Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современный редакционно-издательский процесс претерпел ряд трансформаций, связанных с глобальном цифровизацией и внедрением информационных технологий в издательское дело. Это послужило причиной для переосмысления этапов редакционно-издательского процесса в сравнении с традиционным циклом.
Цель курсовой работы – провести анализ основные стадии и этапы редакционно-издательского процесса на примере иллюстрированных периодических изданий.
Объект курсовой работы – редакционно-издательский процесс.
Предмет курсовой работы – основные стадии и этапы редакционно-издательского процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Привести общую характеристику редакционно-издательского процесса и типологию его этапов.
2. Рассмотреть подготовку текста как этап редакционно-издательского процесса иллюстрированных периодических изданий.
3. Изучить иллюстрирование как стадия редакционно-издательского процесса иллюстрированных периодических изданий.
4. Описать выбор и применение шрифтов как этап редакционно-издательского процесса.
5. Исследовать редакционно-издательскую подготовку номеров газеты «Комсомольская правда».
6. Проанализировать редакционно-издательскую подготовку номеров журнала «Журналист».
7. Охарактеризовать редакционно-издательскую подготовку номеров журнала «Журналистика и медиарынок».
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, контент-анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
Под редакционно-издательским процессом в научной литературе понимается комплекс действий, которые направлены на производство и выпуск издания и имеют производственный, творческий, управленческий, маркетинговый и информационный характер. На рисунке 1.1 представлены основные этапы редакционно-издательского процесса, которые проходит каждое издание [Рябинина 2008].
Каждый этап редакционно-издательского процесса имеет свои особенности. На стадии планирования работы и создания произведения, прежде всего, определяются потребности целевой аудитории, возможные проблемы в производстве, а также подбирается материал, авторы и т.д. Подготовка к изданию – это целый цикл издательских действий – от вычитки рукописи до формирования оригинал-макета, полиграфическое исполнение издание осуществляет типография на основе договоренностей с издательством, по его техническому заданию, а распространение – это особая стадия, которая характеризуется как самая сложная, поскольку здесь можно говорить о сочетании различных средств продвижения.
Выпуск издания – это последовательный ход работы всех взаимосвязанных структур (издательства, типографии, рекламного агентства и т.д.), который характеризуется различными аспектами создания информационного продукта для определенной целевой аудитории [Мильчин 2005].
Основной целью редакционно-издательского процесса исследователи называют производство, выпуск, а также внедрение в информационно-коммуникационный оборот конкретного издания, т.е. обеспечение им определенного сегмента целевой аудитории, которому оно предназначено.
1.2. Подготовка текста как этап редакционно-издательского процесса иллюстрированных периодических изданий
Текст является одним из центральных компонентом любого издания, в том числе и иллюстрированного. Текст приносит в издательство автор или он формируется в редакции штатными или внештатными сотрудниками, если речь идет о периодическом издании. Работа над текстом всегда занимает достаточно много времени, поскольку требуется несколько обращений к нему для доведения до точного соответствия нормам и правилам русского языка.
Текст всегда проходит процесс комплексного редактирования, поэтому рассмотрим его этапы и особенности в редакционно-издательском процессе при подготовке иллюстрированного периодического издания.
Все тексты перед тем, как быть представленными публике, должны быть подвергнуты редактированию во избежание допущения серьезных речевых ошибок, которые могут испортить впечатление целевой аудитории не только о самом журналисте, но об издании, которое он представляет [Павлова 2009].
Обычно редактирование сначала осуществляет сам журналист, поскольку в процессе написания статьи он находится в творческом настроении и может случайно упустить важные детали или допустить речевые ошибки, которые способен заметить сам. После сдачи материала редактору осуществляется уже сторонняя проверка текстов, которая предполагает выделение трех этапов, представленных на рисунке 1.2 [Авдеева, Самохина, Широков 2024].
Ознакомительное редактирование необходимо для того, чтобы получить общее представление о тексте, выявить основные тематические блоки, определить наличие или отсутствие явных речевых ошибок, которые допущены журналистом на уровне построения текста. На данном этапе проверяется общая логика повествования, анализируется стиль речи и его соответствия поставленным перед журналистом задачам [Гудыменко, Сахарова, Щербинина 2024].
Углубленное редактирование представляет собой полную вычитку журналистского текста, выявление всех допущенных ошибок или языковых нарушения. На данном этапе производится корректура текста, исправляются орфографические, грамматические, стилистические и иные ошибки, а также опечатки. Некоторые фразы отправляются на доработку автора материала. Еще раз проверяется общий стиль, грамматический строй, синтаксическое оформление текста, а также предлагаются варианты для исправления наиболее проблемных мест [Павлова 2009].
Контрольный этап редактирования предполагает повторное прочтение всего текста, выявление того, что было не замечено ранее, осуществление пометок для автора с предложением исправить ту или иную фразу или слово. Результатом данного этапа редактирования является чистовая версия текста, которая представляется целевой аудитории [Гудыменко, Сахарова, Щербинина 2024].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, И.И., Самохина, А.Н., Широков, М.И. Современные аспекты редактирования журналистских материалов: региональный и федеральный уровни / И.И. Авдеева, А.Н. Самохина, М.И. Широков // Известия Ярославского государственного педагогического университета. – 2024. – № 2 (44). – С. 65–76.
