Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в коррекционной педагогике представлено достаточное число различных исследований, освещающих разные области развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) и методов коррекции.
Термин «задержка психического развития» изначально был рассмотрен в работах О.Е. Громовой, В.А. Ковшикова, Н.И. Коробиной, Е.А Логиновой.
Под задержкой психического развития понимается нарушения или замедленное развитие психической сферы ребенка. В группу детей с ЗПР попадают достаточно вариативные психические нарушения, но общими для всех них является недоразвитие эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка [4].
При ЗПР у ребенка выявляются отклонения возрастных особенностей развития высших психических функций, что проявляется в позднем появлении речи, отсутствии мотивации ребенка к деятельности, низкой познавательной активности, отсутствие самоконтроля. При этом исследования детей с ЗПР показали, что в группе детей демонстрируется различия в проявлении отклонений одной или тоже сферы деятельности [14].
Наибольшие исследования по данному вопросу отражены в работах Т.О. Власовой, А.И. Григорьева, Т.Д. Ильяшенко, В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, М.В. Рождественской и др.
Патогенетические проявления ЗПР у ребенка заключаются в следующем:
- значительное отставание в развитии всех компонентов по сравнению с детьми аналогичного возраста;
- позднее начало хождения;
- позднее появление первых слов и фразовой речи;
- слабость физического и познавательного интереса;
- бедность словарного запаса и отсутствие мотивации к познанию окружающего мира [7], [9].
Перечисленные нами показатели не являются универсальными и могут показывать наличие иных патологий развития, например, общего недоразвития речи или умственной отсталости. Поэтому постановка правильного логопедического диагноза осуществляется комплексно при изучении всей имеющейся медицинской документации, обследования ребенка разными специалистами.
Первоначально основы систематизации проявления ЗПР были положены в работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. Так авторы разграничили особенности ЗПР на две большие группы, обусловленные дефектом развития:
Первую группу составляют дети, у которых ведущим фактором в структуре дефектов являются нарушения произвольной регуляции деятельности (эмоционально-волевой сферы и внимания), а нарушения мышления и речи являются вторичными и зависят от степени эмоционально-волевых расстройств. Клинически эта группа состоит в основном из детей с неосложненным и сложным психофизическим инфантилизмом.
Вторая группа - это дети с грубыми первичными интеллектуальными нарушениями, сопровождающимися различными нарушениями регуляции деятельности, эмоционально-волевыми расстройствами. Основу этой группы составляют дети с ЗПР церебрально-органического генеза [9].
Ребенок слабо идет на контакт с другими взрослыми и детьми, проявляет низкие знания об окружающем мире: не знает названия бытовых предметов, животных, цветов и др. Данные признаки являются симптомами и иных патологий развития, поэтому дифференциальную диагностику задержки психического развития от общего недоразвития речи или умственной отсталости необходимо проводить комплексно [15].
Психологи подчеркивают, что дети с ЗПР обладают характерными особенностями, влияющими на их межличностные отношения. К ним относятся слабость в волевых процессах, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, гиперактивность, а также вялость, тревожность и апатия. Игровая активность этих детей также часто характеризуется неспособностью (без помощи взрослого) организовать совместную игру в соответствии с общим замыслом [13].
В результате у детей обнаруживается недостаточная сформированность психологических условий для овладения полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности в формировании учебных умений (планирование будущей работы, определение путей и средств достижения учебной цели; умение контролировать деятельность, работать в определенном темпе) [6]. Дети с ЗПР нуждаются в поддержке взрослых, а в случае затруднений в учебной или трудовой деятельности обращаются за помощью к учителям, воспитателям, взрослым, не состоящим в родстве с ребенком.
У детей с ЗПР отсутствует речевая моторика, что особенно проявляется в языковых движениях. Движения языка характеризуются неаккуратностью, чрезмерной напряженностью, затруднением удержания позы, переходом от одного движения к другому. У некоторых детей языковые движения нерегулярны, неорганизованны и медленны [17].
Часто речь таких детей напряженная, аритмичная. При этом ребенок четко произносит отдельные слоги и слова, но спонтанная речь становится нечеткой и смазанной. У детей с задержкой психического развития, в частности, смешение звуков и недостаточное фонематическое восприятие являются одним из факторов, приводящих к искажению звуков. Искажения проявляются как в дифференциации звуков, так и в неформальном фонематическом анализе и синтезе. У детей с задержкой психического развития лексическая сторона речи не развита в разной степени. Основной характеристикой словарного запаса детей с психическими расстройствами является бедность и неточность [6].
