Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной теории и практике дошкольного образования остро стоит проблема методов обучения предметному рисованию в разных возрастных группах. Актуальность методов обучения предметному рисованию в разных возрастных группах детского сада обусловлена несколькими факторами, которые делают эту тему важной для обсуждения и внедрения в образовательные программы.
Рисование предметов способствует развитию мелкой моторики у детей. Это особенно важно в раннем возрасте, когда дети только начинают приобретать навыки, необходимые для письма. Процесс рисования помогает детям развивать такие когнитивные навыки, как память, внимание и зрительное восприятие. Развитие креативности и воображения является ключевой задачей на всех этапах воспитания.
Рисование побуждает детей искать оригинальные решения и самовыражаться через искусство, помогает детям выражать свои эмоции и чувства, что особенно важно для дошкольников, которым ещё сложно вербализировать свои переживания.
Разные возрастные группы требуют подходов, адаптированных к их уровню развития. Например, младшие дошкольники могут лучше усваивать информацию в игровой форме, тогда как старшие могут выполнять более структурированные задания. В процессе выполнения групповых заданий по рисованию дети учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует развитию социальных навыков и навыков командной работы. Предметное рисование может использоваться для интеграции с другими образовательными областями, такими как математика и литература, что делает обучение более целостным и междисциплинарным.
Отсюда следует, что адаптация методов обучения предметному рисованию для разных возрастных групп в детских садах может значительно повысить эффективность образовательного процесса и всестороннее развитие детей.
В связи с этим актуальность темы нашей курсовой работы очевидна и своевременна.
Объектом курсового исследования выступают теоретические основы организации обучения предметному рисованию в разных возрастных группах.
Предметом курсовой работы являются методы обучения предметному рисованию в разных возрастных группах.
Цель курсовой работы: охарактеризовать методы обучения предметному рисованию в разных возрастных группах.
Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи курсового исследования:
1) раскрыть сущность понятия «предметное рисование» в психолого-педагогической литературе;
2) охарактеризовать задачи по обучению предметному рисованию в разных возрастных группах;
3) охарактеризовать содержание работы по обучению предметному рисованию в разных возрастных группах;
4) раскрыть сущность понятия «методы обучения» в психолого-педагогической литературе;
5) представить классификацию методов обучения;
6) дать характеристику методов обучения предметному рисованию в разных возрастных группах.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных источниках тема «Методы обучения предметному рисованию в разных возрастных группах» раскрыта широко и полно.
Методы исследования:
1) методы теоретического исследования (теоретический анализ, теоретический синтез, (конспектирование, цитирование, составление библиографии) и др.);
2) методы эмпирического исследования (анализ литературы).
База исследования: дошкольная образовательная организация.
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, 2 глав (6 параграфов), заключения, списка использованных источников (20 библиографических описаний) и приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОМУ РИСОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
В первой главе нашей курсовой работы, мы раскроем сущность понятия «предметное рисование» в психолого-педагогической литературе, охарактеризуем задачи по обучению предметному рисованию в разных возрастных группах, охарактеризуем содержание работы по обучению предметному рисованию в разных возрастных группах.
1.1 Сущность понятия «предметное рисование» в психолого-педагогической литературе
На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе представлены различные подходы к определению понятия «предметное рисование».
Светлана Викторовна Погодина считает, что предметное рисование – это изображение отдельных предметов. Необходимо отобразить свойства и признаки предмета, а также его внутренний характер, придав ему выразительности.
Каждый вид изобразительной деятельности обладает уникальными возможностями и средствами для отображения предметов и явлений, что в совокупности позволяет многогранно и разнообразно отражать реальность. Рисование является более сложным способом изображения по сравнению с лепкой и аппликацией [2].
Графическая деятельность, связанная с нанесением штрихов на бумагу, начинает привлекать внимание детей уже в преддошкольном возрасте. В возрасте около полутора лет малыши с удовольствием занимаются этим, хотя в начале такие занятия носят характер игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование начинает приобретать более осмысленный характер. Дети в детском саду рисуют карандашами и красками. Используя краски, ребенок может более целостно, хотя и не всегда четко, передавать форму и цвет предметов. Линейный рисунок карандашом позволяет более точно отображать детали и части объектов. В этом процессе важную роль играет зрительный контроль за движениями рисующей руки и за линией, формирующей контур предмета. Рисование с использованием цветных материалов, таких как карандаши и краски, дает возможность передавать окраску различных предметов. Дети, создавая узоры, украшают квадраты, круги и полосы, а также игрушки, которые они сами лепят из глины или делают из бумаги.
Кроме традиционных способов рисования кистью, можно использовать кусочки поролона и трафареты. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более сложные техники, такие как рисование песком или мятой бумагой.
Каждая из этих техник представляет собой небольшую игру, которая помогает детям чувствовать себя более свободными, смелыми и непосредственными. Это развивает их воображение и предоставляет полную свободу для самовыражения.
Для того чтобы выразить связное содержание в рисунке, необходимо овладеть навыками передачи пространства, в котором находятся предметы, их сравнительной величины и взаимного расположения [9].
Формирование у детей реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира является важным аспектом различных видов детской деятельности. В процессе занятий, игр и труда дети учатся визуально исследовать объекты, развивают компенсаторные навыки познания мира, активируя свои сохранившиеся анализаторы, речь и мышление.