2. Аверьянова, С.М., Шабалина, Г.А., Смирнова, В.А. Современные аспекты организации технологического процесса по иллюстрированию художественных изданий: теория, методология и практика / С.М. Аверьянова, Г.А. Шабалина, В.А. Смирнова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы издательского дела: российский и зарубежный опыт». – Пермь: Пермский государственный университет, 2023. – С. 99–113.
3. Алуева, М.А. Детская художественная иллюстрированная книга как синтез издания, искусства и средства эстетического воспитания. Дисс. на соиск. уч. ст. к. педаг. н. / М.А. Алуева. – Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2010. – 184 с.
4. Бакулина, Н.А., Трынова, Т.В. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы / Н.А. Бакулина, Т.В. Трынова // Материалы IV международной научной конференции «Культурология и искусствоведение». – 2018. – URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14343/?ysclid=lokb4mn9jm277142702 (дата обращения: 07.12.2024).
5. Бахарева, И.М., Трофимова, С.И., Николаева, Е.Г. Принципы проведения редакторской работы в рамках подготовки медитекста: практический опыт редактора / И.М. Бахарева, С.И. Трофимова, Е.Г. Николаева // Тюменский вестник науки. – 2024. – № 8. – С. 70–84.
6. Беляев, А.А. Актуальные проблемы современной веб-типографики: взгляд в будущее / А.А. Беляев // Вестник Московского университета. Сер. 10 «Журналистика». – 2010. – URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/3/aktualnye-problemy-sovremennoy-veb-tipografiki-vzglyad-v-budushchee/?ysclid=lokj7cktt2151542916 (дата обращения: 07.12.2024).
7. Вышел в свет первый выпуск журнала «Журналистика и медиарынок» в 2024 году // Научная библиотека Пермского государственного национального исследовательского института. Официальный сайт. – 2024. – URL: http://library.psu.ru/node/4371 (дата обращения: 08.12.2024).
8. Вяткин, В. «Комсомольская правда»: история и нынешний день газеты / В. Вяткин // РИА Новости. – 2010. – URL: https://ria.ru/20100524/236957896.html (дата обращения: 08.12.2024).
9. Говорунова, С.М., Николаенкова, В.С., Заврагина, М.А. Организация работы редактора по иллюстрированию изданий художественной литературы: проблемы методики и практики / С.М. Говорунова, В.С. Николаенкова, М.А. Заврагина // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Издательское дело. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 60–72.
10. Голованова, М.И. Дизайнерские проблемы выбора шрифтов для оформления различных типов изданий / М.И. Голованова // Вестник издательского дела. – 2020. – № 10. – С. 103–107.
11. Голубева, Е.Н., Живнова, И.М., Саранцева, Е.Н. Порядок работы технического редактора над выбором шрифтов для оформления изданий художественной литературы: основные проблемы и перспективы развития профессиональных навыков / Е.Н. Голубева, И.М. Живнова, Е.Н. Саранцева // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 3. Гуманитарные и общественные науки. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2022. – С. 90–97.
12. Гудыменко, Ю.В., Сахарова, Н.Н., Щербинина, А.М. Редактирование медиатекстов как специфическая сферы работы современного редактора: теоретические и методические основы / Ю.В. Гудыменко, Н.Н. Сахарова, А.М. Щербинина // Сборник статей Уральского государственного университета. Вып. 2. Гуманитарные науки. – 2024. – С. 99–108.
13. Журналист. Из истории журнала (1914–2024) // Универсальная научная библиотека имени Горького. – 2024. – URL: https://rounb.ru/show/zhurnalist-iz-istorii-zhurnala-19142024.html (дата обращения: 07.12.2024).
14. Журналистика и медиарынок. Официальный сайт. – 2024. – URL: https://jourmedia.ru/index.php?ysclid=lwnjnj7one195108295 (дата обращения: 08.12.2024).
15. Журналу «Журналист» – 100 лет! // Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. Официальный сайт. – 2014. – URL: https://www.journ.msu.ru/about/news/11031/ (дата обращения: 08.12.2024).
16. Зижинская, Е.Я. Компоненты книжного издания / Е.Я. Зижинская. – Волгоград: Диамант, 2021. – 260 с.
17. Зорин, А.Н. «Отрицание отрицания» в медиакритике журнала «Журналист» последних лет советской «оттепели» / А.Н. Зорин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otritsanie-otritsaniya-v-mediakritike-zhurnala-zhurnalist-poslednih-let-sovetskoy-ottepeli?ysclid=lwnhge52y153620536 (дата обращения: 07.12.2024).
18. Иконникова, Т.И., Попова, И.М., Булавская, Я.М. Основные направления современной типографики в контексте трансформации технологических условий российского общества: проблемы и перспективы практического исследования / Т.И. Иконникова, И.М. Попова, Я.М. Булавская // Известия Тульского государственного университета. – 2023. – № 8 (426). – С. 80–91.