Для большинства дошкольников с ЗПР характерно низкое развитие всех сторон речи: импрессивной и экспрессивной, устной, так и письменной [6].
Все перечисленные нами особенности психического развития дошкольников с ЗПР накладывают отпечаток на особенности межличностного взаимодействия и социальной адаптации ребенка в условиях инклюзивного образования.
Театральная педагогика — система образования, организованная на основе импровизационной игры и законов реального продуктивного труда, в увлекательных условиях для участников, совместного коллективного творчества педагогов и учащихся, помогающая осмыслению сцен. погружение и проживание в образах и сбор целостных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с внешним миром, деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах [5].
Внедрение театральной деятельности в учебный процесс предполагает использование ее не как развлекательного средства, а как метода стимулирования творческой активности детей, при котором педагог сосредотачивается не только на функциях ребенка как ученика, но и на его личности в целом.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт нравственного поведения и способность действовать в соответствии с моральными нормами. Занятия театральной деятельностью устраняют болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации.
В исследованиях Н.В. Семенова говорится, что использование теоретической концепции структуры, предложенной Хоффманом при анализе театральной пьесы, позволяет учитывать различные аспекты театральной пьесы не только как терапевтический или реабилитационный инструмент, но и как матрицу воспроизведения социальных отношений [16]. В нашем случае включение ребенка с ОВЗ в коллектив.
В то же время большое внимание следует уделять оформлению театральных постановок, обсуждению с участниками игровых характеристик и костюмов. Последнее важно для некоторых целевых социальных рабочих групп с детьми, поскольку позволяет развить воображение, «войти в образ». Особая роль в перспективном планировании отводится играм-инсценировкам, поскольку именно здесь особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности процесс направлен на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение той роли, которую играет ребенок, на то, чтобы поставить себя на место героев произведения, проникнуть в их чувства и переживания [18].
Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, создающее благоприятные условия для развития чувства общности, обучения способам позитивного взаимодействия [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 01.06.2024). – Текст : электронный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 01.06.2024). – Текст : электронный.
3. ФГОС дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598). - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn (дата обращения 01.06.2024). – Текст : электронный.
4. Баряева, Л.Б. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Ю. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова и др. - М.: Добрый мир, 2020. – 345 с. – Текст : непосредственный.
5. Гущина, Ю. В. Театрализованная игра – как средство социализации детей с ЗПР в обучении / Ю.В. Гущина, Ю.А. Колотовкина. – Текст : непосредственный // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2020. - №30-1. – С. 154-159.
6. Дубынина, Т. Е. Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития / Т. Е. Дубынина, Е. П. Рыжевич — Текст : непосредственный. // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). – С. 54-59.
7. Емелина, Д.А. Задержки психического развития резидуально-органического генеза: клинические варианты, динамика, прогноз: дисс... канд. мед. наук: 14.01.06 / Д.А. Емелина. – СПб.: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, 2020. – 189 с. – Текст : непосредственный.
8. Конченко, С. В. Использование театрализованных игр в развитии навыков общения у старших дошкольников / С. В. Конченко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 48 (390). – С. 420-422.
9. Коробейников, И.А. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР / И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 3-13.
10. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. В. Костяк. – М. : Академия, 2020. – 176 с. – Текст : непосредственный.
11. Макагон, Е. С. Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР / Е. С. Макагон, Г. С. Кузьминых, Т. Ф. Мункоева. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). – Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 5-8.
12. Медведева, Е.А. Технологии театрализованно-игровой деятельности в развитии воображения и творчества дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Медведева. – Текст : непосредственный. // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №64-3. – С. 85-90.
13. Мищенко, Л. И. Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе / Л. И. Мищенко, А. А. Веревкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 1 (396). – С. 247-249. – URL: https://moluch.ru/archive/396/87600/ (дата обращения: 02.01.2025).
14. Психология дошкольника с задержкой психического развития : учебное пособие / Л.В. Шипова. – Саратов, 220. – 86 с. – Текст : непосредственный.
15. Рахманова, Е. В. Характерные особенности детей с задержкой психического развития / Е.В. Рахманова. – Текст : электронный // Вестник науки. – 2023. – №6 (63). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakternye-osobennosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 02.01.2025).
16. Семенов, Н. Б. Театрализованная игра как инструмент социальной работы / Н.Б. Семенов. – Текст : непосредственный. // Молодой ученый. – 2020. – №11. Т.2. – С. 104-107.
17. Специальная психология : учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. М. Шипицыной. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 287 с. – Текст : непосредственный.
18. Циба, И. П. Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / И. П. Циба. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 8 (298). – С. 250-252.