В настоящее время существует множество вариантов художественного дошкольного образования, которые определяются наличием разнообразных, дополнительных, альтернативных и авторских программно-методических материалов. Однако многие из них недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в условиях конкретных дошкольных образовательных учреждений.
Доступность применения нетрадиционных техник зависит от возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Начинать работу в этом направлении рекомендуется с таких техник, как рисование пальцами, ладонями, рваная бумага и подобные методы. Однако в старшем дошкольном возрасте эти же техники будут дополнены более сложными художественными приемами, такими как кляксография и монотипия.
Задачи, связанные с предметным рисованием, помогают детям осваивать понятия формы, цвета, размера и пространственного расположения объектов и явлений окружающего мира. Дети учатся формировать движения, развивают навыки раскрашивания и штриховки изображений, а также создают композиции сюжетных рисунков с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру изображений. Использование вспомогательных средств, таких как рисование по трафаретам, обводка контуров и силуэтов, работа на фланелеграфе и раскрашивание по трафарету, помогает преодолеть трудности в освоении техник и методов изображения визуальных образов предметов [14].
Перед рисованием всегда проходит предметно-практическая деятельность, включающая наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры. В ходе этой деятельности происходит обогащение чувственного опыта и уточнение образов предметов из окружающего мира. С помощью дидактических игр и заданий педагог обучает детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов и создавать их изображения. Для достижения этих целей используются задания, такие как «Подбери к дереву лист», «Найди предмет, изображенный на картинке» и «Составь целый предмет или изображение». Дидактические игры и упражнения, направленные на сопоставление реального объекта с его изображением, способствуют развитию навыков анализа, сравнения и определения структуры как самого предмета, так и его изображения. К таким заданиям можно отнести: «Найди сходства и различия», «Подбери силуэтные, контурные и цветные изображения к предмету», «Найди вторую половину изображения или предмета».
Одним из эффективных способов понимания и визуализации пространства является работа с индивидуальными фланелеграфами, где создаются композиции из вырезанных изображений. Дети, опираясь на образцы, словесные указания или наблюдая за натурой, формируют на фланелеграфе соответствующие сюжеты. Например, им предоставляются реальные предметы, такие как домик, дерево, машинка и другие. Дети анализируют, как эти предметы расположены на столе, и затем создают аналогичную композицию из вырезанных изображений на фланелеграфе. Процесс анализа взаиморасположения реальных объектов и создаваемого изображения происходит практически одновременно. При создании сюжета с помощью выкладывания плоскостных изображений предметов на фланелеграфе дети уточняют и корректируют неточности в их расположении.
Правильное и реалистичное изображение объекта в рисунке требует передачи его характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения и цвета. Давайте рассмотрим, насколько дошкольники способны справляться с этими задачами.
Исследования российских психологов (А. В. Запорожец, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова и других) показали, что в восприятии предмета ключевым признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один объект среди множества. Ошибки в изображении формы не всегда связаны с неправильными представлениями или отсутствием навыков, а чаще всего обусловлены трудностями в аналитическом восприятии предмета. Поскольку изобразительные способности детей еще находятся на начальном уровне, они сталкиваются с определенными трудностями в рисовании. В рисунке форма обычно ограничивается линейным контуром [17].
Однако на начальных этапах работы над рисунком правильное проведение линий и изображение контура не должно быть главной задачей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранова, Е. В. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования : учебно-методическое пособие : / Е. В. Баранова, А. М. Савельева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2009. – 59 с.
2. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. - 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с.
3. Вахонина, О. В., Козлова, О. А. Развитие изобразительных умений у детей 2-3 лет. / под общей ред. О. Д. Лукьяненко - Армавир, 2021. – 67 с.
4. Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений: учебное пособие для вузов: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 150 с.
5. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 179 с.
6. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 183 с.
7. Карпова, С. И., Савенкова, Т. Д., Пархимович, З. В. Развитие у детей старшего дошкольного возраста художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 178. С. 100 – 109.
8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. 2–7 лет. / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 246 с.
9. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и практикум для студентов вузов / под общ. ред. Л. В. Коломийченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 209 с.
10. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 411 с.
11. Пархимович, З. В., Савенков, А. И. Методика организации изобразительных практик старших дошкольников в коллективной деятельности / Игровая культура современного детства. Сборник статей II Международной научно‐практической конференции / Под ред. И. А. Орлова, О. В. Цаплиной и др. М. : Национальная ассоциация игрушечников России, 2018. С. 58 – 62.
12. Савенков, А. И., Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. М. : Юрайт. 2020. 96 с.
13. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 121 с.
14. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учеб. пособие / С. В. Погодина. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. – 269 с.
15. Теория и методика развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста для специальности 1-01 01 01 (6-05-0112-01) Дошкольное образование : учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Н. В. Щепеткова. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2023. – 104 с.
16. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста: курс лекций для студентов, обучающихся по специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование: в 2 ч. / авт.-сост.: Е. А. Мурашко, Н. Ю. Ясева. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. – Ч. 1. – 92 с.
17. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста: курс лекций для студентов, обучающихся по специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование: в 2 ч. / авт.-сост.: Е. А. Мурашко, Н. Ю. Ясева. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2021. – Ч. 2. – 156 с.
18. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 145 с.
19. Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет: учебное пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 112 с.
20. Янушко, Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 287 с.