19. «Комсомолка»: молодая газета с богатой историей // Рамблер. – 2020. – URL: https://news.rambler.ru/other/44232876-komsomolka-molodaya-gazeta-s-bogatoy-istoriey/ (дата обращения: 07.12.2024).
20. Комсомольская правда. Общественно-политическая газета. Официальный сайт. – 2024. – URL: https://www.spb.kp.ru/ (дата обращения: 08.12.2024).
21. «Комсомольской правде» исполняется 95 лет // Известия. – 2020. – URL: https://iz.ru/1013929/2020-05-21/komsomolskoi-pravde-ispolniaetsia-95-let (дата обращения: 07.12.2024).
22. Коновалова, И.Т., Субботин, И.А. Основные проблемы современной типографики / И.Т. Коновалова, И.А. Субботин // Вестник Томского государственного университета. – 2023. – № 10. – С. 84–90.
23. Кулебина, И.С., Монастарский, А.А. Научно-практические аспекты исследования процесса редакторской подготовки издания / И.С. Кулебина, А.А. Монастырский // Вопросы редакторской подготовки изданий. – 2022. – № 8. – С. 46–58.
24. Мильчин, А.Э. Методика редактирования текста / А.Э. Мильчин. – М.: Логос, 2005. – 524 с.
25. Нехорошев И. «Желтизна» газеты «Комсомольская правда» / И. Нехорошев // Maxpark. – 2014. – URL: https://maxpark.com/community/politic/content/2492969 (дата обращения: 08.12.2024).
26. Огорельцева, И.М., Хавалова, С.М. Шрифт как основа типографики: основные виды и подходы к созданию / И.М. Огорельцева, С.М. Хавалова // Современные исследования в области культуры. – 2019. – № 12. – С. 64–73.
27. О журнале // Журналист. Журнал. Официальный сайт. – 2024. – URL: https://jrnlst.ru/about-journalist/?ysclid=lwnhkgrw69765617304 (дата обращения: 08.12.2024).
28. Павлова, Л.Н. Редакторский анализ журналистских текстов / Л.Н. Павлова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/redaktorskiy-analiz-zhurnalistskih-tekstov?ysclid=m330kely7q956195821 (дата обращения: 07.12.2024).
29. Петрова, В.В., Калугина, Д.А. Применение типографики для подготовки контента / В.В. Петрова, Д.А. Калугина // Вестник Московского государственного университета печати. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tipografiki-dlya-podgotovki-kontenta?ysclid=lokj00rgpr807301247 (дата обращения: 07.12.2024).
30. Пурас, И.Ю. Современные тренды в графическом дизайне / И.Ю. Пурас // Бизнес и дизайн ревю. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trendy-v-graficheskom-dizayne?ysclid=lokkmg05ry85180628 (дата обращения: 07.12.2024).
31. Рябинина, Н.З. Технология редакционно-издательского процесса / Н.З. Рябинина. – М.: Логос, 2008. – 180 с.
32. Сахар С.А. Дискурс «Комсомольской правды» как отражение отечественной языковой действительности / С.А. Сахар // Киберленинка. Научный портал. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-komsomolskoy-pravdy-kak-otrazhenie-otechestvennoy-yazykovoy-deystvitelnosti/viewer (дата обращения: 08.12.2024).
33. Свиридова, А.М., Хаматова, Р.В., Соколова, А.А. Принципы и специфика работы редактора над оформлением изданий: основные функции и направления / А.М. Свиридова, Р.В. Хаматова, А.А. Соколова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы издательского дела». – Саранск: Саранский государственный университет, 2023. – С. 44–52.
34. Свитич, А.Л. Объектно-тематические характеристики графических иллюстраций качественных изданий / А.Л. Свитич // Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сер. 10. «Журналистика». – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektno-tematicheskie-harakteristiki-graficheskih-illyustratsiy-kachestvennyh-izdaniy?ysclid=lokb03y5i8767886457 (дата обращения: 07.122024).
35. Сотникова, И.М., Вознянский, Р.А. Современные подходы к стратегии иллюстрирования изданий: проблемы и перспективы / И.М. Сотникова, Р.А. Вознянский // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 4. Книгоиздание. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2023. – С. 42–54.
36. Стрельникова, В.Э. Типографика в дизайне / В.Э. Стрельникова // Молодой ученый. – 2020. – № 51 (341). – URL: https://moluch.ru/archive/341/76635/?ysclid=lokj3r99xg630323247 (дата обращения: 07.12.2024).
37. Суромятина, Е.В. Яковлева, М.И., Поныгина, Т.А. Современные аспекты дизайнерского оформления книжных изданий: проблемы и перспективы / Е.В. Суромятина, М.И. Яковлева, Т.А. Понягина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного книгоиздания». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2023. – С. 59–70.
38. Тренды в типографике // Skillbox. – 2022. – URL: https://skillbox.ru/media/design/typo-trends-2023/?ysclid=lokjthybqy254570235 (дата обращения: 07.12.2024).
39. Харитонова, А.М. Психологические аспекты восприятия читателем разных типов художественных изданий: результаты социологического опроса / А.М. Харитонова // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2023. – № 1. – С. 35–48.