Фрагмент для ознакомления
2
В первой главе нашей курсовой работы, мы раскроем сущность понятия «предметное рисование» в психолого-педагогической литературе, охарактеризовать задачи по обучению предметному рисованию (животные) в разных возрастных группах, охарактеризуем содержание работы по обучению предметному рисованию (животные) в разных возрастных группах.
1.1 Сущность понятия «предметное рисование» в психолого – педагогической литературе
В этом параграфе мы рассмотрим «предметное рисование» в психолого-педагогической литературе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) обеспечивает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [20].
В своих исследованиях ученые доказали необходимость обучения детей дошкольного возраста изобразительному искусству, важность изобразительной деятельности, способствующей творческому развитию личности ребенка.
Проблема развития детского изобразительного творчества рассматривалась в исследованиях искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др., психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко и др.
Предметное рисование – вид детского творчества, направленный на передачу формы, цвета и особенностей отдельных предметов или их групп. Процесс рисования ориентирован не только на воображение и передачу эмоций, но и на понимание инструкций, запоминание приемов движения и соединение определенных приемов с формой изображаемого предмета.
С.В. Погодина считает, что «предметное рисование» - это изображение отдельных предметов. На рисунке необходимо отобразить свойства и признаки предмета, а также его внутренний характер, придав ему выразительности [15].
Н.В. Сакулина объяснила данное определение так: «предметное рисование» - это вид изобразительной деятельности, направленный на освоение детьми способов изображения предметов, а также на формирование художественного вкуса у детей [17].
М.В. Сергеевна рассматривает предметное рисование как процесс, в котором ребенок не просто копирует объект, но и стремиться выразить свои чувства и эмоции через образ [3]. («Изобразительная деятельность в детском саду»)
Л.В. Выготский отмечает, что предметное рисование – это способ развития мышления, речи, памяти и воображения у детей [4]. (Л.С Выготский «Педагогическая психология») Также он подчеркивал его важность для формирования познавательных процессов.
Таким образом, предметное рисование играет одну из ключевых ролей в художественном и интеллектуальном развитии детей. Оно способствует развитию важнейших психических функций, познавательных процессов и творческих способностей.
1.2 Задачи по обучению предметному рисованию (животные) в разных возрастных группах
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
- описывать форму и строение предмета, учить показывать пропорциональное соединение частей, изменения вследствие простого движения;
- учить описывать некоторые характерные детали, делающие образ выразительным и образным;
- передача цвета предмета по содержанию и характеру движений;
- развивать технические навыки рисования карандашами, красками и другими материалами.
В этом параграфе мы рассмотрим задачи по обучению предметному рисованию животных в разных возрастных группах.
В разных возрастных группах в детском саду педагог ставит различные задачи по обучению детей. Задачи, поставленные им, должны соответствовать возрасту детей, содержанию методики и индивидуальным особенностям.
Рисование животных - достаточно сложный и длительный процесс, который имеет свои особенности в каждой возрастной группе. Так, исходя из того, что дети в первой младшей группе умеют только правильно держать карандаш или кисть и правильно работать ими, изображая вертикальные и горизонтальные линии, мазки округлые линии, они не в состоянии еще изобразить правдоподобное животное. Рисунки таких юных художников зачастую лишены смысла. На данном этапе воспитатель учит узнавать и называть предметы, изображения на рисунках. Дети только учатся изображать отдельные предметы [10].
При обучении детей средней группы ставятся следующие задачи:
- обучение рисованию животных: кошка, заяц, медведь и т.д.;
- рисование животных по принципу «реального образца», «полукруг»;
- формирование навыков рисования туловища животного в форме овала, головы-круга, четыре лапы [18].
При обучении детей 6–7 лет ставятся следующие задачи:
- учить детей рисовать домашних, диких животных и животных жарких стран, образы которых максимально приближены к реальным;
- дать детям понятие о последовательности изображения (по алгоритму);
- познакомить детей с обобщённым способом рисования животных;
- учить находить различия во внешнем виде животных и отображать их в рисунке;
- показать способы передачи позы животного: стоит, лежит, сидит, мчится, принюхивается, идёт по следу;
- учить проводить осевые линии карандашом перед рисованием красками;
- учить рисовать туловище животного овальной формы; чтобы был виден переход от грудной (более широкой) части тела к задней (более узкой);
- показать приёмы смешивания цветов для получения нужного оттенка;
- закреплять умение передачи фактуры меха, используя приём набивки [25].
