Фрагмент для ознакомления
2
Как уже ранее было отмечено, в середине XX века мировое сообщество стало активно развивать Международное гуманитарное право. Именно в этот период в 1949 году принимается Женевская конвенция о защите жертв войны.
К ней было принято три Дополнительных протокола. Согласно Дополнительному протоколу I (1977 г.), государства должны принимать все возможные меры для недопущения к участию в военных действиях лиц, не достигших возраста 15-ти лет. Также дается рекомендация при вербовке лиц от 15 до 18 лет отдавать предпочтение более старшему возрасту.
Кроме того, в Дополнительном протоколе II (1977 г.) указывается в более категоричной форме, что дети, не достигшие возраста 15-ти лет, не должны привлекаться к военным действиям и не подлежат вербовке .
Понятие детей, участвующих в военных действиях, впервые закрепляется международно-правовым актом лишь в 1977 г. в одном из Дополнительных протоколов к Женевской конвенции.
Как уже было упомянуто ранее, определение ребенка дается в Конвенции о правах ребенка 1989 г. В частности, в статье 38 дается предписание государствам о необходимости принимать меры для недопущения участия детей в военных конфликтах. Аналогичная норма устанавливается Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, принятой 12 февраля 2002 г. Статья 2 Факультативного протокола запрещает призыв в вооруженные силы лиц не достигших возраста 18 лет, а статья 3 позволяет устанавливать минимальный возраст 15 лет для призыва в национальные вооруженные силы. Для последнего необходимо соблюдение условий в виде добровольного характера, согласия родителей, осознанного информирования, тщательной проверки достоверности возраста.
Статья 4 запрещает вербовку лиц, не достигших возраста 18-ти лет в том числе для вооруженных негосударственных групп. Государствам предлагается установить жесткий контроль за исполнением этой номы и криминализировать ее нарушение.
Резолюция 51/77 от 12 декабря 1996 года учредила должность Специального представителя Генерального Секретаря по вопросам детей в вооруженных конфликтах. Такое решение Генеральной Ассамблеи об учреждении специальной должности в данной сфере было инициировано докладом Грасы Машел от 26 августа 1996 года о последствиях вооруженных конфликтов для детей.
Африканская хартия о правах и благосостоянии ребенка принятая в 1990 году и вступившая в силу в 1999 году, имеет положения о том, что участники Хартии обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, в том числе, касающиеся вопросов участия ребенка в вооруженных конфликтах. Предполагается, что эти правила также будут распространяться на участие детей во внутренних вооруженных конфликтах.
Согласно статье 8 Римского статута Международного уголовного суда 1998 года, в качестве военного преступления признается набор и вербовка детей в возрасте до 15 лет для участия в международных конфликтах местного значения.
Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, согласно Распоряжения Президента Российской Федерации от 8 сентября 2000 года за № 394-рп и 11 сентября 2000 года, но так и не ратифицировала его.
На первом заседании Ассамблеи государств—участников Римского статута Международного уголовного суда был принят правовой документ под названием «Элементы преступлений», в котором перечисляются основные элементы военного преступления в виде использования, набора или вербовки детей в международном вооруженном конфликте. Данный документ предъявляет определенные требования для осуждения по преступлениям, связанным с привлечением детей к военным действиям. Такими обязательными элементами выступает установление точного возраста ребенка, который должен быть не старше 15ти лет, умышленные действия лица, которое привлекало или вербовало детей в вооруженные силы, его осведомленность об ответственности за данное преступное деяние. Примерно такие же требования предъявляются к лицам, вербовавшим или привлекавшим детей до 15-ти лет к вооруженному конфликту немеждународного характера.
В 2012 г. два исторических решения, принятые Международным уголовным судом и Специальным судом по Сьерра-Леоне, расширили границы ответственности за нарушения в отношении детей, совершенные в ходе вооруженных конфликтов, и заложили основы судебной практики в отношении военного преступления, заключающегося в вербовке и использовании детей.
Подводя итог проведенному анализу, можно сделать вывод, что большинство современных развитых стран определяют периодом детства возраст до 18-ти лет. Хотя история и богата примерами привлечения детей к военным действия, современное общество не только порицает это, но и наказывает за подобные действия как людей, привлекающих ребенка, так, в некоторых случаях, и самих детей. Развитие международного гуманитарного права стало причиной разработки и принятия ряда международных документов, запрещающих участие детей в боевых действиях и определяющих меру уголовного наказания для лиц, нарушающих этот запрет. Судебные решения, вынесенные по обвинениям, связанным с привлечением детей в вооруженные конфликты, являются дополнительным превентивным фактором, способствующим предотвращению преступлений в этой сфере. Однако и они не является исчерпывающим, поскольку такие преступления продолжаются. В связи с этим, представляется целесообразным рассмотреть более подробно причины и последствия привлечения детей в военные конфликты.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамович, М.М. Вовлечение детей в военные конфликты: причины и проблемы правового регулирования на современном этапе / М.М. Абрамович. – Текст: непосредственный // Приднепровский научный вестник. - 2021. - Т. 2. - № 12. - С. 21-31.
2. Ефремова, А.О. Подходы к определению понятия «детство» / А.О. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 139-144.
3. Зенкевич, А.И. Дети и вооруженные конфликты / А.И. Зенкевич. – Текст: непосредственный // Право и управление. XXI век. – 2010. – № 2(15). – С. 71-78.
4. Зимина, И.С. Современный вариант инициации в процессе взросления подростков / И.С. Зимина. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2010 - № 2. – С. 75-82.
5. Иванова, Е.С. Дети солдат и дети-солдаты: репрезентация детства в семейных памятниках римских военных / Е.С. Иванова. – Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2021. - № 4. – С. 35-42.
6. Кантур, Р.А. Несовершеннолетие как основание для процессуального возражения в практике органов международной уголовной юстиции / Р.А. Кантур. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - 9 (94). – С. 193-198.
7. Клаузевиц, К. О войне. Избранное / К. Клаузевиц. - М.: АСТ, 2018. – 346 с. - ISBN978-5-17-146845-3. – Текст: непосредственный
8. Князев, Г.А. Дети как участники вооруженных конфликтов / Г. А. Князев, Ю. А. Лабыгина. – Текст: непосредственный // ExLegis: правовые исследования. – 2018. – № 1-2. – С. 2-5.
9. Мустафаева, М.М. Вербовка и использование детей-солдат как серьезное нарушение международного гуманитарного права / М.М. Мустафаева. – Текст: непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2013. - № 2. – С. 256-264.
10. Наири, А., Пиццутелли, Ф. Жертвы и палачи: вопросы ответственности, связанные с проблемой детей-солдат в Африке / А. Наири. – Текст: непосредственный // Международный журнал Красного Креста. – 2003. - № 849-852. – С. 429-462.
11. Рыблова, М.А., Кринко, Е.Ф., Хлынина, Т.П., Архипова, Е.В., Курилла, И.И., Назарова, М.П. Детство и война: культура повседневности, механизмы адаптации и практики выживания детей в условиях Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской битвы) / М.А. Рыблова, Е.Ф. Кринко, Т.П. Хлынина [и др.]; Южный научный центр Российской академии наук. — Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, 2015. — 336 с. - ISBN 978-5-7786-0585-5. – Текст: непосредственный
12. Чипеев, П.А. Правовые аспекты защиты прав детей в ситуации вооруженного конфликта. Опыт республики Нигер / П.А. Чипеев. – Текст: непосредственный // Океанский менеджмент. – 2022. - № S1 (14). – С. 74-78.