Фрагмент для ознакомления
2
За пониманием жизни каждого великого человека стоит история, в нашем случае – история России. Представляется неразрывным исследование творчества писателя и исторического контекста, ведь именно он формирует идеологию, образ мысли и отношение к жизни, а уж тем более если мы говорим о советских писателях. В рамках существования СССР было несколько волн эмиграции, поэтому будет целесообразно начать с освещения первых двух, чтобы перейти к интересующей нас третьей со знанием того, какие предпосылки ей способствовали, а также представить себе ту обстановку, что окружала живущих и творивших тогда людей.
Существует традиционное деление русских эмигрантов советского периода на три волны : к «первой волне» относятся те, кто уехал во время гражданской войны в России в 1917 или сразу же после нее, ко «второй волне» причисляют эмигрантов, которые бежали на Запад и остались там во время Второй мировой волны, и «третья волна» - это люди, покинувшие СССР позднее семидесятых, в основном это была интеллигенция.
Термин эмиграция (происходит от латинского слова «emigro», что означает «отбывать из какого-либо места») означает переезд из страны происхождения в другую страну для постоянного или временного проживания по разным причинам. Как и любая другая форма миграции, эмиграция может быть добровольной или вынужденной. Добровольная эмиграция подразумевает, что страна происхождения предлагает более низкий уровень жизни или худшие перспективы, чем принимающая страна . Поскольку добровольная эмиграция не подразумевает изменения от лучшего к худшему, любая страна, сталкивающаяся с эмиграцией, должна признать, что ее уровень жизни или перспективы для ее населения хуже, чем в странах, куда уезжают эмигранты.
Во второй половине 1980-х и в начале 1990-х годов социальные, экономические и политические преобразования привели к весьма интенсивным трансграничным миграциям бывших граждан Советского Союза. За несколько лет Россия, ранее закрытая страна, стала активно включаться в международные миграционные процессы, выступая одновременно в качестве страны происхождения, принимающей страны и страны транзита .
Добровольная эмиграция из России начала набирать обороты в конце 1980-х годов после смягчения режима эмиграции и порядка регистрации выезда. До 1989 года свободная эмиграция из СССР была фактически невозможна. После 1989 года были сделаны исключения для эмиграции этнических немцев, евреев и греков.
В настоящее время в принимающих странах появились следующие каналы легализации иммигрантов: беженцы, этнические мигранты, ученые, трудоустройство, предпринимательство, эмиграция среднего класса, студенты, воссоединение семей.
Таким образом, наши сегодняшние реалии – это добровольная миграция. Однако, говоря о третьей волне русской миграции в истории. Имеется в виду, прежде всего волна, которая имела место в 1970-х и 1980-х годах, когда все большее число советских евреев и диссидентов покидало страну из-за политических репрессий и дискриминации, то есть миграция была вынужденная и уезжающие выезжали в неизвестность, не имея представления как они будут существовать .
Первая массовая эмиграция во многом обусловлена Первой Мировой войной, а также революцией и сменой политических режимов, однако и тут есть небольшие оговорки. Если на рубеже веков переселение массы народа в большинстве своем носило экономический или религиозный характер, то во время Первой мировой войны причины сменились на политические. Исследователи до сих пор не могут назвать точную цифру покинувших страну, однако по данным Лиги Наций количество, бежавших после революции составляет один миллион сто шестьдесят тысяч человек.
Для нашей работы — это особенно важно, так как это была «первая волна» такой массовой эмиграции именно по политическим мотивам. И это событие важно не только для нас, но и для нашей истории, ведь первая волна внесла неоценимый вклад в создание мировой культуры. Причем бежавшие не только сохранили традиции российской культуры, но и приумножили их, создав такое количество шедевров мировой литературы, науки, кино, живописи, театра и балета. «Именно ими был создан «материк», не обозначенный ни на одной карте мира, с названием «Русское зарубежье»» - что подтверждает мысль о том, какое уникальное и беспримерное наследие нам подарили эмигранты первой волны.
Стоит отметить, что в основном эмигранты были из культурных слоев общества и непропорционально большую часть из них составляли военные. «Землей обетованной» они избрали себе Париж, Прагу, Берлин, Софию и Белград, однако все единодушно признавали Париж своей столицей, что во многом обусловлено столетними традициями и контактами, что существовали между Францией и Россией. Среди известных эмигрантов были такие деятели, как Куприн, Бунин, Цветаева, Рахманинов, Шаляпин и другие.
Вторая волна эмиграции также известная как послевоенная, началась в 1942 году во время Второй мировой войны и была обусловлена оккупацией Германии и последующим появлением лагерей для русских военнопленных и беженцев. «А после конца войны, в основном в побежденной Германии, возникла неожиданная, странная и непонятная проблема, названная англоязычными победителями DP (ди-пи) (Displaced Persons), то есть перемещенными лицами, которых, тоже неожиданно, оказалось множество. Вот из этого множества лиц возникла затем вторая волна русской эмиграции.».
Особенностью этой волны было то, что что большая часть эмигрантов уехала за океан — в США, Канаду, Австралию и другие страны. Эмиграция носила вынужденный и политический характер, хотя не все эмигранты были активными противниками советского режима - некоторые просто опасались репрессий в случае возвращения. По официальным данным, количество перемещённых лиц, не вернувшихся на родину, составило около 130 тысяч человек, по оценкам исследователей — 500–700 тысяч человек .
Третья волна российской эмиграции была самой многочисленной по количеству интеллигентов после 1917 года, датируется 1960–1980 годами и связана с окончанием периода «оттепели» и возникновением диссидентства как противостояния официальной системе. Начало этому положили такие процессы общественно-литературной жизни, как исключение Б. Пастернака из Союза писателей и его отказ от Нобелевской премии, процесс Даниэля-Синявского и суд над И. Бродским. Среди эмигрантов этой волны значительную часть составляла интеллигенция. Так, лишь в начале 70-х гг. за рубеж из СССР выехало более 50 тыс. представителей интеллигенции. Также, это время знаменательно появлением нового процесса в социокультурном процессе эмиграции - насильственное лишение гражданства и диссидентство. «Уезжали и уезжают не от России - от нее вообще невозможно уехать. Бегут от государства, грузная туша которого закрывает небеса; бегут от власти, у которой нет ничего святого» .
Деятели третьей волны много сил и времени уделяли тому, чтобы через издательства, альманахи, журналы, которыми они руководили, выражать различные, не имевшие права на выражение в СССР, точки зрения на прошлое, настоящее и будущее России . Это такие издания, как «Время и мы», «Голос зарубежья» и, конечно, «Новый американец», главным редактором которого стал С. Д. Довлатов.
При этом, когда С. Довлатов появился в Нью-Йорке, эмигрантскую прессу исчерпывало «Новое русское слово», орган, отличавшийся от советских газет лишь тем, что был их антиподом. «Новый американец расшатал единомыслие, которое существовало в русской эмиграции в Соединенных Штатах. А в то время это единомыслие было несколько похожим на единомыслие советское – как зеркальное отображение» .
Разобравшись в ситуации, Довлатов быстро созрел для своей газеты. Образовав альянс с тремя товарищами, он погрузился в газетную жизнь .