, прежде всего, признание государством правоспособности и правосубъектности индивида. Затем, степень правоспособности и объем предмета права в разные периоды позволяют определить, каких граждан и в какой степени признает правоспособными та или иная правовая система, каков уровень правового развития данного государства".
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900
Залужный, А. Г. Концептуальные проблемы обеспечения законности в современных условиях / А. Г. Залужный // Современное право. – 2023. – № 4. – С. 126-129.
Исаева, Н. В. Правозащитная практика и достоинство личности: новые подходы / Н. В. Исаева // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. – 2021. – № 1. – С. 50-60.
Клюков, В. Д. Конституционная система защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации / В. Д. Клюков // Евразийская адвокатура. – 2021. – № 6(55). – С. 79-82.
Липатников, М. В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека правоохранительными органами / М. В. Липатников // Научный электронный журнал Меридиан. – 2022. – № 2(64). – С. 105-107.
Мирзаев, М. А. Проблемы реализации прав и свобод человека / М. А. Мирзаев, Э. Ш. Разаханова // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 12(151). – С. 79-80.
Мусаткина А.И. Проблемы установления и сокрытия личности участников уголовного судопроизводства // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу". 2022. N 2. С. 46.
Рагимов, А. Т. Правозащитная деятельность человека (теоретико-правовой аспект) / А. Т. Рагимов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2022. – Т. 44, № 4. – С. 25-28.
Седой, И. С. К вопросу о месте и роли правоохранительных органов в системе государства: конституционноправовой аспект / И. С. Седой // Юридическая наука и практика. – 2024. – № 1. – С. 13-20.
Седой, И. С. Правоохранительные органы как предмет конституционно-правового регулирования / И. С. Седой // Всероссийский научный журнал "Вопросы права". – 2023. – № 2. – С. 38-44.
Седой, И. С. Роль правоохранительных органов в защите конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации / И. С. Седой // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 5. – С. 227-230.
Седой, И. С. Конституционно-правовой механизм организации и деятельности правоохранительных органов в России / И. С. Седой // Образование и право. – 2020. – № 7. – С. 69-74.