Основная задача педагога – не только научить рисовать разных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и воспитать в своих учениках умение видеть, понимать, ценить и любить разных животных. вещи и удивительный мир живых существ. В дошкольном возрасте, прежде всего, у ребенка формируется взгляд на мир, поэтому необходимо понять особую роль и место человека в природе.
В этой главе мы раскрыли сущность понятия предметного рисования, охарактеризовали задачи по обучению предметному рисованию животных в разных возрастных группах.
1.3 Содержание обучения предметному рисованию (животные) в разных возрастных группах
Дошкольники не могут в полной мере освоить способы описания действительности. При решении визуальных задач, особенно по передаче цвета предмета, соблюдению правильных пропорций, нельзя игнорировать возникающие перед ними трудности. Естественно, обучение дошкольников должно ограничиваться решением простейших зрительных задач. Однако ребенок постоянно растет и развивается, его способности формируются под влиянием воспитания и обучения, и задача педагога – позаботиться о том, чтобы привести детей к истинному отражению действительности [10].
Одним из важных средств реалистической, выразительной живописи является передача важных отношений между частями в предмета и их частей между собой. Дети начинают это делать со второй возрастной группы, сначала различая большое и маленькое. В следующих группах это умение усложняется: от детей требуется сообщить связи частей, связи между разными изображениями в сюжетах, композициях, картинках. Решение этой задачи связано с движением рук ребенка, развитием глаз, координацией движений рук и глаз в процессе формирования изображения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипов А.А., Лалетина С.А. Формирование знаний и навыков использования линии в детских рисунках и набросках / Искусство и образование. -2019. - № 4 (120). - С. 156-163.
2. Афризунова Е. В. Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 220-223. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112015/ (дата обращения: 11.12.2024).
3. Бовина Н. Р. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию с натуры // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55365/ (дата обращения: 11.12.2024).
4. Вахонина О.В., Козлова О.А. Развитие изобразительных умений у детей 2-3 лет./ под общей ред. О.Д. Лукьяненко - Армавир, 2021. – 67 с.
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2020. - 344 с.
6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М. Просвещение, 2020. - 192с.
7. Землякова Н. В. Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Землякова // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113367/ (дата обращения: 11.12.2024).
8. Лалетина С.А. Наброски и их место в современной педагогической практике преподавания рисунка / Наука в мегаполисе. Science in a Megapolis, 2019. - № 7 (15). – 45 с.
9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Изд. «КАРАПУЗИК-ДИДАКТИКА», 2019. - 208 с.
10. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет: учебное пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,- 2020. — 112 с.
11. Мамий С. Г., Швецова Е.Н. Рисуем чем хотим! : Методическое пособие по развитию речи дошкольников в процессе игровых образовательных ситуаций посредством нетрадиционных техник рисования / Под общей редакцией А. А. Локтевой. – Краснодар, 2023. – 76 с.
12. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспита( телей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2019. — 96 с.
13. От рождения и школы инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Дорофеевой Э. М.. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336с.
14. Падалка А.П. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей // Проблемы педагогики. - 2020. - №1 33. – С. 54-59.
15. Погодина С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 272 с.
16. Родина Н. Н. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (12). — С. 29-35.
17. Рощин С.П., Хлебников А.С., Филиппова Л.С., Архипов А.А., Зинченко Н.В., Пензин И.С. Рисунок: монография. - М.: Издательств-о «Перо», 2019. - 136 с.
18. Смирнова, С. Д. Деятельность воспитателя по обучению сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / С. Д. Смирнова // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 470-471. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91630/ (дата обращения: 11.12.2024).
19. Тюгаева Н.А. Методы обучения и психолого-педагогические технологии: сущность, тенденции развития // Человек: преступление и наказание. - 2020. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-i-psihologo-pedagogicheskie-tehnologii-suschnost-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 07.12.2024).
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 04.12.2024).
21. Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет: учебное пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 112 с.
22. Шаршавых Е. Ю. Последовательные рекомендации к занятию по рисованию животных с натуры в системе дополнительного образования // Вестник магистратуры. 2020. №4-3 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledovatelnye-rekomendatsii-k-zanyatiyu-po-risovaniyu-zhivotnyh-s-natury-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.12.2024).
23. Шайдурова Н. В. Рисуем животных по алгоритмическим схемам (5–7 лет): Методическое пособие для воспитателей ДОО. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2020. — 64 с.
24. Цыкунова Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 49-53.
25. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. - 287 с.